Слайд 1
Мастер-класс по теме:
«Обучение использованию картографических источников информации
для решения
учебных и практико-ориентированных задач
на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами»
Работа учителя географии
высшей категории
ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка
м. р. Кошкинский
Правдиной Н. А.
Слайд 2Цель мастер-класса:
Способствовать обретению умений решения учебных и практико-ориентированных задач на
уроках географии в результате использования картографических источников информации.
Слайд 3
Задачи мастер-класса:
Показать значение географической карты в условиях перехода на новые
образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения.
Рассмотреть основные формы работы с географической картой, способствующие развитию картографических умений для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование универсальных учебных умений анализировать карту.
Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 5Карта – это
начало географии, ее второй язык;
экономное выражение географического
текста;
один из главных источников географической информации;
объект изучения в школе;
наглядное пособие по географии
Слайд 6 Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить
географические объекты на карте.
Чтение карты - это умение давать характеристику территории и отдельных географических объектов, понимание условных обозначений, умение пользоваться картами различных проекций, масштабов, содержания, умение определять по карте расстояния и направления, широту и долготу.
Слайд 7Виды работ с картами:
Работа с географической номенклатурой
Работа с контурными картами
Составление по
картам географической характеристики
Заполнение таблиц на основе сопоставления карт
Творческие задания: рисунки, макеты, коллажи, сочинения-путешествия
Практические работы с использованием карт атласа
Проектная деятельность учащихся
Слайд 8Работа с географической номенклатурой
Слайд 10
Нанесите на контурную карту точки с заданными координатами. После нанесения точек
на контурную карту, соедините их линией по порядку и у вас получится интересная фигура
Слайд 12Составление по картам географической характеристики
Слайд 13Заполнение таблиц
на основе сопоставления карт
Вывод: Чем моложе по возрасту горы
тем они...
Чем древнее по возрасту горы, тем они…
Слайд 14Творческие задания
Приём №1. Рекламный плакат, проспект. Например: «Приглашение в Россию».
Приём №2. Проект
туристического маршрута
Приём №3. Сказка ( Можно дать начало сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…. Однажды….»
Приём №4. Сочинить стихотворение по данной теме
Приём №5. Составить 15 тестовых вопросов по данной теме (Страны Европы)
Приём №6. Кроссворды, включающие не менее 15 слов
Приём №7. Ребус
Приём №8. Рецензирование материала. Варианты работы с текстом:
Найдите и исправьте в тексте фактические ошибки
Опровергните предложенную информацию
Проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной литературой;
Предложите своё, более точное, определение;
Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке
Приём №9. Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему на другом материке).
Приём №10. Репортаж (С берега озера Байкал, острова Гренландия, реки Амазонка, водопада Анхеля)
Слайд 15Рецензирование материала.
Варианты работы с текстом
Задание 1. Судя по всему, нас
выбросило на западный берег Северной Америки. Наше судно попало в жестокий шторм и его разнесло в щепки холодное течение Гольфстрим. Нам ничего не осталось, кроме того, как идти на восток в густые джунгли тропического леса. Но и там нас подстерегала смертельная опасность. В густой листве прятались кобры, львы и множество кровососущих насекомых. Над нами мирно жевали листву недоверчивые и коварные коалы. Но все-таки мы выбрались из густой чащи и поняли, что перед нами горы Альпы. Без труда преодолели мы зеленые вершины и оказались на берегу Индийского океана. Там мы нашли порт и на торговом судне отправились домой.
Задание 2. Нашей экспедиции очень не повезло. Мы хотели попасть в Антарктиду, но бурные воды теплого Калифорнийского течения унесли нас к берегам Австралии. Нам пришлось сделать остановку на острове Индокитай. Отсюда мы решили дойти до Австралии пешком. В Австралии в густой тени эвкалиптовых лесов мы сделали привал, но, показавшиеся на горизонте белые медведи заставили нас покинуть стоянку и продолжить путь в Сидней, который находился в самом центре материка. Отсюда наша экспедиция улетела на юг, домой, в Евразию.
Слайд 16Практические работы
с использованием карт атласа
Используя карту «Часовые пояса»
научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.
Задания:
На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?
Слайд 17Проектная
деятельность учащихся
Проект «Дайте планете шанс».
Цель
проекта: формирование у учащихся знаний глобальных проблем человечества и путей их решения
Проблема: почему некоторые социальные и экономические процессы приняли глобальный характер?
Задача проекта: изучить глобальные проблемы человечества, особенности их проявления в странах разного социально-экономического уровня развития и наметить возможные пути решения проблем
Продолжительность: 3 урока
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, энциклопедии, статистические данные.
Продукты проекта: презентации, публикации.
Темы презентаций и публикаций:
География «голода».
Грозит ли Земле перенаселение.
Страны богатые и бедные.
Мировой океан – будущее человечества.
Экологические проблемы.
Энергетическая и сырьевая проблемы.
Форма презентации результатов проекта: конференция.
Слайд 18Значение формирования картографической грамотности
Картографическая грамотность даёт возможность грамотно планировать свои путешествия;
Использовать
электронные карты для создания маршрутов;
Договариваться о совместных маршрутах с гражданами различных государств;
Участвовать в создании общей картины мира, размещая географическую информацию и фотографии в сети Интернет;
Использовать GPS навигацию при автомобильном путешествии по своей и чужой стране;
Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.