Слайд 1
Обобщающий урок по теме:
«Геологическое строение и
рельеф России»
Презентация к уроку
географии в 8 классе
Автор: учитель географии МОУ «СОШ №11»
с. Алексеевское
Семенихина Татьяна Ивановна
2019 год
Слайд 2
Цели урока:
Образовательные: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин
и гор;
формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Слайд 3
Создание проблемной ситуации
Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы
ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.
Вопрос: Кто готов дать ответ?
Слайд 4
Маршрутный лист ученика (цы)
8 класса _________________
Слайд 5№ 1 . Старт «Карта»
Первопроходцем быть нелегко,
Пред ним стояло
много задач,
Тебе же в готовом все виде дано,
На контурной карте ты обозначь:
1. Плато Путорана
2. г. Народная
3. Среднерусская возвышенность
4. Хр. Черского
5. г. Белуха
6. Западно - Сибирская равнина
7. Восточный Саян
8. Приволжская возвышенность
За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)
Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.
Слайд 6№2. Привал « Рельеф и геология»
.
Ученики сопоставляют данные таблицы, используя
Слайд 7Правильный ответ
За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)
Слайд 8
№3. «Восхождение»
Описание географического объекта.
Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее
извержение датируется 50 г.н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».
Ученики пользуясь атласом, дают ответ
Слайд 9
Правильный ответ
г. Эльбрус.
Слайд 10
№4. Привал «Легкое перо»
1. Полуостров Таймыр
2. Срединный хребет
3.
Кайнозойская складчатость
4. Землетрясение
5. г. Эльбрус
6. Лава
7. Туф
8. Ключевская Сопка
Ученики составляют описание местности
Лишние слова:
Слайд 11Физкульминутка
Называю форму рельефа, ребята встают на название гор, садятся на
равнину:
Кавказские горы, Западно – Сибирская равнина, Уральские горы, Восточно – Европейская равнина, Алтай, Среднесибирское плоскогорье, горы Бырранга, Валдайская возвышенность.
Слайд 14№6. «Последний перевал»!
1.Совокупность всех неровностей земной поверхности называется…..
2.Низменность, которая лежит
на 27м ниже уровня Мирового океана, называется…..
3.К мелким формам рельефа относятся …..
4.Самые длинные горы России …..
5.Под действием внутренних процессов земли формируются … и .... формы рельефа.
6.Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это.....
7.Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня - это…
8.В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..
9.Потоки камня и грязи в горных районных называются…
10.Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….
11.Линия пересечения склонов горочного хребта называется…..
12.Самые высокие горы России…….
13.Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются…..
14.Устойчивые участки земной коры называются….
15.Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется…..
16.Скопление полезных ископаемых называется….
17.Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы.
18. К древним складчатым областям приурочены месторождения…..
19.Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время ……
20. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…..
Ученики - капитаны отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.
Слайд 15
Правильный ответ
1.Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
2.Низменность, которая
лежит на 27м ниже уровня Мирового океана..… ( Прикаспийская)
3.К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
4.Самые длинные горы России …..( Уральские)
5.Под действием внутренних процессов земли формируются … и ....(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
6.Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это...( море, ледники, реки, ветер..)
7.Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня - это… ( морена)
8.В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..
( уголь, нефть, газ, мел)
9.Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
10.Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….
( полезные ископаемые)
11.Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
12.Самые высокие горы России…….(Кавказ)
13.Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются…. ( антропогенные)
14.Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
15.Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
16.Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
17.Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы.
( Восточно-Европейская и Сибирская)
18. К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных полезных
ископаемых.)
19.Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время: ….(кайнозойская)
20. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…
( землетрясение )
Слайд 16Описание минерала и его характеристика
Название «крокоит» произошло от
греческого слова crocos — шафран.
Крокоит - исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова "Первые основания металлургии" в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.
Крокоит - минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздками вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.
Крокоит - редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах - Австралия.
Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и
комфортно
Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался
но мне было интересно.
Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.
Слайд 18Домашнее задание
1. Использовать свои знания по данной теме и написать отчет:
«Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Ставропольского края»
2. А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.