Слайд 1ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Междисциплинарный семинар
2019 – год театра в России
ГКОУ МО
Центр «Ариадна»
Руководитель проекта Субботина М.Н.
Слайд 2Театр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных икусств:
литературы
музыки
хореографии
вокала
живописи
Слайд 3Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших
явления природы или трудовые процессы.
Слайд 4Обрядовые действа ещё не были театром: театр начинается там, где появляется
зритель, — он предполагает коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.
Слайд 5Народ Египта любил и почитал бога Осириса и разыгрывал театральные сцены
– мистерии из его жизни.
Античный театр
Театр Древнего Египта
Слайд 6Каждый момент существования бога Осириса от рождения и до смерти был
показан в действии. Роли исполняли жрецы и даже фараоны.
Осирис – мифологическое существо, властелин загробного мира, божество, управляющее силами природы.
Слайд 8Театр Древней Греции
Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богу-покровителю земледелия Дионису. Хор
«сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов»).
Слайд 9Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих
Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора.
Слайд 11Первый постоянный каменный театр был возведен примерно в Риме в 55
году до н.э. Его вместительность поражает – 17 тысяч зрителей.
От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол.
Театр Древнего Рима
Слайд 12Римский театр изначально был профессиональным. В нем не было культа божества.
Поэтому римский театр был всего лишь развлечением.
Слайд 13Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины
не всегда допускались на представления и сидели отдельно от мужчин.
Слайд 14Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра,
не пользовались уважением. Актерами становились рабы. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.
Слайд 16Театр средневековой Европы
После падения Римской империи античный театр был забыт.
Слайд 17 Церковь осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны»,
но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин.
Слайд 18Средневековый театр рождался заново, из народных обрядов.
Рождению средневекового театра содействовали и
религиозные праздники, которые были инсценированы.
Слайд 19Рождению средневекового театра содействовали религиозные праздники, которые были инсценированы.
Слайд 20В IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет.
В
XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.
Слайд 21Театр в эпоху Возрождения
Первые театральные коллективы появились в Италии
на рубеже XV—XVI веков. Ремесленники собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.
Слайд 22Актёры выступали в разных пьесах под одними и теми же именами,
в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы. Это были: Пьеро, Коломбина, Арлекин. Так появился первый профессиональный театр «Комедия дель арте».
Слайд 23В Англии начиная с XVI века сценическое искусство из любительского превращается
в профессиональное. Начинает работать театр «Глобус», который прочно связан с именем великого английского драматурга и актёра Уильяма Шекспира.
Театр «Глобус»
Слайд 24Актерское искусство этой эпохи стояло на большой высоте. Гамлет наставляет
актеров произносить монолог "легким языком", а не горланить, он требует "не пилить руками воздух": "Мне возмущает душу, когда я слышу, как здоровенный, лохматый детина рвет страсть в клочки, прямо-таки в лохмотья, и раздирает уши партеру..."
Слайд 26Театр теней в Китае и Индии
Театр теней - искусство, зародившееся в Китае свыше
1700 лет назад. Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.
.
Слайд 27Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (козлиной или верблюжьей), бумаги
или картона.
Слайд 28Театр теней распространился не только по всему Китаю, но и в
Индии.
Слайд 29 И в XXI веке в Китае существует театр теней ( 成都中国皮影博物馆),
но самому театру теней, в классическом виде, грозит исчезновение.
Слайд 32В Москве есть детский театр теней, репертуар которого рассчитан на детей
с трёх лет.
Слайд 33Кабуки – традиционный театр Японии
Кабуки - один из видов традиционного театра Японии.
Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
Слайд 34Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев. Начало
жанру положила Окуни, служительница святилища, которая стала исполнять ритуальные танцы на улицах городов, где было достаточно многолюдно.
Слайд 35В современной Японии кабуки по-прежнему любим — он самый популярный вид
театрального искусства среди всех традиционных японских драматических жанров.
Слайд 37Кукольный театр на воде. Вьетнам
Кукольный театр на воде — вьетнамская традиция, восходящая к XI
веку н.э. и возникшая в деревнях в дельте реки Хонгха на севере Вьетнама. В старину крестьяне использовали этот вид развлечений во время наводнений.
Слайд 38Куклы для этого театра делаются из дерева, а затем покрываются лаком.
Марионетку поддерживает большой стержень, расположенный под водой и управляемый кукловодом, который обычно скрыт за ширмой. Представления часто сопровождаются музыкой.
Слайд 40Народное искусство Древней Руси – это скоморохи. Они являются главными носителями
народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику.
Театр в России
Слайд 41Кукольный персонаж Петрушка - главный символ русской ярмарки и балаганов. Этот
персонаж в красном колпаке, с огромным крючковатым носом, хитрыми и даже злыми глазами и улыбающимся ртом, управляемый артистом-кукольником, развлекал зрителей показом сценок на разные житейские темы.
Слайд 42Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было
официально запрещено в 1648 году указом царя Алексея Михайловича.
Слайд 43В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века.
Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо и Шествие на осляти.
Слайд 44Пещное действо— название древнего русского церковного чина, совершавшегося в последнее воскресение
перед праздником Рождества Христова в XVI—XVII веках. Действо изображало историю чудесного спасения трёх отроков из огненной печи.
Слайд 45Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень
в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле.
Слайд 46Театр в Россию был импортирован из Западной Европы.
17 октября 1672 года прошло первое
представление в царских палатах. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. С этого представления началась история профессионального театра в России.