Слайд 1Дифференцированный подход в обучении географии
Снигоренко О.Л.
Слайд 2 Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его
творческой индивидуальности.
А это значит, что каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка в классе.
Слайд 3Как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося
Как сохранить и укрепить здоровье
ребенка при организации его учебной деятельности
Каким образом обеспечить приобретение каждым учеником социального опыта с помощью географии
Ключевые проблемы:
Слайд 4Главный вопрос
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с
каждым учащимся
Слайд 5От унифицированного к дифференцированному
Дифференцированный подход дает детям возможность проявить свою индивидуальность,
творчество, избавит их от чувства страха и вселит веру в себя.
Слайд 6Задачи
- усвоение учащимся знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения;
- развитие
интереса к предмету;
- развитие познавательной активности;
- создание проблемных ситуаций;
- формирование основ географических навыков, необходимых для работы с источниками знаний
Слайд 7Приемы
- создание временных, относительно однородных групп учащихся;
- осуществление разного вида помощи
учащимся;
- ознакомление и порядок работы с дополнительной литературой;
- изучение учебного курса в индивидуально различном темпе.
Слайд 8Группы учащихся
- первая группа – это учащиеся, знающие “сверх программы” ;
-
вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;
- третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений;
- четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня.
Слайд 9Уровень/учебные действия
1. Репродуктивный
Называть, измерять, показывать, определять, наносить на карту.
2. Частично –
поисковый
Описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять, моделировать
3. Творческий
Прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать.
.
Слайд 10Репродуктивный уровень
1.Какая существует зависимость в размещении основных форм рельефа нашей страны
от геологического строения территории? Приведите конкретные примеры.
2.Назовите типичные черты муссонного климата и объясните их причины.
3. Назовите все известные вам виды природных ресурсов.
4. Назовите все известные вам климатообразующие факторы.
5. Покажите на примерах конкретные территории влияние географического положения на другие компоненты природы.
6.На какие компоненты природы влияет климат?
7. Назовите причины смены природных зон.
8. Дайте характеристику особенностей природы Восточно-Европейской равнины.
9. Дайте характеристику зоны тайги России.
Слайд 11Частично-поисковый
1. Докажите, что существует взаимосвязи между рельефом, климатом и внутренними водами
территории.
2. На примере Уральских гор, объясните зависимость между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми территории.
3. Объясните. Какие причины привели к возникновению болот на территории Западной Сибири.
4. На примере гор Кавказа объясните, как влияет рельеф на смену природных зон.
5. Какие климатообразующие факторы играют наиболее существенную роль в формировании климата Дальнего Востока?
6. Приведите пример взаимодействия трех любых компонентов природы и покажите взаимосвязь с помощью схемы.
7. Оцените климатические условия и ресурсы Прикаспийской низменности.
8. От каких компонентов природы зависит полноводности рек? Назовите наиболее полноводные реки России, укажите, как они могут использоваться в хозяйственной деятельности.
9. На примере своей области докажите, что в природном комплексе существует взаимосвязь компонентов природы.
Слайд 12Творческий уровень
1. На примере рек покажите взаимосвязь компонентов природы (схематично).
2. Почему
при большом количестве рек в Уральском промышленном районе остро стоит водная проблема?
3. На примере Среднесибирского плоскогорья докажите, что эта территория является природно-территориальным комплексом.
4. На примере одного из природных районов, покажите особенности условий работы и быта человека в зависимости от природных условий.
5. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?
6. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России: 12 или 13. С какими причинами связано это несоответствие? Какова ваша точка зрения?
7. В таежной лесной зоне значительно больше опад, чем в степях. Однако почвы степей (чернозем) значительно плодороднее таежных (дерновоподзолистых), какими причинами это объясняется?
8. Почему европейская часть России, несмотря на большее количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с азиатской частью?
Слайд 17Домашнее задание -дифференцированно
1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.
2 уровень. На
контурную карту нанести все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа (или дается список номенклатуры).
3 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме. (10 интересных фактов об Африке, Байкале, Кавказе или Урале и т.д.).
Слайд 18Идея
- сотрудничество педагога и ученика в процессе дифференцированного обучения на основе
взаимного доверия и уважения;
- максимальная помощь ученику;
- свободный выбор.
Слайд 19Отстающие дети
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке, это применение мер поддержания
интереса к усвоению темы
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами
выясняющими степень понимания ими учебного материала
привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Привлечение сильных учеников «объяснить то, что усвоили сами»
Слайд 20Одаренные дети: отличительные особености
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления
Имеют доминирующую, не насыщаемую познавательную потребность
Испытывают радость и удовольствие от умственного труда
Потребность в «умственной напряженности» и самоактуализации
Слайд 21Одаренные дети
При работе с одаренными детьми я применяю
- принцип «горизонтального обогащения»,
т.е. увеличения объема знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в программе по географии
- принцип «лакуны», т.е неполноты понимания при объяснении нового материала
принцип «развивающего дискомфорта». Т.е повышение «психологического иммунитета» в трудных ситуациях
- продуманный баланс свободы и долженствования
Слайд 24Дополнительные занятия
Внеурочные курсы: «Краеведение» и
«Я – географ-следопыт»
Подготовка к олимпиадам
Подготовка к ГИА
Консультации
Слайд 25Задача
Численность населения страны N на 01.01.2014г. составляет 100млн.чел. определите, какою стала
численность населения (в млн. чел.) на 01.01.2015г., если показатели движения были такими: коэффициент рождаемости – 19%, коэффициент смертности 10%, коэффициент иммиграции – 6%, коэффициент эмиграции – 5%.
Решение
Численность населения = 100млн чел + естественный прирост + сальдо миграции
Естественный прирост = 19% - 10% = 9%
Сальдо миграции = 6% - 5% = 1%
Численность населения = 100млн. чел. + 100млн.чел. : 1000 х 10= 100члн. = 1млн. = 101млн.чел.
Слайд 26Творческие задания-инфопласт
Визитная карточка страны
Туристическая фирма
Мое путешествие «Как я открывал… Оренбург, Таиланд…
Моя
кругосветка
Литосфера, атмосфера, гидросфера
Природные зоны России
Заповедники России
Экономический район России
Волга
Байкал
Исследователи России
Географические задачи
Паспорт природного /экономического района
Слайд 27Численность населения превышает 4,5 млн человек, это преимущественно народы конго, теке,
мбоши и др., в тропических лесах обитают остатки древнего населения страны — пигмеи (их насчитывается около 12 тыс.), незначительную часть составляют европейцы.
Официальное название: Республика Конго;
Столица: Браззавиль;
Площадь: 342 000 км²;
Численность населения: 4 600 400 чел.
(на июль 2014 г.);
Плотность населения: 13,4 чел./км²;
Флаг страны
Герб страны
Валюта Конго-
Конголезский франк
КОНГО
Станции Антарктиды
Слайд 28Презентация ученика
9 «А» класса
Колосова Егора
«Атомная энергетика»
Презентация уценицы
9 «Б»
класса
Татьяны Шукуровой
«Автопром России»
Слайд 29Презентации
По материкам
По странам
По экономическим районам
По отраслям
По горным породам
Слайд 30Проекты
Облака, водопады, ледники
Растительный мир России
Крымские горы
Минералы
Животные Африки
Жизнь у Невы
Мои путешествия или
как я покоряла гору Иремель
Знаменитые люди Подмосковья
Историко-краеведческие музеи Подмосковья
Памятники Подмосковья
Слайд 31Проект на тему «Межотраслевой комплекс»
1. Цели и задачи
2. Состав комплекса
3. Ресурсы
4.
Факторы размещения
5. география размещения
6. Крупные предприятия
7. Технологии
8. Персоналии
9. Историческая справка
10. Музеи, посвященные данной продукции
11. Словарь терминов
12. Статистика
13. Источники информации
Слайд 33Внешкольное самообразование
Посещение музеев, городов, стран (отчет)
Аннотации прочитанных книг
Участие в соревнованиях по
ориентированию
Слайд 34Положительные аспекты уровневой дифференциации:
Исключается неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и
усреднение детей;
Появляется возможность помогать слабому, уделить внимание сильному;
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Слайд 35Основные принципы дифференцированного подхода в обучении географии:
Знание теории есть необходимое
условие усвоения основных географических понятий, терминов, законов и закономерностей.
Проверять знания учащихся следует на базовом уровне и лишь у желающих на более высоком
Дифференцированный подход в обучении позволяет ученику почувствовать себя таким как все, дает возможность к самосовершенствованию и повышает качество знаний учащихся
Слайд 361. Апатова Л.В. Выделение типологических групп учащихся как условие совершенствования методов
обучения географии.
2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы.
3. Нечепуренко Г.Я. Дифференцированный подход к учащимся в обучении географии.
4. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе.
Литература: