Слайд 1Численность населения мира. Воспроизводство населения. Демографическая политика.
«Человека забыли!» Н. Н. Баранский
Слайд 2Цель урока:
познакомимся с численностью населения мира;
познакомимся с типами воспроизводства населения
и с демографической политикой стран с разными типами воспроизводства населения.
совершенствовать навыки работы со статистическими материалами, картами атласа.
Слайд 3Демография (от греч. демо - народ, графо - пишу)- наука о
закономерностях производства населения, изучающая его численность.
Слайд 4Динамика численности населения с начала нашей эры
Слайд 5Рост численности населения мира в 1950-2010 г (в млн.чел)
Слайд 6Проблемы, связанные с численностью населения
Продовольственную- нехватка продуктов питания в некоторых регионах
мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.) В целом по миру недоедает 500 млн. чел.
Истощение земель из-за нерационального их использования.
Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
Проблема нехватки воды и т.д.
Слайд 7Сколько нас?
Статус 7 млрд. жителя планеты приобрел ребенок, родившийся в Калининграде.
31октября 2011 года
Слайд 8Естественный прирост
- превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между
количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени;
ЕП=Рождаемость-Смертность
Слайд 9Естественный прирост населения
Карта атласа «Естественный прирост» стр. 11
Слайд 11Смертность
Карта атласа «Смертность» стр. 10
Слайд 13Рождаемость
Карта атласа «Рождаемость», стр. 10
Слайд 15Социально-экономические причины, вызывающие низкую рождаемость
Высокий уровень жизни.
Высокий уровень городского населения
Возрастание лет
затраченных на учебу.
Изменение статуса женщины
Увеличение доли пожилых людей - «старение нации».
Последствия войн, терроризма.
Увеличение возраста вступления в брак
Слайд 16Социально-экономические причины, вызывающие низкую рождаемость
Низкий уровень жизни.
Преобладание сельского образа жизни.
Религиозные
обычаи, поощряющие многодетность.
Подневольное положение женщин, ранние браки.
Рост уровня медицины.
Слайд 17Воспроизводство (естественное движение) совокупность процессов рождаемости, смертности и ЕП, которые обеспечивают
беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Слайд 19Типы воспроизводства населения
Учебник стр. 63-65 пункт 3, 4
Слайд 22Возрастно-половая структура населения
Слайд 23Демографическая политика
это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий,
с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.
Слайд 24Демографическая политика
Учебник стр. 65-66 пункт 5.
Слайд 26Продолжительность жизни
Римляне жили в среднем 22 года.
Фараон Рамсес II прожил
около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен.
В XII-XIII веке мало кто достигал 46 лет.
В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж.
В 70-х годах продолжительность жизни 20 века в Швеции 71-75 лет, Пакистане — 35 лет.
Слайд 27Продолжительность жизни
-это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определяется с помощью
расчетов, основанных на теории вероятностей.
Проанализируйте таблицу учебника стр. 68.
Сделайте вывод о связи продолжительности жизни с качеством жизни.
Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, быта, труда. Исчисляется количеством лет.
Слайд 28Продолжительность жизни
Учебник стр.68 таб. 3
Слайд 29Закрепление
Как вы объясните?
Объясните причину появления высказывания Томаса Мальтуса: «Война – это
лучшее, что мог нам дать Бог»
Знаете ли вы?
Какая из приведенных ниже «формул» воспроизводства населения относиться к странам второго типа, а какая к странам первого типа вопроспроизводства?
14-8=6 22-8=14
2) Что общего у следующих стран: А) Кения, Кувейт, Индонезия, Вьетнам, Алжир, Никарагуа? Б) Франция, Канада, Куба Болгария, Япония?
Слайд 30Закрепление
№ 1
Определите тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде .
№ 2
Слайд 31Закрепление
Как вы думаете?
Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?
Какую
демографическую политику вы бы порекомендовали среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами для обработки земель?
Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству стран с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню?
Слайд 32Рефлексия
Достигли ли мы цели урока?
Что на уроке вызвало у вас затруднение?
Что
вас удивило?
Выберите смайлик, отражающий ваше настроение после урока:
№ 1
№ 2
№ 3
Слайд 33Домашнее задание
Тема «География населения мира». Пар. 1. Мы знакомимся с численность
и воспроизводством населения.
По желанию: подготовить доклады: «Трудовые миграции в мире», «Мигранты – беженцы».
Знать термины «синие», «белые», «золотые воротнички», «утечка мозгов».