Презентация, доклад Компетентностный подход в обучении географии

Содержание

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,Пройти по всей Земле горящими ступнями,Всё воспринять – и снова воплотить.

Слайд 1

«Совершенствование качества образования по географии через освоение компетентностного подхода в

обучении, воспитании, развитии учащихся»
Подготовила: Васильева Н.К, учитель географии МБОО «Заводская СОШ»
Август 2016г
«Совершенствование качества образования по географии через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии учащихся»Подготовила: Васильева Н.К,

Слайд 2
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все

цветы, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить. М.Волошин

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами,Пройти по

Слайд 3 В концепции модернизации образования в России под

качественным образованием понимается такое образование, которое формирует у школьников ключевые компетентности, связывающие воедино личностный и социальный смысл образования.

Компетентностный подход предполагает обновление образования, направленное на формирование личностных качеств школьника, его практическую подготовленность к решению в повседневной жизни реальных проблем и в совокупности отражают функциональную грамотность ученика.




В концепции модернизации образования в России под качественным образованием понимается такое образование, которое

Слайд 4Что такое компетенция?
Компетенция (по А. Хуторскому) - совокупность взаимосвязанных качеств личности

(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность (по А. Хуторскому) - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Что такое компетенция?Компетенция (по А. Хуторскому) - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых

Слайд 5Компетентности, заложенные в Стандарт общего образования.
Предметная – способность действовать в

жизни с позиции содержания учебного предмета;
Коммуникативная – способность вступать в общение с целью быть понятым;
Информационная – способность получать информацию из любых, доступных источников;
Культурологическая – способность к толерантному мышлению;
Валеологическая – способность и потребность ведения здорового образа жизни;
Учебно – исследовательская и проектная – способность креативно мыслить и действовать.
Компетентности, заложенные в Стандарт  общего образования.Предметная – способность действовать в жизни с позиции содержания учебного предмета;Коммуникативная

Слайд 6Какие компетенции можно сформировать на уроках географии?
Конкретный набор ключевых компетенций является

предметом запроса работодателей к системе образования, он может варьироваться в связи с актуальной социально-экономической ситуацией в том или ином регионе. Названы следующие виды ключевых компетентностей:
Ценностно-смысловые –думать!
Общекультурные – приниматься за дело!
Учебно-познавательные –изучать!
Коммуникативные – сотрудничать!
Информационные – искать!


Какие компетенции можно сформировать на уроках географии?Конкретный набор ключевых компетенций является предметом запроса работодателей к системе образования,

Слайд 7Цель компетентностного подхода:
учиться знать;
учиться делать;
учиться жить;
учиться быть.

Цель компетентностного подхода:учиться знать; учиться делать; учиться жить; учиться быть.

Слайд 8Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии
Работа с учебником,

географической и научно-популярной литературой, с картами и картосхемами, со статистическими материалами, на местности, с ресурсами СМИ и Интернет; наблюдение за окружающей средой, учебные научные проекты.
Виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географииРабота с учебником, географической и научно-популярной литературой, с картами

Слайд 9Формы учебных занятий:
Уроки: – путешествие, ролевая игра, деловая игра,пресс-конференция, конкурс, соревнование,

турнир, КВН,аукцион, «Следствие ведут знатоки», дебаты, «Эврика!», общественный смотр знаний, взаимообучения , мастерская, поиск, консультация, творческий отчет.

Формы учебных занятий:Уроки: – путешествие, ролевая игра, деловая игра,пресс-конференция, конкурс, соревнование, турнир, КВН,аукцион, «Следствие ведут знатоки», дебаты,

Слайд 10Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии.
1.Помочь

детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности.
2.Научить применять знания в конкретной ситуации.
3.Уметь достигать положительных результатов.

Система работы учителя: возможности формирования компетентностей учеников на уроках географии.  1.Помочь детям освоить знания, приобрести навыки

Слайд 11 Условия формирования ключевых компетентностей:
1. Во-первых, это изменение позиции учителя

в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Учитель должен быть наставником, координатором, партнером. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
- создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели; включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
- развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- организация групповой работы;
3. В-третьих, развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности
Условия формирования ключевых компетентностей: 1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера

Слайд 125 золотых правил для успешной мотивации детей:
1. Стараться не навязывать учебных

целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
3. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
5. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой
5 золотых правил для успешной мотивации детей:1. Стараться не навязывать учебных целей

Слайд 13Структура компетентностно-ориентированного задания:
- стимул,
- задачная формулировка,
- источник информации,
-

бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
- инструмент проверки.

Структура компетентностно-ориентированного задания:- стимул, - задачная формулировка, - источник информации, - бланк для выполнения задания (если оно

Слайд 14Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю :
- оценить уровень

развития предметных знаний и умений;
- оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.);
- оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимых для достижения поставленной цели в задании;
- формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке позволяют учителю :  - оценить уровень развития предметных знаний и умений;

Слайд 15Рекомендации учителям при использовании компетентностного подхода:
1.Главным есть не предмет, которому вы

учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Рекомендации учителям при использовании компетентностного подхода: 1.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы

Слайд 16
8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить

усвоение системы знаний.
10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12.Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.10.В процессе обучения обязательно

Слайд 17Тема: Климат России.
Основные ключевые компетенции по данной теме и их географическая

трансформация
Тема: Климат России.Основные ключевые компетенции по данной теме и их географическая трансформация

Слайд 18Сущность формирования компетентностей школьников
Рефлексивная- готовность организовывать свою деятельность в соответствии с

позициями:
Что я делаю (делал, буду делать?)

Зачем я это делаю
(делал,
буду делать?)

Как я это делаю (делал, буду делать)?


Что получу
(получил )
в результате ?

Сущность формирования компетентностей школьниковРефлексивная- готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями:

Слайд 19 Т.И. Шамова предлагает следующий

алгоритм рефлексии:

«Я»

«Мы»

«Дело»

Как чувствовал себя в процессе учения,
было ли комфортно. С каким настроением
работал, доволен ли собой.

Насколько комфортно работалось в
группе, была ли оказана помощь в группе,
авторитетен ли я в вопросах изучения
нового материала, были затруднения?...

Я достиг цели учения, мне этот материал
нужен для дальнейшей учебы (практики,
просто интересен),в чем я затруднялся,
почему; как мне преодолеть свои проблемы.

Т.И. Шамова предлагает следующий

Слайд 20Задания: 1. Сегодня на уроке я узнал…

2. На уроке я испытал затруднения..
3. Для того, чтобы хорошо, быстро и правильно работать
с картой атласа, мне нужно ориентироваться в легенде
карты…
4. На уроке я научился (лась)….
5. Для продолжения работы мне необходимо….
6. Знания, полученные на уроке я буду использовать ….
7. Я владею данной технологией изучения нового
материала…
8. Я использовал следующие способы изучения нового
материала…
9. Я доволен работой в группе…
10. Мой голос в группе был услышан…
11. Я реализовал свои возможности не уроке…
12. Мне все (не все) вопросы и задания были понятны…
13. Я доволен (не доволен) своими результатами на
уроке…
14. Я не доволен результатами урока потому, что….
15. Мне интересно узнать…
16. Я ставлю цель изучить….. (научиться)….
17. У меня никогда не получалось, поэтому я ….
18. До меня никто не делал. а я попробую …
19. Чтобы получить зачет, мне необходимо…(я сделаю….)
Задания:  1. Сегодня на уроке я узнал…

Слайд 21Сфера познавательной деятельности: информационная компетентность

Освоение методов самостоятельного приобретений
знаний из различных источников информации, в
том числе электронных ресурсов на основе ГИС.
Тема «Климат России»:
Назовите источники, из которых вы можете получить информацию о климате России?
Используя алгоритм характеристики климата сверните информацию в удобном для вас виде.
Выделите вопросы, по которым вы можете получить информацию в других источниках ?

Сфера познавательной деятельности: информационная компетентность        Освоение методов самостоятельного приобретений

Слайд 22 Систематизируйте данные по изученной теме,
полученные из

разных источников.
Основываясь на полученной информации о
неблагоприятных климатических явлениях на
территории России.
Сделайте предположение: какие из них могут
быть на территории нашего района. Каковы
основные правила поведения в случае их
возникновения?
На основе критического анализа разных точек
зрения на изменение климата России, сделайте
вывод о причинах этого явления.


Систематизируйте данные по изученной теме,   полученные из  разных источников. Основываясь на полученной информации

Слайд 23Сфера общественной деятельности: социальная компетентность

Задания:
Вы работаете метеорологом.

Составьте комментарий прогноза погоды по синоптической карте для информации по бурятскому телевидению.
2. Вы являетесь жителем республики Саха.
Объясните влияние климата на жизнь, традиции,
хозяйственную деятельность якутов.
3. Вам предстоит разработать проект строительства
жилого дома в г. Верхоянске. Каких специалистов
вы привлечете к разработке проекта. Свой выбор
обоснуйте.
4. Спроектируйте строительство автомобильной дороги (железной) на территории Восточной Сибири. Какие условия вам придется учитывать?

Сфера общественной деятельности: социальная компетентность   Задания: Вы работаете метеорологом. Составьте комментарий прогноза погоды по синоптической

Слайд 24Сфера трудовой деятельности: коммуникативная, информационная компетентности

Умение анализировать ситуацию на рынке труда,

совершенствовать и реализовывать профессиональные возможности самореализации.

Знакомство с профессиями, требующими географической
подготовки.
Разработайте деловую игру «Трудовые ресурсы Республики Бурятия. Рынок труда». Используйте инструктивную карточку.
Вам предстоит выступить на международном экологическом симпозиуме. О какой экологической проблеме Бурятии вы будете докладывать.
К Вам обратилась администрация Тарбагатайского района с предложением о разработке проекта парка отдыха для сельчан . Какие ресурсы Вы будете использовать?
Найдите самостоятельное решение очистки воздуха от загрязнения работой ТЭЦ города.

Сфера трудовой деятельности: коммуникативная, информационная компетентностиУмение анализировать ситуацию на рынке труда, совершенствовать и реализовывать профессиональные возможности самореализации.Знакомство

Слайд 25Проектная компетентность
Готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем,

ставить цели и соотносить с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.


Задания.
1. Разработайте проект «Влияние климата на
хозяйственную деятельность, обычаи и традиции
родного края».
2. Создайте проект «Использование минеральных
источников Бурятии для оздоровления
населения».
3. Разработайте проект « Этнокультурное наследие
своего родного края: изучаем, исследуем, храним».

Проектная компетентностьГотовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить с устремлениями

Слайд 26Технологическая компетентность
Способность и готовность учащихся к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма


деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Задания: 1. Пользуясь алгоритмом деятельности, дайте характеристику климата России.
2. Выполните практическую работу «Определенипо синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов России.
Составление прогноза погоды». Используйтеинструктивную карточку.
3. ЕГЭ по географии.

Технологическая компетентностьСпособность и готовность учащихся к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

Слайд 274. Выполнение контрольной работы по
изученной тем«Климат России».
5. Выбор

учеником модулей изучения темы
«Климат России» в соответствии с
индивидуальным образовательным
маршрутом.

4. Выполнение контрольной работы по   изученной тем«Климат России».5. Выбор учеником модулей изучения темы

Слайд 28Внеурочная деятельность
Учащимся предлагаются задания
творческого содержания:
Создать проект социального, технического или информационного содержания.

Например «Картины природы России»
по теме «Климат России».
Проект строительства мини-ГЭС на реке.
Деловая игра «Агро» (решение проблемы производства экологически чистых продуктов на территории Бурятии).
Презентации. Например «Глобальное потепление и его проявления на территории Республики Бурятия».
Заочные путешествия.
Внеурочная деятельностьУчащимся предлагаются заданиятворческого содержания:Создать проект социального, технического или информационного содержания. Например «Картины природы России»

Слайд 29Заключение
Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность

школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно. Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся
Заключение  Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают

Слайд 30Резюме.
Таким образом: формирование ключевых компетенций и компетентностей школьников позволит им самостоятельно

ориентироваться в массе фактов и сведений,
работать с источниками информации,
находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности,
определять географический, экологический контекст отношений,
отличать факты от теории, а, главное,
приобретать функции самостоятельного поиска решения и исследования проблем реальной жизненной ситуации.
Резюме.Таким образом: формирование ключевых компетенций и компетентностей школьников позволит им самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений,

Слайд 31
Спасибо за внимание и взаимопонимание!

Спасибо за внимание и взаимопонимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть