Презентация, доклад История родного края, курс краеведение

Содержание

Село Можаров-МайданНижегородская областьН.-НовгородПильнинский район

Слайд 1 Село Можаров-Майдан
История родного края

Село Можаров-МайданИстория родного края

Слайд 2Село Можаров-Майдан
Нижегородская область
Н.-Новгород
Пильнинский район

Село Можаров-МайданНижегородская областьН.-НовгородПильнинский район

Слайд 3«По берегу Пьяны в прибрежной лощине
Садами раскинут Можаров Майдан»
(слова из

песни о Майдане
Школьнова М.И., Крылова Н.Н.)
 

«По берегу Пьяны в прибрежной лощинеСадами раскинут Можаров Майдан» (слова из песни о МайданеШкольнова М.И., Крылова Н.Н.) 

Слайд 4История образования села
Точную дату образования села М-Майдан

установить не удалось(село существует около четырёхсот лет). Местность была лесистая и болотистая, много оврагов, богатая реками- Пьяна, Сура и озёрами. Чтобы здесь поселиться, надо было сначала выкорчевать лес. Со временем к первым поселенцам съезжались люди со всех сторон, даже разных национальностей, что и послужило началу новых улиц.

История образования села   Точную дату образования села М-Майдан установить не удалось(село существует около четырёхсот лет).

Слайд 5Страничка из сборника
Все утопая в зелени, широко и живописно раскинулось село

Майдан — больше ТЫСЯЧИ дворов, домами и огородами то спускаясь вниз, то поднимаясь в гору. Не выбрали те, кто селились здесь первыми, место широкое, просторное, ровное, каких здесь много; а выбрали холмистое и овражистое, но зато живописное и красотой притягательное. На самом возвышенном месте возвели Божий храм, ибо, как без головы тело, так и русское село без храма как бы мертво и незряче.
Не обойдено было это село благодатью, были в нем подвижники и блаженные, иные из которых до сего дня почивают под высокими православными крестами на местном кладбище.
Страничка из сборникаВсе утопая в зелени, широко и живописно раскинулось село Майдан — больше ТЫСЯЧИ дворов, домами

Слайд 6Существует две версии образования названия села.
Первая: слово Можаров

происходит от племени Можар, которые здесь жили. А слово Майдан от арабского ( место, площадь) это название давалось местом поташного производства.
Вторая: Можара – это длинная телега с решеткой из досок и палок по бокам.

Существует две версии образования названия села.   Первая: слово Можаров происходит от племени Можар, которые здесь

Слайд 7История образования улиц
Порядок (ул. Ленина)- широкая улица,
где стоит церковь и


всегда чистота и порядок.

Заречка (ул. Заречная)- она находится на окраине села
и от села её отделяет овраг,
по которому даже зимой течёт вода, речушка.
По этому, она как бы за рекой.

Завраг (ул. Калинина) – эта улица
находится между двух оврагов.
По обе стороны улицы
имеются другие улицы, и
они отделяются оврагами.
Поэтому она и получила такое название,
как бы за оврагом.

Загумки (ул. Советская) – это улица
с другой стороны села,
где располагались гумна.

Талиха (ул. Володарского) – находится на
этой стороне оврага,
это место сплошь з
аращено тальником.

Конец (ул. Красно - Октябрьская) - этой улицей как бы
заканчивается село
и ведёт к лесу, к реке Пьянее.

Заверниха (ул. Красная новь) - уходит в сторону
от других улиц,
как бы завёртывается
за угол от других улиц.

Рыжуха (ул. Горького) - улица расположена
на крутой горе. Сама гора состоит
сплошь из красной глины,
поэтому из далека улица,
кажется, рыжей, красной.


Кибяши, Грязниха, Тоскуйка (ул. Первое мая) - она находится
в самой низине села,
по улице Грязниха раньше была дорога в Пильну,
провожали в армию,
уходили на фронт.

История образования улицПорядок (ул. Ленина)- широкая улица, где стоит церковь и всегда чистота и порядок.Заречка (ул. Заречная)-

Слайд 8Загумки (ул. Советская)
Завраг ( улица Калинина)
Фотографии улиц села 1979 года.

Загумки (ул. Советская) Завраг ( улица Калинина)Фотографии улиц села 1979 года.

Слайд 9Чтобы прожить в такой глуши, необходимо было овладеть ремёслами. Стали заниматься:

портняжничеством, плетением, пчеловодством, рыболовством.

Но это не решало всех жизненных проблем.
Поэтому лишние члены семьи уходили на Волгу, где нанимались рабочими на баржи, за что получали гроши, которых едва хватало, чтобы прокормить семью. Замерзала на зиму Волга — и все возвращались по домам. А жили в селе большими семьями. В семьях Рыбакиных и Родионовых проживали в согласии по 20 человек. деда слушались неукоснительно, что скажет, то и делали. Им же и распределялись и дела по ведению крестьянского хозяйства. Надел земли давался лишь на мужчин, на женщин не полагалось. Вот почему в семье была радость, если рождался мальчик.

Чтобы прожить в такой глуши, необходимо было овладеть ремёслами. Стали заниматься: портняжничеством, плетением, пчеловодством, рыболовством.Но это не

Слайд 10Многие начали своё дело:
Многие мужики, работавшие на барина в соседних сёлах,

если удавался хороший урожай, то могли сколотить небольшой капитал. Пахтин Степан взял у барина три га земли, за один сезон заработал 36 рублей, а это в ту пору стоимость коровы. С одного га намолачивали 100 пудов чистой пшеницы. На заработанные деньги покупали скот, сельхозинвентарь. Многие бедняки своим усердием и работой добивались хороших результатов, так стали появляться середняки и даже купцы.
Цыгановы построили свою водяную мельницу на Пьяне, свою дранку. Ролягины паровую мельницу, пекарню для выпечки белого хлеба. Всего мельниц было на селе около двадцати, из них шестнадцать ветряньх, две масленки, две шерстянки. Выделились хозяйства Симоровых, Наумовых маслобойня, Мольковых дранка. Широкий доход приносила торговля. Сразу отмечались хозяйства Железновых, у них было пять человек детей, очень много работали, имели две лавки, где торговали бакалеей и мануфактурой не только в М-Майдане, но и по всей округе. Например, в понедельник выезжали на базар в Петряксы, вторник в Ощериху и так до четверга, чтоб пополнить лавки товарами. Шоршин Василий торговал скобяными товарами. Лягин Василий разрабатывал делянки, торговал лесом, Саверкины-мясом, Косяков Василий-бакалеей, Родионов Василий-рыбой, которую доставлял на баржах с Астрахани.
Многие начали своё дело:Многие мужики, работавшие на барина в соседних сёлах, если удавался хороший урожай, то могли

Слайд 11Установление Советской власти проходило мирным путём. Председателем сельского Совета был Курочкин.

В 1929 году организовался первый колхоз /артель/, его председателем был Лесенский И.С. из села Карачары. Первыми членами колхоза были Клячин ИЗ., Лукоянов И.А., Манзёнков Ф.И., Зименков Г.Ф.. Вступили немногие, выжидали, что будет дальше. Только спустя некоторое время поняли свою выгоду — начали записываться. В это же время началось раскулачивание зажиточных хозяйств. Всего подготовили к раскулачиванию и выселению в Кировскую область на 15 лет 25 семей. Начали с семьи Родионова Василия, пришли ночью в два часа, забрали всё движимое и недвижимое имущество и отправили всех, кто был в доме, включая детей, в район на поезд. Вскоре вышел новый приказ Сталина, отправка приостановилась. Выселенным оказалось только одно хозяйство. На 1380 хозяйств в селе в эту пору 757 было безлошадных, недостаточно было орудий труда для обработки земли. В эти годы создаётся крестьянское общество взаимопомощи, сообща был приобретён первый трактор «Фордзон». Первым трактористом был Титанов Иван.

По воспоминаниям
Родионова Андрея Васильевича с 1901 г.р.

Установление Советской власти проходило мирным путём. Председателем сельского Совета был Курочкин. В 1929 году организовался первый колхоз

Слайд 12Село славилось своими портными. Многие мужики уходили шить почти на круглый

год в другие сёла Нижегородской области, Чувашской АССР, Мордовской, Марийской, Татарской АССР. Зачастую домой приходили только для того, чтобы отдать заработанные деньги, а у хозяйки дома к этому времени была уже куча долгов, так как жила одна с детьми и получалось, что в доме никогда не было достатка. Часто мастера брали с собой шить до 5 мальчиков- подмастерьев.

Аникина Нина Ивановна

Сизов Валентин Семёнович

Кирина Раиса Александровна

Народные умельцы
этих дней

Село славилось своими портными. Многие мужики уходили шить почти на круглый год в другие сёла Нижегородской области,

Слайд 13В I94Iгоду на фронт из М-Майдана ушли 1197 человек, вернулось
278
Каждый год

9 мая торжественное шествие к памятнику погибших воинов

Почетный караул

В I94Iгоду на фронт из М-Майдана ушли 1197 человек, вернулось278Каждый год 9 мая торжественное шествие к памятнику

Слайд 15Святые люди и
святые места
села
(странички из книги)
Главная святыня нижегородских

людей - чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, которая находиться в Майдане. Редкий для этих мест образ, выполненный скульптурно из дерева, где Богоматерь и Младенец — натуральной величины.Около двухсот лет назад при въезде в село повозка с образом сама остановилась, и никакими силами не могли ее сдвннуть с места, икону внесли в село на руках, а на месте остановки забнл источник с целебной водой. От поставленной в храме иконы рекой потекли чудеса. Многие недужные и особенно одержимые злыми духами приходили сюда, прося Богоматерь об исцелении. Так что, в конце концов, служивший в этом храме о. Вячеслав стал отчитывать* бесноватых.

Священник Вячеслав Леонтьев родился в 1900 году и рано остался без отца. Мать его, Лидия, воспитывала детей в духе православного благочестия; два ее сына, Вячеслав и Леонид, стали священниками.
Вячеслав в юности готовил себя к священническому поприщу. Воспитанный в любви к Богу, он не смущался безбожными бурями, которые повсюду завершались разрушением церквей и убийством священников.
Несколько раз о. Вячеслава арестовывали. Отбыв заключение, он возвра щался служить.

Святые люди и святые места села (странички из книги)Главная святыня нижегородских людей - чудотворная Тихвинская икона Божией

Слайд 16Служба на «святом» колодце в престольный праздник
Тихвинскую 9 июля 1996

года.
Служба на «святом» колодце в престольный праздник Тихвинскую 9 июля 1996 года.

Слайд 17«Святой» колодец и купальня.

«Святой» колодец и купальня.

Слайд 18Была в селе церковь , деревянная с большими куполами и набором

колоколов, звонивших по религиозным праздникам. В советское время церковь была перестроена в школу.
Была в селе церковь , деревянная с большими куполами и набором колоколов, звонивших по религиозным праздникам. В

Слайд 19Здание современной церкви построено в 2001 году.

Здание современной церкви построено в 2001 году.

Слайд 20«Большая школа». Слева окно – учительская.
Три окна – квартира директора.


Правее два окна – класс. И на противоположной
стороне ещё три класса.
Фото 1995 года.
«Большая школа». Слева окно – учительская. Три окна – квартира директора. Правее два окна – класс. И

Слайд 21Первые школы были образованы в 1892 году, их было две, отдельно

для мальчиков и девочек. Школы были начальные- три класса, кто хотел учиться дальше, надо было ехать в Курмыш, потом в Четаи. В Курмышскую школу в ту пору поступили два мальчика Рыбакин и Кирпилов. Учились в школе в основном дети из зажиточных семей. У бедняков дети работали наряду со взрослыми или занимались воспитанием младших сестрёнок и братишек, девочки в основном пряли или вышивали.

Здание современной школы, построенной в 1957 году

Первые школы были образованы в 1892 году, их было две, отдельно для мальчиков и девочек. Школы были

Слайд 22Слева медпункт. Справа детский сад.

Слева медпункт. Справа детский сад.

Слайд 23Сельский Дом культуры
Библиотека.

Сельский Дом культуры Библиотека.

Слайд 24До 1985 года в селе была пожарная вышка с колоколом

До 1985 года в селе была пожарная вышка с колоколом

Слайд 25Река Пьяна как историческое место
Река Пьяна -

левый приток Суры, впадающий в Волгу. Это самая большая из внутренних рек области - ее длина 436 км. Пьяна – одна из своеобразных и живописных рек Русской равнины.



Река Пьяна как историческое место   Река Пьяна - левый приток Суры, впадающий в Волгу. Это

Слайд 26«По иным местам нашей Руси редко где такие реки найдутся, как

Пьяна…Ещё первыми русскими поселенцами Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть ли не возле него в Суру вливается».
Мельников-Печерский
«По иным местам нашей Руси редко где такие реки найдутся, как Пьяна…Ещё первыми русскими поселенцами Пьяной река

Слайд 27Местные писатели о Можаров -Майдане
Подробное описание жизни села
Фото из книги:
Старые

купеческие дома
Местные писатели о Можаров -МайданеПодробное описание жизни села Фото из книги:Старые купеческие дома

Слайд 28
Виктор Шабаев - участник Великой Отечественной войны .

О прошлом нашего Майдана,
Хочу

,что помню рассказать
От верха и до самой Пьяны
Мне приходилось здесь бывать.

Встаёшь, бывало спозаранка
В райцентр отправишься пешком
Правее Арьевка – Саранка
Майдан левее, за холмом.

Майданы в области повсюду,
Но как Можаров, не найти,
Таких больших, я спорить буду
Его за день не обойти.

Завраг, Заречка и Загумки-
Всех улиц не пересчитать
«Поэму» эту без задумки
Сумел экспромтом написать.

В разлив ручьи сбегались к Пьяне
И затопляли все в лугах –
Ходили бедные крестьяне
В портянках, в липовых лаптях.

В войну всем миром голодали
Несла Россия тяжкий крест,
Хлеб даже дети не видали,
Картофель был – деликатес.


Хранятся в памяти , как сказка,
Обрывки факторов той поры,
Дрова возили на салазках
С за Пьяны и из-за Суры.

Стояли мельницы- ветрянки
Вокруг села на всех ветрах
До Пильны шли пешком Майданки
С нелёгкой ношей на плечах.

Здесь гончары , валяры жили,
Но основное ремесло-
Портновское в то время было
И им прославилось село

Базар былой – лицо Майдана,
Промшвей, стоит ещё пока,
Пройди страну до Магадана
Повсюду встретишь земляка.

Была здесь дранка , маслобойка,
В престольный праздник карусель,
На площади торговля бойко,
Осталась площадь и досель

Весной и осенью грязина,
Плетни, ручьи не перейти,
Сюда не то что бы машина,
И так , порой, не мог пройти

Портные шли в морозы, вьюги,
Неся машинку на спине
Трудились зиму на округе,
Домой являлись по весне.

Дорога помниться в народе
Хотя не мало лет прошло,
Теперь пешком никто не ходит,
Автобус ходит на село.

Здесь крыш соломенных не стало
Железо с шифером подряд
И молодые, как бывало
На «чэ» уже не говорят.

Село на мягких шинах ходит,
Лошадку стали забыть,
И хорошо живут здесь , вроде,
А жаль – гармошку не слыхать.

Виктор Шабаев - участник Великой Отечественной войны .О прошлом нашего Майдана,Хочу ,что помню рассказатьОт верха и до

Слайд 29Красота Майдана
Осенняя р. Пьяна
Школа весной
Раннее утро зимой
р. Сура летом

Красота МайданаОсенняя р. ПьянаШкола веснойРаннее утро зимойр. Сура летом

Слайд 30Все материалы для презентации предоставлены
школьным краеведческим кружком под руководством
Зиновьева

Алексея Николаевича

Над презентацией работала: Судакова Мария

Спасибо за внимание!

Все материалы для презентации предоставлены школьным краеведческим кружком под руководством Зиновьева Алексея НиколаевичаНад презентацией работала: Судакова МарияСпасибо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть