Презентация, доклад к уроку географии на тему Народы России

Таты Та́ты (варианты названий — кавказские персы, закавказские персы) — иранский этнос, проживающий в Азербайджане и России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон.

Слайд 1Народы России


Народы России

Слайд 3Таты

Та́ты (варианты названий — кавказские персы,

закавказские персы) — иранский этнос, проживающий в Азербайджане и России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон.
Язык:
Таты разговаривают на татском языке, принадлежащем к юго-западной подгруппе иранских языков.
Религия : Изначально персы, как и подавляющее большинство других иранских народов, исповедовали зороастризм. После распространения Халифата, получил широкое распространение ислам.
Культура: Из ремёсел среди татов весьма развиты ковроделие, ручное ткачество, производство металлических изделий, чеканка, инкрустация. Очень большое развитие получило искусство орнамента, миниатюра . Устное народное творчество татов весьма богато. Развиты жанры национальной поэзии — рубаи, газели, бейты.



Язык.

Таты     Та́ты (варианты названий — кавказские персы, закавказские персы) — иранский этнос, проживающий

Слайд 4 Традиционная одежда:

Женская одежда — длинная рубаха, шаровары

навыпуск, длинное приталенное платье, верхнее распашное платье, платок и сафьяновые чувяки .
Мужская одежда-черкеска, папаха
Традиционная одежда:  Женская одежда — длинная рубаха, шаровары навыпуск, длинное приталенное платье, верхнее распашное

Слайд 5Табасараны .
Табасараны или табасаранцы (самоназвание — табасаран) — один

из коренных горных народов юго-восточного Дагестана, исторически проживающий в Дербентском, Табасаранском и Хивском районах республики.
Язык: Табасаранский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков. Помимо родного языка многие табасараны владеют русским, азербайджанским, а некоторые и лезгинским языками. Табасаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира. В современном табасаранском языке различают три диалекта: нитрихский, сувакский, галинский (этегский), каждый из которых объединяет группу говоров. В основу литературного табасаранского языка положена фонетическая и грамматическая система нитрихского диалекта. Численность и расселение.
По данным всероссийской переписи 2002 года табасаран насчитывалось 131 785 человек, из которых 53,6 тыс. (40,7 %) проживали в городах, а 78,2 тыс. в сельской местности (59,3 %). В 2002 г. в Дагестане проживало более 110 тыс. человек (4,3 %) населения республики, преимущественно в Хивском (58,5 % населения района), Табасаранском (79,7 %), Дербентском (10,7 %) и Каякентском районах (1,7 %); городах Дербент (15,4 %), Каспийск (5,2 %), Дагестанские Огни (35,5 %), Кизляр (2 %), Махачкала (2 %)


Табасараны .  Табасараны или табасаранцы (самоназвание — табасаран) — один из коренных горных народов юго-восточного Дагестана,

Слайд 7Саамы.
Саа́мы - скандинавы и русские называли их

лопари, лопляне или лопь) — малочисленный финно-угорский народ, коренной народ Северной Европы.
Расселение и численность: Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова. Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также, в небольшом количестве, на Украине и в Северной Америке. Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии — около 75 тысяч человек), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции — от 15 до 25 тысяч, в Финляндии — от 6 до 8 тысяч, в России — две тысячи человек.

Саамы.    Саа́мы - скандинавы и русские называли их лопари, лопляне или лопь) — малочисленный

Слайд 8Саамские языки.
Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков

уральской языковой семьи, но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими. С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету — загадочную группу людей, живущих неподалёку от Изборска. Учёные с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, — «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов».
Алфавит. Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы. Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года. В 1970-е годы был поставлен вопрос о восстановлении саамской письменности. Был разработан и принят (в 1982 году) новый алфавит.
Саамские языки.  Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи, но занимают в

Слайд 9Шорцы
Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи) — тюркоязычный народ, живущий

в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тыс. человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX в. область проживания южных шорцев получила название «Горная Шория»), и северную, или лесостепную (так наз. «абинцы»). По антропологической классификации шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы; в то же время по ряду морфологических и краниологических признаков шорцы выходят за рамки как уральского, так и южносибирского антропологических типов. По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.
Язык: Большинство шорцев говорят на шорском языке, свыше 40% родным считают русский язык; в шорском языке до недавнего времени было принято выделять два диалекта — мрасский (хакасская (кыргызо-уйгурская) группа восточно-тюркских языков) и кондомский (северноалтайская группа западно-тюркских языков), каждый из которых в свою очередь распадался на ряд говоров.

Шорцы  Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи) — тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом

Слайд 10Шорцы в наше время.


Сегодня наблюдается постепенное

исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев — праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями.
В настоящее время основная масса шорцев занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, пчеловодство, а также традиционных промыслах — охота, рыболовство, сбор кедровых орехов).
Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, — несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами
Шорцы в наше время.     Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это

Слайд 11Эвены.
Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен,

жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Расселение и численность: Общая численность — около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ. Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407, в Хабаровском крае — 1272.
Традиционная одежда: Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда "глухого" кроя. Эвенскую женскую одежду, вероятно, в связи с её эстетической ценностью (она богато декорирована) охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.
Шаманство эвенов: В процессе совершения ритуала шаман или шаманка поднимаются из среднего мира (он назван по-якутски Орто-Дойду) вверх, к божеству Айыы, или вниз, в мир злых духов, с целью извлечения оттуда души заболевшего человека. Уникальным свидетельством для шаманской практики является описание своеобразного обмена - возвращения злого духа, вызвавшего болезнь, в нижний мир и возвращения души заболевшего человека в мир живых людей.Яркой особенностью ритуальных текстов являются слова-подражания крику различных птиц, а также возгласы, не имеющие непосредственного значения: хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл (ср., впрочем, монг. dergel sara "полная луна") и т.п. Вероятнее всего, такие возгласы либо воспроизводят текст на языке, который не был понятен при заимствовании ритуала, либо, скорее всего, служат имитацией значимых словесных элементов обрядового текста, что наряду с использованием иноязычных элементов характерно для шаманских текстов всех народов Крайнего Северо-Востока.
Эвены.   Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен, жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский

Слайд 12 Эвены, так же как и другие народы, поклонялись

огню.По представлениям эвенов, дух огня назывался — Тов Їинкэнни (Їинкэн муЇон); с ним советовались, «угощали» после удачной охоты или обращались с просьбой, чтоб им сопутствовала удача, чтобы «хозяева» и духи данной местности приняли их хорошо.


Эвены, так же как и другие народы, поклонялись огню.По представлениям эвенов, дух огня назывался

Слайд 13Чу́кчи.
Чу́кчи или луораветланы — немногочисленный коренной народ

крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.
Язык, письменность и литература: По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Ближайшие родственники: корякский, керекский (исчез в конце ХХ в.), алюторский, ительменский и др. Типологически относится к инкорпорирующим языкам.
Народные танцы: Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Все танцы можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные), а также на танцы оленных и береговых чукчей .Ярким примером обрядо-ритуальных танцев было празднование «Первого убоя оленя». Особую роль играли торговые пляски, как вид группового брака, как пишет В. Г. Богораз, они служили с одной стороны новой связью между семьями, с другой укрепляются прежние родственные узы .
Чу́кчи.   Чу́кчи или луораветланы — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории

Слайд 14Быт чукчей.


Жилище:Живут они стойбищами

в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Несмотря на необходимость перекочёвок, жилище их довольно громоздко и удобоперевозимо только благодаря обилию оленей (обоз стойбища доходит до 100 саней). Жилище чукчей представляет собой большой шатёр неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придаётся камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьёт и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой её обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нём донага.
Быт чукчей.      Жилище:Живут они стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере

Слайд 15
Одежда:зимняя одежда чукчей — обычного

полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пёстрых покупных материй, а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пелёнок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.
Одежда:зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха

Слайд 16Эскимосы.

Эскимосы — народ, составляющий

коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность — около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.
Культура:Верования. Традиционно эскимосы анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который заправляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне — посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов — священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.
Языки:
Эскимосы говорят на языках эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. В неё входят инуитские языки (или инупик) (en), распространенные в Канаде, Гренландии и на север Аляски, 4 юпикских языка (en) на Аляске и Чукотке, и вымерший сиреникский язык. Эскимосы Канады используют собственную письменность на основе канадского слогового письма.
Эскимосы.      Эскимосы — народ, составляющий коренное население территории от Гренландии и Нунавута

Слайд 18Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть