Слайд 1Учитель географии
Дроботова Н.С.
Логические опорные конспекты
как средство развития информационной
компетенции обучающихся
МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»
Ракитянского района Белгородской области
Слайд 2Условия возникновения,
становления опыта
Педагогический опыт
«Логические опорные конспекты как средство развития информационной компетенции обучающихся» реализуется в МОУ «Бобравская СОШ» с 2008г. Результаты диагностики по Г.А.Русских «Методика определения уровня сформированности информационной компетенции» позволили сделать вывод, что необходимо создать условия для правильного усвоения обучающимися информации, развития информационной компетенции обучающихся.
Слайд 3 Противоречие между необходимостью повышать уровень информационной компетенции
обучающихся и недостаточной проработкой этого вопроса в условиях обучения в общеобразовательной школе.
Актуальность опыта
Слайд 4
Ведущая педагогическая идея опыта
Создание необходимых условий, содействующих
развитию информационной компетенции обучающихся посредством применения в учебном процессе логических опорных конспектов.
Слайд 5I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2008 года.
II
этап – основной (формирующий) – декабрь 2008 – март 2012 года.
III этап – заключительный (контрольный) - март 2012 - май 2012 года.
Длительность работы над опытом
Слайд 6 Система работы по развитию информационной компетенции обучающихся посредством применения
в учебном процессе логических опорных конспектов на уроках географии.
Диапазон опыта
Слайд 7Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи
В.Ф.
Шаталова
Г.К. Селевко
С.Н. Лысенкова
Т.М. Бенькович
Слайд 8Теоретическая база опыта
Опорный конспект – это компактное графическое
отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем (Т.М. Бенькович).
Слайд 9Теоретическая база опыта
Опорный конспект – это система опорных сигналов в
виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение (Г.В. Селевко).
Слайд 10Теоретическая база опыта
Виды логических опорных конспектов:
смысловые;
ассоциативные;
аббревиатурные;
вербальные;
графические.
Слайд 11Теоретическая база опыта
Формы логических опорных конспектов:
схемы;
таблицы;
диаграммы;
ассоциативное поле;
конспекты;
алгоритмы.
Слайд 12Теоретическая база опыта
Основные требования к ЛОК:
лаконичность, структурность, компактность
расположения учебного материала;
простота изображения и доступность для понимания;
выделение основного материала цветом, величиной знаков;
словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.
Слайд 13Теоретическая база опыта
Условия построения ЛОК:
Определить цели урока как планируемые результаты;
Разделить учебный
материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока;
Все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причинно-следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями;
Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта;
Рисунки-сигналы должны быть простыми.
Слайд 14Теоретическая база опыта
Условия построения ЛОК:
ЛОК должны состоять из малых логических блоков,
содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам.
Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника.
Слайд 15Теоретическая база опыта
Назначение ЛОК :
сжимает информацию;
облегчает понимание новой информации;
активизирует учащихся;
экономит время;
упрощает
процесс запоминания новых терминов;
наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
помогает выделять главное;
благотворно действует на психологический климат урока.
Слайд 16Новизна опыта
Состоит в создании системы работы по применению
логических опорных конспектов, нацеленных на развитие информационной компетенции обучающихся.
Слайд 17Технология описания опыта
Цель: обеспечение положительной динамики развития информационной компетенции обучающихся в
процессе изучения географии.
Задачи:
Изучить и систематизировать приемы составления логических опорных конспектов;
Совершенствовать учебный процесс через внедрение различных приемов составления логических опорных конспектов.
Слайд 18Технология описания опыта
Этапы построения ЛОК:
Отбор необходимых сведений в результате анализа карт,
использования других источников информации – справочников, таблиц, диаграмм и т. п.;
Краткое обобщение наработанных материалов с последующим графическим воспроизведением в опорном конспекте.
Слайд 19Технология описания опыта
Варианты построения ЛОК:
Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы
дети усвоили представленную в нем информацию).
Слайд 20Технология описания опыта
Варианты построения ЛОК:
Опорный конспект составляется учениками (тогда учитель оценит,
насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст).
Слайд 21Технология описания опыта
Варианты построения ЛОК:
Опорный конспект составляется совместными усилиями учителя и
учеников в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия) .
Слайд 24Технология описания опыта
Графический конспект – это визуальная интерпретация
учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения учителя.
Слайд 25Технология описания опыта
Ученики составляют основу графического конспекта.
Слайд 26Технология описания опыта
Ученики дополняют рисунок графического конспекта.
Слайд 27Технология описания опыта
Ученики дополняют рисунок графического конспекта.
Слайд 28Технология описания опыта
Методические приемы, используемые при работе с ЛОК:
Подробный
рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОС, который является дидактической карточкой.
Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем.
«Щадящая» форма закрепления. (Учитель задает вопросы классу, дети пытаются на него ответить. После минуты совещания и ответов учеников учитель сам дает ответ или направляет детей к тому источнику, где можно найти правильный ответ).
Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.
Слайд 29Технология описания опыта
Преимущества использования ЛОК:
Выполнение ЛОК обусловливает активную работу всего класса.
Построение
логического опорного конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
Опорный конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
Опорные схемы, выполненные в виде конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
Построение ЛОК позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.
Слайд 30Результативность опыта
Диагностика уровня владения следующими умениями (по методике Г.А. Русских):
Отбирать основное
содержание учебного материала.
Кодировать учебную информацию в форме конспекта.
Отбирать материал для конструирования вопросов.
Конструировать репродуктивные вопросы.
Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнера).
Конструировать проблемные вопросы.
Отвечать на проблемные вопросы.
Оценивать работу партнера.
Корректировать работу партнера.
Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.
Слайд 31Результативность опыта
Если ребёнок владеет умением, то он получает 3 балла; если
испытывает затруднения — 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие — 1 балл; если умение не сформировано — 0 баллов.
По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе: 30 баллов — идеальный уровень, «5»; 27–29 баллов — оптимальный уровень, «5»; 25–26 баллов — допустимый уровень, «4»; 20–24 балла — критический уровень, «3».
Слайд 32Результативность опыта
Развитие:
памяти,
логического мышления,
способности к анализу,
монологической речи;
Раскрывает:
индивидуальные способности
учащихся,
творческий потенциал;
Формирует информационную компетенцию обучающихся;
Повышает качество знаний по географии.