Слайд 1Презентация на тему: Арктика-история развития и исследования
Слайд 2История исследования
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни
людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.
В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI в. появилась 1-я карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова.
Слайд 3Арктическая экспедиция Роберта Пири (1908—1909гг.)
6 апреля1909 года Роберт Пири вместе со
слугой Хенсоном, четырьмя эскимосами и четырьмя десятками ездовых псов ступает ногой в точку полюса. Сразу после возвращения, достижение Пири было поставлено под сомнение Ф. Куком, который заявил, что достиг Северного полюса ранее — 21 апреля 1908 года. Точка в этом споре не поставлена по сей день, а во второй половине ХХ в. распространились версии, что Пири вообще не достиг Северного полюса. [2]
Слайд 4Идея Амундсена
Идею исследования Арктики с самолёта впервые высказал Руал Амундсен. В 1925
году. Добраться на самолёте до Северного полюса впервые удалось Ричарду Бэрду. 9 мая 1926 года он вылетел из Конгсфьорда к полюсу и через 15 часов после старта вернулся обратно. В мае того же года через Северный полюс из Шпицбергена в Америку на дирижабле был совершен первый в истории полёт. В полёте участвовали Амундсен, а также конструктор дирижабля, итальянский военный инженер Умберто Нобиле. Дирижабль «Норвегия», специально оборудованный по указаниям Амундсена для полёта в Арктике, вылетел из Конгсфьорда на север, прошел над полюсом и через 42 часа достиг мыса Барроу. Этот первый полёт над Арктикой - от Шпицбергена к Аляске - позволил доказать, что обширная «Земля Харриса», расположенная якобы между полюсом и Аляской, на самом деле не существует.
Слайд 5Вклад русских учёных в изучение Арктики
Начиная с 1920-х годов, арктические исследования
русскими учёными начали вестись планомерно с использованием ледоколов, авиации, радио и других технических средств. В 1930—32 Г. Ушаков и Н. Н Урванцев впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля. Экспедиция на «Сибирякове» (под руководством О. Ю. Шмидта) в 1932 прошла Северный морской путь за одну навигацию. В 1937 транспортному судну «Моссовет» впервые удалось пройти трассу Северного морского пути за одну навигацию в обоих направлениях. В 1941 была организована советская воздушная экспедиция в район полюса относительной недоступности (лётчик И. И. Черевичный и штурман В. И. Аккуратов). С 1948 начали применять новый метод изучения Центральной Арктики: небольшими группами учёных с помощью самолёта, садящегося на непродолжительное время на лёд в заранее намеченных пунктах. Этими группами был открыт подводный хребет Ломоносова. В 1950 во льдах Центральной Арктики была создана 2-я дрейфующая станция («СП-2») во главе с М. М. Сомовым. С 1954 в Центральной Арктике беспрерывно несут круглогодичную вахту одновременно две советские дрейфующие станции «СП». В Советской Арктике организована также большая сеть дрейфующих автоматических радиометеорологических станций (ДАРМС), обслуживающих навигацию. Экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института ежегодно в летний период проводят физико-географические и океанографические исследования в морях и на побережье Арктики.
Слайд 6Вывод:
История открытия, исследований и освоения Арктики богата яркими, масштабными, порой драматическими
событиями, благодаря которым северная полярная область стала достаточно изученной, более доступной областью планеты. Преодолевая неимоверные трудности, путешественники проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.
Слайд 7Современное изучение Арктики
В настоящее время научные исследования в Арктике сосредоточены в
Кольском научном центре, Тюменском и Якутском научных центрах Сибирского отделения РАН.
30 августа 2005г впервые в истории мореплавания российское транспортное судно «Академик Фёдоров» в ходе экспедиции «Арктика- 2005» без сопровождения ледокола достигло Северного полюса.(См.прил.№3,рис.1) В ходе экспедиции была проведена геологическая разведка дна Ледовитого океана, обследованы крупнейшие подводные возвышенности Арктики, в частности хребет Менделеева. Российские ученые продолжают исследование дна Северного Ледовитого океана в районе хребта Ломоносова. Главная задача экспедиций - определить мощности донных отложений. Их толщина служит еще одним критерием в определении границ континентального шельфа страны, речь идет об участках дна общей площадью около 1,2 миллиона квадратных километров, принадлежность которых к российскому шельфу предстоит доказать. Если это удастся, Россия получит возможность осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, расположенные под толщей океанской воды.
Слайд 8Работу выполнил:
Переведенцев Артём
Ученик 7-б класса