Слайд 1Учитель географии
МБОУ « СОШ пгт Южно-Курильск»
Башарова Л.Т.
Активизация познавательной деятельности
на уроках географии.
Слайд 2Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся.
Слайд 3
Пути развития познавательного интереса в процессе обучения.
1. Знакомить учащихся с новыми
фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
2. Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
3. При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
4. Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
5. Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
Слайд 4Пути развития познавательного интереса в
процессе учения.
Постоянно усложнять познавательные задачи, по
каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
Ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;
Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов заданий различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Слайд 5Условия для развития познавательных интересов.
Оживлять уроки элементами занимательности, имея в
виду решение поставленной на уроке задачи;
Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
Рекомендовать дополнительную литературу;
Слайд 6Методы работы для реализации деятельности по формированию познавательных интересов учащихся.
Создание проблемных
ситуаций.
Любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения, он оказывается в положении исследователя.
Слайд 7
2. Технология опорных конспектов.
Слайд 8
3. Дидактические игры
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то
же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Макаренко А.С.
Слайд 9Игра это:
Деятельность
Мотивированность
Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
Увлеченность
Развитие речи
Формирование определенных
навыков
Общение
Познание
Усвоение учебного материала
Слайд 1010
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
САМЫЕ-САМЫЕ
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
ВОДОЕМЫ
ЧТО ЭТО? ГДЕ ЭТО?
ЖИТЕЛИ
Веселая география
Слайд 11
Перед Вами географические объекты. Один из них лишний. Какой именно?
Мадагаскар, Ява,
Новая Гвинея, Сомали
Альпы, Драконовы, Анды, Сахара
Саргассово, Нил, Нигер, Дунай
(п-ов Сомали,
пустыня Сахара,
Саргассово море)
Слайд 20
5. Использование на уроке художественной литературы.
Наиболее распространенная форма использования дополнительной литературы
на уроках географии – яркие географические описания объектов или явлений.
Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность … читать.
Слайд 21
«Если ученику, скажем, восьмого класса задано сегодня по
учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником - мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, из журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться»
В.А.Сухомлинский
Слайд 22
«Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места
не сыщешь.
Тут и спорить нечего, потому - на всех языках про это
записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат»
П.П.Бажов
Слайд 23
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у
края стремнины;
Орел, с отделенной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах…
Слайд 26
Использование художественной литературы на уроках географии активизирует внимание
учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства от разрушительной деятельности человека.