Презентация, доклад ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

Содержание

Цель работы: показать особенности применения информационных компьютерных технологий в преподавании начального курса географии в школе.Основная гипотеза исследования состоит в том, что применение информационных компьютерных технологий на уроках географии способствует усвоению учебного материала и предоставляет новые возможности

Слайд 1МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет» 
Институт наук

о Земле
Кафедра физической географии, экологии и охраны природы



ВОРОНКОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА
 
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРЕПОДАВАНИИ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

  

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего образования«Южный федеральный университет» Институт наук о ЗемлеКафедра физической географии, экологии

Слайд 2Цель работы: показать особенности применения информационных компьютерных технологий в преподавании начального

курса географии в школе.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что применение информационных компьютерных технологий на уроках географии способствует усвоению учебного материала и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей школьников, повышает мотивацию учащихся к изучению географии и активизирует познавательную деятельность.
Задачи
охарактеризовать информационные компьютерные технологии;
определить оптимальные виды информационных компьютерных технологий в преподавании начального курса географии;
на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности учебной деятельности с использованием ИКТ.

Актуальность работы несомненна, т.к. одна из задач школьной географии на современном этапе состоит в том, чтобы научить учащихся грамотно работать с разнообразными носителями информации.


Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций

Цель работы: показать особенности применения информационных компьютерных технологий в преподавании начального курса географии в школе.Основная гипотеза исследования

Слайд 3Информационно-коммуникационные технологии наиболее сильное позитивное воздействие оказывают на образование, так как

«открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения". Любая образовательная технология, в том числе и традиционная, является и информационной, и коммуникационной.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Любая технология будет коммуникационной, так как обучение - это взаимодействие между участниками образовательного процесса. Но именно компьютер позволяет многократно увеличить объём перерабатываемой информации и скорость её переработки.
ИКТ представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
Дидактические функции ИКТ в учебном процессе:
обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
организационная функция, обеспечивающая обратную связь с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на занятиях, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;
контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция преподавательского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени).

В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения
(рис. 1)
Информационно-коммуникационные технологии наиболее сильное позитивное воздействие оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания

Слайд 4Рис.1 Основные направления применения ИКТ
(составлено автором)

Рис.1 Основные направления применения ИКТ(составлено автором)

Слайд 6Среди огромного разнообразия видов ИКТ можно выделить презентации, мультимедиа - технологии,

использование интерактивной доски на уроках географии.
Презентация, как средство подачи материала, как дополнительное наглядное пособие к уроку, достаточно широко используется в школах. Главной причиной является то, что освоение программы Power Point относительно несложно, как для ребенка, так и для учителя, притом, что такой вид подачи материала эффектен и красочен.
Основным отличием презентации является возможность использования в ней звука, анимации, гиперссылок, макросов. Материал становится динамичнее, ярче, в нем можно выбирать порядок изучения тем, тестировать знания по уроку.
С точки зрения Федюниной Е.А., учебные презентации можно разделить на:
«лекционные» (сопровождающие теоретический материал);
«исследовательские» (выполненные в результате работы над проектом как итоговые работы);
«игровые» (интерактивные, дополняющие учебную программу);
«для самостоятельной работы» (презентации, позволяющие пропустившему тему, наверстать упущенное самостоятельно).

Среди огромного разнообразия видов ИКТ можно выделить презентации, мультимедиа - технологии, использование интерактивной доски на уроках географии.Презентация,

Слайд 7Рис.3 Схема использования интерактивной доски на определенных этапах урока (составлена автором)

Рис.3 Схема использования интерактивной доски на определенных этапах урока (составлена автором)

Слайд 8Рис.4 Схема использования ИКТ по методике Денисовой И.Ю. (составлена автором)
Преимущества

мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процессов и явлений (рис.4).
Рис.4 Схема использования ИКТ по методике Денисовой И.Ю. (составлена автором) Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными,

Слайд 9В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета

существуют следующие виды компьютерных программ (рис. 5).

Рис.5 Схема видов компьютерных программ (составлена автором)

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета существуют следующие виды компьютерных программ (рис.

Слайд 10Урок-викторина "По странам и океанам".

Цель:
Оценить и закрепить полученные географические знания, применяя

информационные компьютерные технологии, а также заинтересовать в изучении предмета.
Задачи:
- закрепить основные понятия и определения;
- развить интерес к исследовательской работе, внимательность, логическое мышление.
Оборудование:
таблички с цифрами (от 0 до 7);
презентация;
компьютер;
проектор.
Тип урока: закрепления знаний
Участники - 6 человек, остальные - зрители-болельщики.
Каждому участнику выдаются таблички с цифрами от 0 до 7. Урок-викторина включает 5 этапов. В каждом до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится до 10 секунд. За верный ответ дается один балл. Участник, набравший наибольшее количество баллов, считается победителем. На вопросы без ответа дается право ответить болельщикам.

Урок-викторина

Слайд 11Н. Вавилов
Х. Колумб
Абель Тасман
Н. Миклухо-Маклай
Ф. Магеллан
Дж. Кук
Д. Ливингстон
1
2
3
4
5
6
7
Рис.12 Исследователи и путешественники

Н. ВавиловХ. КолумбАбель ТасманН. Миклухо-МаклайФ. МагелланДж. КукД. Ливингстон1234567Рис.12 Исследователи и путешественники

Слайд 13Япония
Индия
Мадагаскар
Италия
Греция
Китай
Рис.13 Части материков:
1.Евразия

4.Антарктида
2.Африка. 5.Северная Америка
3.Австралия 6. Южная Америка
ЯпонияИндияМадагаскарИталияГрецияКитайРис.13 Части материков:1.Евразия

Слайд 14Токио
Лондон
Мадрид
Лхаса
Санкт-Петербург
Каир
Рис. 14 Города
1.Токио 2.Лондон 3.Мадрид 4.Лхаса
5.Санкт-Петербург 6.Каир

ТокиоЛондонМадридЛхасаСанкт-ПетербургКаирРис. 14 Города 1.Токио  2.Лондон  3.Мадрид 4.Лхаса5.Санкт-Петербург 6.Каир

Слайд 15Гепард
Броненосец
Олень
Пума
Лев
Кенгуру
Медведь
1
3
4
5
6
7
2
Рис.15 Животные
1.Гепард; 2. Броненосец; 3.Пума;
4.Лев; 5. Кенгуру; 6. Олень; 7.Медведь.

ГепардБроненосецОленьПумаЛевКенгуруМедведь1345672Рис.15 Животные1.Гепард; 2. Броненосец; 3.Пума;4.Лев; 5. Кенгуру; 6. Олень; 7.Медведь.

Слайд 16Гималаи
Фудзияма
Алтай
Килиманджаро
Анды
Кавказ
Кордильеры
6
5
4
1
7
2
3
Рис. 16 Горы
1. Гималаи 2.Фудзияма 3.Кордильеры 4. Алтай
5. Килиманджаро 6.Анды 7.Кавказ

ГималаиФудзиямаАлтайКилиманджароАндыКавказКордильеры6541723Рис. 16 Горы1. Гималаи 2.Фудзияма 3.Кордильеры 4. Алтай5. Килиманджаро 6.Анды 7.Кавказ

Слайд 17Колибри
Кондор
Журавль
Орел
Киви
Попугай
Альбатрос
7
3
6
2
4
5
1
Рис.17 Птицы
1 Колибри 2 Кондор 3 Журавль
4 Альбатрос 5 Попугай 6

Киви 7 Орел
КолибриКондорЖуравльОрелКивиПопугайАльбатрос7362451Рис.17 Птицы1 Колибри 2 Кондор 3 Журавль4 Альбатрос 5 Попугай 6 Киви 7 Орел

Слайд 18Секвойя
Гевея
Баобаб
Эбеновое
Сейба
Бальза
1
2
3
4
5
6
Рис.18 Деревья
1.Гевея 4.Бальза
2.Баобаб

5. Эбеновое
3. Секвойя 6. Сейба
СеквойяГевеяБаобабЭбеновоеСейбаБальза123456Рис.18 Деревья1.Гевея         4.Бальза2.Баобаб

Слайд 19Рис. 19 Диаграмма частоты применения ИКТ на уроках географии, в %

(составлена автором)

Рис.20 Диаграмма частоты выполнения домашнего задания с использованием ИКТ, в % (составлена автором)

Рис. 19 Диаграмма частоты применения ИКТ на уроках географии, в % (составлена автором)Рис.20 Диаграмма частоты выполнения домашнего

Слайд 20Рис.21 Диаграмма видов ИКТ по частоте использования на уроках географии, в

% (составлена автором)

Рис. 22 Диаграмма уровня заинтересованности учащихся уроками географии с применением ИКТ, в % (составлена автором)

Рис.21 Диаграмма видов ИКТ по частоте использования на уроках географии, в % (составлена автором)Рис. 22 Диаграмма уровня

Слайд 21Рис.23 Диаграмма оценки деятельности учителя по преподаванию уроков географии с использованием

ИКТ, в % (составлена автором)
Рис.23 Диаграмма оценки деятельности учителя по преподаванию уроков географии с использованием ИКТ, в % (составлена автором)

Слайд 22Исходя из личного опыта, можно выделить ряд важных преимуществ использования информационных

компьютерных технологий на уроках географии:
Экономия учебного времени. Учителю не нужно писать на доске, это время можно посвятить более полному объяснению новой темы.
Можно показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимации, карт, легким нажатием клавиши сменяя их на экране. На таком уроке и учитель, и дети меньше отвлекаются, происходит погружение в тему, информация без лишних задержек воздействует на зрение и слух, ученики лучше запоминают. Учащиеся больше усваивают на уроке, что позволяет уменьшить количество задаваемого на дом материала.
Разнообразие подключаемых каналов обучения позволяет всем учащимся активно усваивать материал.
Учителю не нужно приносить с собой стопку книг. Если найдена новая информация для урока, то не составит труда добавить ее.
Можно показать интересующие процессы в действии, например, извержение вулкана, при помощи анимационных картинок или видеороликов, сопроводив звуком. Это делает материал более доступным для учеников, так как не все обладают образным мышлением и достаточной фантазией, чтобы представить процесс в воображении.
Сочетание различных форм подачи материала, дает возможность всестороннего изучения темы с различных точек зрения, что приводит к переходу в состояние всестороннего исследования изучаемой проблемы, организации дискуссии, и более тщательному анализу полученной информации.
Облегчается процесс проверки тестовых работ. Программа подсчитает и покажет оценки, количество ошибок и вопросы, где они были допущены.
Урок на информационном носителе можно дать домой болеющим ученикам и тем, кто плохо усвоил тему. При этом создается благоприятный психологический климат, ребенок самостоятельно добывает знания.
Компьютерные уроки, как нетрадиционные, очень интересны детям и повышают интерес к изучаемому предмету.
Использование ИКТ повышает усвоение учебного материала до 75%.
Исходя из личного опыта, можно выделить ряд важных преимуществ использования информационных компьютерных технологий на уроках географии:Экономия учебного

Слайд 23Применение информационных компьютерных технологий позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы

и сократить время поиска нужной информации. Использование на уроках демонстративных средств способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Больше всего используются изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления.
Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

ориентировать обучающегося (давать ясную, логическую структуру предмета);
мотивировать его (показать значение проблемы, вызвать и поддержать интерес);
представить материал (ввести новые знания в ранее усвоенный контекст);
объяснить (привести примеры и дать необходимые пояснения) и развить (дать дополнительный материал для более детального ознакомления вопросом);
закрепить (дать возможность потренироваться и проверить понимание материала);
подтвердить адекватность достигнутого знания и его соответствие требуемому уровню;
организовать учебное сотрудничество обучающихся (поддерживать, дискуссии, выступать в качестве катализатора общения, обеспечивать быструю обратную связь, учитывать разнообразие способностей и стилей обучения);
уделять внимание развитию не только интеллектуальных, но и моральных качеств.

Новые информационные компьютерные технологии внедряемые в образовательный процесс позволяют улучшить традиционную систему преподавания географии. Применение ИКТ позволяет педагогу более качественно и творчески спланировать свой урок, использовать, ранее недоступные, образовательные ресурсы и материалы и вести качественный контроль усвоения знаний.
Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Применение информационных компьютерных технологий позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации.

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть