Презентация, доклад к уроку Народные промыслы Центральной России

Содержание

Центральная Россия Центральная Россия – это ряд областей, которые занимают европейскую часть Российской Федерации. К ней относится несколько федеральных округов, каждый из которых примечателен своей культурой. Частью её является народный

Слайд 1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Александроневская средняя школа»
«Народные промыслы центральной России»





Выполнила:
ученица 9

класса
Швидкая Софья Владимировна, 16 лет
НСО, Убинский район, с. Александро-Невское,








2017 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Александроневская средняя школа»«Народные промыслы центральной России»Выполнила:ученица 9 классаШвидкая Софья Владимировна, 16 летНСО, Убинский

Слайд 2Центральная Россия
Центральная Россия –

это ряд областей, которые занимают европейскую часть Российской Федерации. К ней относится несколько федеральных округов, каждый из которых примечателен своей культурой. Частью её является народный промысел, то есть, создание вещей, которые помогают зарабатывать себе на жизнь народам, которые живут в этих областях.
Центральная Россия       Центральная Россия – это ряд областей, которые занимают европейскую

Слайд 3Дымковская игрушка
Когда - то очень давно на поросшем берегу реки

Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами и глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки - свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, пестрыми красками. Знаменитый художник А. Васнецов, написал много картин, посвященных истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: «Удивительное дело!» 
Дымковская игрушка – разновидность глиняного промысла, отличающийся предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Важная особенность состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см.. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки.

Дымковская игрушка Когда - то очень давно на поросшем берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили

Слайд 5Богородская игрушка
Подмосковный промысел резьбы по дереву – находится в

селе Богородском, вблизи Троице-Сергеевой лавры. Для резьбы используется древесина липы, ольхи, осины (мягких пород).
Богородская игрушка  Подмосковный промысел резьбы по дереву – находится в селе Богородском, вблизи Троице-Сергеевой лавры. Для

Слайд 6Богородские игрушки
К народному промыслу Центральной России относятся Богородские игрушки, которые делаются мастерами из

Подмосковья и продаются на ярмарке в Сергиевом Посаде.  Самой узнаваемой является фигурка «Кузнец и медведь», которой уже более 300 лет. «кузнецы» стала символом богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки и в такт стучат по наковальне молотки.

Богородские игрушкиК народному промыслу Центральной России относятся Богородские игрушки, которые делаются мастерами из Подмосковья и продаются на ярмарке в

Слайд 7Золотая хохлома
История Хохломы Существует такая

легенда: Давным - давно поселился за Волгой весёлый мужичок- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и её угостил. И вдруг она прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой». Красный- огонь, преданность, любовь. Золотистый- свет, солнце
Золотая хохлома      История Хохломы Существует такая легенда: Давным - давно поселился за

Слайд 8 Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII

веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три - четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово - золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки и т. д. 
Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома

Слайд 9 Хохломская роспись
О возникновении хохломской росписи ходят легенды.

Рождение промысла приписывается старообрядцам, скрывавшимся в заволжских лесах. Среди них было немало иконописцев, которые привезли с собой искусство свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. Есть легенда о мастере-старообрядце Андрее Лоскуте, который расписывал посуду и создавал иконы по древним канонам. Патриарх Никон отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжег себя в избе. Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотом яркие краски хохломы. Секрет изготовления «золотой» хохломской посуды без применения золота древние мастера передали будущим поколениям. Неокрашенные деревянные изделия (чаши, ковши, блюда) грунтуют глиной, сушат и покрывают несколькими слоями льняного масла. Следующий этап – лужение, втирание металлического порошка. После этого предметы приобретает красивый зеркальный блеск и готово для росписи. Расписываются изделия масляными красками беличьими кисточками. Главные цвета хохломской росписи – красный и черный, но могут быть коричневый, светло-зеленый и желтый. Существуют разные виды орнамента: «пряник», «травка», «кудрина», «крап». Расписанные вручную изделия покрываются слоями лака и закаливаются в печи до образования золотистого оттенка. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Хохломская роспись     О возникновении хохломской росписи ходят легенды. Рождение промысла приписывается старообрядцам,

Слайд 10Промысел по изготовлению расписной утвари, развивается в г. Семенове Нижегородской области.

Основа росписи - золотой орнамент на черном фоне. В древности был обычай-братчина. В одной избе, за одним столом собирались родственники и обсуждали насущные дела. К концу разговора по- давались щи или каша в большой посудине, которая называлась братиной.
Промысел по изготовлению расписной утвари, развивается в г. Семенове Нижегородской области. Основа росписи - золотой орнамент на

Слайд 11Федоскинская миниатюра
Один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной

живописи. Роспись ведется масляными красками на изделиях, выполненных из папье - маше. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Это искусство возникло из - за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье - маше ). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Такие табакерки стали популярными и в России, и в самом конце 18 века их производство организовал купец Коробов. 

По преданию, один русский купец вывез из Германии мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит русскими ремесленниками, искусство которых превосходило европейское по качеству. Русские миниатюры отличались и своим национальным характером. Особенно популярны были сюжеты с тройками: летние тройки со свадьбами, зимние - с праздником русской Масленицы. Создавались миниатюры и на крестьянские мотивы: хороводы, пляски, работы на полях, бытовые сцены. От палехской росписи с ее иконописными традициями, федоскинская роспись отличается реалистичным стилем. Излюбленная тема росписей из Федоскино – лирические пейзажи. Еще одно отличие федоскинской росписи от палехской в том, что в ней наряду с черным лаком применялись и цветные: красные, голубые, синие, зеленые, золотистые и радужные.
Федоскинская миниатюра   Один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Роспись ведется масляными красками на

Слайд 13Жостовская роспись
Старинный русский народный промысел, возник в

начале XIX века, в деревне Жостово Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают цветочные мотивы.

Деревня в городском округе Мытищи Московской области Российской Федерации. Широко известна традиционным народным художественным промыслом с почти двухвековой историей - изготовлением расписных подносов из жести, осуществляемым мастерами Жостовской фабрики декоративной росписи, первоначально носившей название «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов».
Жостовская роспись    Старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово

Слайд 14Жостовская роспись

Жостовская роспись - древнее и

потрясающе красивое ремесло. Отличие от других росписей – в обилии красок и полутонов, в реалистичности изображения цветов. История его началась с украшения металлических подносов, которые изготавливали в XVIII веке на уральских заводах, а затем в деревне Жостово Московской области. Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Их грунтуют, шлифуют, а затем расписывают масляными красками и покрывают прозрачным лаком. Самой важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Традиционный сюжет – букет цветов. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов. Изображение словно рождалось из темной глубины. Роспись каждого подноса неповторима и является импровизацией. За видимой легкостью письма кроется мастерство, выработанное поколениями мастеров. Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Мастер сначала намечает будущую роспись быстрыми и точными мазками, а затем прорабатываем каждый лепесток и веточку цветочного декора, добиваясь реалистичного объема.

Жостовская роспись     Жостовская роспись - древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие от других

Слайд 16Вологодское кружево
Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные

ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русскую. Слово « кружево » происходит от « окружать », украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий.
Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей ; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей.
Вологодское кружево   Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково

Слайд 18Палехская роспись
Появилось искусство в 1924г. в селе Палех, Ивановской области. Лаковые

шкатулки, расписанные палехскими мастерами известны не только в России, но и за рубежом Палехская роспись

Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.

Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.
Палехская росписьПоявилось искусство в 1924г. в селе Палех, Ивановской области. Лаковые шкатулки, расписанные палехскими мастерами известны не

Слайд 19Это искусство росписи совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.

Название промысла происходит от названия села Палех. Родоначальница палехской росписи - древнерусская кона. Местные иконописцы украшали своими фресками церкви и терема по всей Руси. Даже в Московском Кремле, в Грановитой палате работали мастера из Палеха. Но после 1917 года иконописное искусство оказалось никому не нужным. И новую славу Палеху принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше, сохранившая традиции старинных мастеров-иконописцев. Фигуры людей на палехских картинках вытянутые, подробно расписан не только передний, но задний план. Палехской росписью можно не просто любоваться, ее можно читать: настолько подробно и тонко написаны палехскими художниками сюжеты. Традиционны для Палеха сказочные и литературные мотивы, исторически события и бытовые сценки. Со временем в миниатюрах появились темы индустриализации и колхозного движения, Великой отечественной войны, полетов в космос. Вещи с палехской росписью уникальны - у каждого мастера свой профессиональный почерк.


Благодаря яркости красок и живости изображений, рисунки в стиле палехской росписи применяются для иллюстрации детских книг со сказками. Для детей эти изображения очень интересны, так как рисунок олицетворяет собой не просто статическую картинку, а целую историю или сюжет произведения. Но  фото ниже представлены иллюстрации к некоторым детским сказкам, выполненные в палехском стиле.
Это искусство росписи совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет. Название промысла происходит от названия села Палех.

Слайд 21Гжель

Гжель - название одного из сёл - бывшего

волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. К годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. 

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области

Гжель   Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей

Слайд 22Гжельская роспись
Местность возле села Гжель издавна славилась своими глинами.

А в 1800 году крестьяне Куликовы нашли состав белой фаянсовой массы и основали фарфоровый завод, научившись технике изготовления посуды, работая на заводе немца Отто. По преданию, Куликовы свято хранили «рецепт» гжельского фарфора, но два местных гончара проникли в их мастерскую и выведали все секреты. Так от завода Куликова и пошел народный гжельский промысел. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает вручную окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сделанные быстрыми, сочными мазками кисти. Кобальт, которым расписывается изделие, в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика славятся не только в России, но и за ее пределами.

Гжельская роспись     Местность возле села Гжель издавна славилась своими глинами. А в 1800 году крестьяне Куликовы нашли

Слайд 24Финифть.
Роспись по эмали.
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское

название эмали -- " финифть " - происходит от греческого " фингитис ", что переводится как " светлый, блестящий камень ". Именно блеск, яркость, неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. Славится финифтью г. Ростов Ярославской области.
В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия. 
Финифть.Роспись по эмали. На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали --

Слайд 25Финифть.

Финифть.

Слайд 26Изделия из капа и капокорня.
В старину многие вятские кустари говорили

такую пословицу: «Ремесло за плечами не висит, а хлебом кормит». В то время многие крестьяне занимались каким-либо кустарным промыслом. Изделия изготавливались из наиболее доступных природных материалов, так рождались настоящие народные произведения искусства.

В советские времена одними из наиболее популярных изделий являлись капокорешковые изделия. Из капова корня мастера изготавливали самые разные полезные предметы: портсигары, порт-папиросы, порт-табаки, визитницы, пресс-папье, обложки для фотоальбомов и блокнотов, шкатулки, ящички и сундучки для хранения мелких вещей, спичечницы, подставки для настольных часов, очечники, грудные и нарукавные запонки, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для зеркалец, рамки для фотографий, письменные приборы и многие другие полезные вещицы. Кстати, все это производилось в то время исключительно на Вятской земле.

Это изготовление изделий из наростов на стволах и корнях березы. Ремесло развивается в Кировской области (Вятка)
Изделия из капа и капокорня. В старину многие вятские кустари говорили такую пословицу: «Ремесло за плечами не

Слайд 28 Народное и профессиональное декоративно – прикладное искусство трактуются, как

искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь. Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. 
Народное и профессиональное декоративно – прикладное искусство трактуются, как искусства, которые обслуживают нужды человека и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть