Слайд 1Как эффективно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по географии
Мастер класс «Карта
- язык географии.»
Учитель первой квалификационной категории Мукова Арина Борисовна
Слайд 2Экзаменационная работа по географии в форме ОГЭ позволяет с достаточной степенью
объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.
Слайд 3Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и
умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.
Слайд 4 Работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю
учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это демо версия ОГЭ)
Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях, на какие задания нужно обратить особое внимание.
Слайд 5Организация работы
Анализ работы за прошлый год. Анализ допущенных ошибок при проведении
ОГЭ. Выявление проблемы на следующий год.
Изучение нормативных документов (кодификаторы,спецификации, демоверсии, измений и новшеств)
Слайд 6Диагностика
Важное значение имеет диагностика . Первая и последующие работы позволяют проследить
динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Что даёт дополнительный стимул к дальнейшей работе по предмету.
Слайд 7Диагностика проводится 1 раз в четверть среди учащихся 8-9 классов, по
материалам КИМ предыдущих лет, накопленного банка-данных с целью:
1.Определения качества знаний у учащихся.
2. Повышения и развития интереса к изучаемому предмету
3. Анализ ошибок, позволяет определять проблемные вопросы
4. Динамика средней оценки контрольных работ используется учителями при аттестации.
Слайд 8Этапы проведения диагностических работ
1. Подготовительный этап (выявление сдающих в 9 классе)
1 диагностическая работа (конец 1 четверти) - проверка знаний номенклатуры:
Физическая карта мира
Физическая карта России
Субъекты РФ
Климатическая карта мира
Карта природных зон и т.д. в зависимости от изученного материала
Слайд 11 « Карта – альфа и омега географии», сказал
Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка).
Слайд 12Прохождение тёплого и холодного фронта.
Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание.
Задание: найди
все города в которых ожидается потепление (или похолодание).
Слайд 13Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте
обозначен пункт, климат которого
показан на климатограмме.
Ответ :
Слайд 14Задания 19–22 выполняются с использованием приведенной ниже карты
Слайд 15Внимательно рассмотрите топографическую карту, изучите помещенные к ней условные знаки.
Найдите нужные
объекты на карте.
Определите масштаб карты, величину масштаба.
Измерьте расстояние на карте с помощью линейки. Измерение проводите точно между центрами условных знаков.
Соотнесите измеренный отрезок на карте и величину масштаба, найдите расстояние.
Округлите полученный результат до десятков метров, запишите полученный результат в виде числа.
Слайд 16Вспомните основные направления сторон горизонта.
Найди на карте стрелку, которая показывает С
– Ю. Помните, что за север принимается верхняя часть карты, за юг – нижняя, за запад – левая, за восток – правая. Через любую точку на карте можно провести эти направления.
Найдите указанные объекты на карте.
Постройте через исходную точку линию С – Ю.
Проведите стрелку от первой точки ко второй, определите направление.
Запишите ответ (например, северное или северо-восточное), либо краткий ( например, С или С-В).
Слайд 17Внимательно прочитайте задание.
Какие условия необходимы, чтобы участок можно было использовать по
назначению? Какие причины влияют на размещение данного вида деятельности?
Сопоставьте эти причины с условиями на каждом из участков.
Рассмотрите все варианты.
При ответе укажите какой это участок, почему вы выбрали данный № участка (например,1), почему не подходят участки № 2 и № 3.
Слайд 18Найди точки А и В на карте. Соедините их линией.
С помощью горизонталей определите, на какой высоте они находятся.
Определите характер поверхности между точками. На полоске бумаги обозначьте все точки, которые пересекает профиль.
Соотнесите с предложенными профилями. Выберите верный вариант ответа.
Слайд 19Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке
увеличения их возраста
(от самого молодого до самого древнего).
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
А) известняк
Б) суглинок с валунами
В) кварцит
Ответ :
Слайд 21В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в
9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)
Слайд 22Определите столица какой страны имеет
географические координаты …?
Слайд 23Назовите одну из особенностей промышленности
Челябинской области , способствующую развитию производства
там тяжёлой тракторной техники.
Особенность промышленности: производство тракторной
техники металлоёмко, а в Челябинской области развита
чёрная металлургия. 2балла.
Или
Для производства тракторной техники нужно сырьё –
металл, а в Челябинской области имеются крупные
металлургические комбинаты. 1балл.
Слайд 243.Циклоны, Антициклоны.
(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)
4. Рельеф, стихийные явления. (при
изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)
5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)
Слайд 25На некоторые темы, например «Топографическая карта» «Синоптическая карта» я
использую пошаговую инструкцию.
Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)
Слайд 26Определите показатель естественного прироста населения в 1994 г.
Решение Е= Р-С ;
9,8 – 15,8= -6
Ответ :- 6
Слайд 27 2. Основной этап
1. Диагностическая работа № 2 (конец 2 четверти)
– работа с тестовыми заданиями по изученным темам.
2. Диагностическая работа № 3 (конец 3 четверти) – работа с текстами:
1) Работа с использованием учебника и атласа
2) Создание алгоритма выполнения заданий
Слайд 28Алгоритм решения:
1) Где находится пустыня Атакама? В каких широтах?
2) Какие господствующие
ветры преобладают?
3) Характер рельефа.
4) Какие океанические течения, и как они влияют на количество выпадающих осадков?
Почему в пустыне Атакама выпадает мало осадков- менее 100 мм в год? Укажите не менее двух причин
Слайд 29Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы
(рекламные лозунги) для привлечения туристов
в свои регионы. Установите
соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры,
соответствующие выбранным ответам.
СЛОГАН РЕГИОН
А) Добро пожаловать на побережье
Телецкого озера – горной жемчужины с
неповторимой красотой!
Б) Добро пожаловать в национальный парк
Валдайский – «жемчужину» средней
полосы России! Полюбуйтесь красотой
озера Ильмень!
1) Республика Карелия
2) Краснодарский край
3) Республика Алтай
4) Новгородская область
Слайд 30Определите страну по её краткому описанию.
Территория этой страны имеет выход к
одному из морей Атлантического
океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны разнообразна: здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные средиземноморские леса. Страна имеет сухопутную границу лишь с двумя государствами. Название столицы совпадает с названием страны.
Тунис
Слайд 313. Заключительный этап
Проведение диагностической работы № 4:
1. Отработка темы по
заданиям пособий
2. Работа с заданиями ОГЭ по теме с использованием интернет ресурсов
3. Выполнение вариантов КИМ по географии в пособиях и на сайтах для подготовки к ОГЭ.
Слайд 32Слагаемые успешности сдачи ОГЭ:
-профессионализм учителя;
-высокий уровень мотивации учащихся;
-психологическая установка на успех;
- обобщение и систематизация знаний;
-диагностика и мониторинг успешности обученности;
-дифференцированный подход к
коррекции знаний учащихся
Слайд 33
Спасибо за внимание! Успехов в работе!