Слайд 1География
материальной и
духовной культуры
Слайд 2КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, способов
их создания и применения, характеризующих уровень развития общества.
Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культуральными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками.
Слайд 3Страны отличаются историей развития их народов, природными условиями, культурой, определенной общностью
хозяйственной деятельности. Они образуют историко-культурные регионы мира или цивилизации. Наиболее важными составными частями мировых цивилизаций является материальная и духовная культура народов.
Слайд 4География культуры изучает распространение культуры и отдельных ее компонентов – образа
жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культур, культурного наследия предшествующих поколений.
Слайд 5Первые очаги культур появились в долине Нила, Тигра и Евфрата. Географическое
распространение древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического океана до тихоокеанского побережья.
Слайд 6За пределами этой цивилизационной зоны возникли другие высокоразвитые культуры и самостоятельные
цивилизации индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке. История человечества насчитывает более двадцати крупных цивилизаций мира.
Слайд 7В пределах реки Хуанхэ, древнего культурного центра, сформировалась китайско-конфуцианская цивилизация, которая
дала миру компас, бумагу, порох, фарфор, первые печатные карты и т.д.
Слайд 8Согласно учению основоположника конфуцианства Конфуция (551-479 г. до н.э.), для китайско-конфуцианской
цивилизации характерна установка на самореализацию тех способностей человека, которые в нем заложены.
Слайд 9Индуистская цивилизация (бассейны Инда и Ганга) сформировалась под влиянием каст —
обособленных групп людей, связанных происхождением, правовым положением своих членов.
Слайд 10На территории современного Пакистана были обнаружены города Моженджо-Даро и Хараппа, возникшие
500 лет до н.э. Города были блестящим примером городского планирования, а система канализации лучше, чем сейчас во многих азиатских странах.
Слайд 11Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности древних египтян, шумеров и других
народов, богато и разнообразно. Оно включает дворцы, мечети, медресе, искусство керамики, вышивки, ковроделия, художественной обработки металла. Известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдуоси, О.Хайяма и др.).
Слайд 12Очень самобытна культура народов Тропической Африки — негро-африканской цивилизации. Для нее
характерны эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. На современное состояние этой цивилизации оказали влияние колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения.
Слайд 13Современные цивилизации в различных регионах мира сохраняя свою культуру, развивают ее
в новых условиях.
К молодым цивилизациям Запада относят западноевропейскую, латиноамериканскую и православную цивилизации. Для них характерны основные ценности: либерализм, права человека, свободный рынок и др.
Слайд 14Культурное наследие западноевропейской цивилизации включает Колизей в Риме, афинский Акропль, парижский
Лувр и Вестминстерское аббатство в Лондоне, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, научные идеи Дарвина, Ламарка, музыку Паганини, Бетховена, творения Рубенса и Пикассо и т.д.
Слайд 15Россия, Республика Беларусь и Украина являются ядром современной православной цивилизации. Культуры
этих стран близки к западноевропейской. Границы православного мира очень размыты и отражают смешанный состав славянского и неславянского населения.
Слайд 16Латиноамериканская цивилизация впитала культуру доколумбовских цивилизаций.
Японская цивилизация отличается своей самобытностью,
местными традициями, обычаями, культом красоты.
Слайд 17Материальная культура народов включает орудия труда, жилища, одежду, пищу, все, что
необходимо для удовлетворения материальных потребностей человека.
С учетом природной среды человек строит жилища, питается теми продуктами, которые в основном можно получить в природной зоне его проживания, одевается в соответствии с климатическими условиями.
Слайд 18Жилище.
Об умении людей приспосабливаться к природным условиям свидетельствуют бревенчатые дома
в умеренных широтах. Щели между бревнами проконопачены мхом и надежно защищают от морозов.
Слайд 19В Японии из-за землетрясений дома строят с раздвижными легкими стенами (
минка ), устойчивыми к колебаниям земной коры.
Слайд 20В жарких пустынных областях оседлое население живет в круглых глинобитных хижинах
с коническими крышами из соломы, а кочевники разбивают шатры(юрты, чумы).
Слайд 21Удивительны жилища эскимосов (иглу) в зоне тундры, построенные из снега, свайные
постройки у народов Малайзии, Индонезии.
Слайд 22Различна архитектура современных многоэтажных домов крупных городов, отражающих национальную культуру и
влияние Запада.
Слайд 23Одежда.
На одежду людей оказывает влияние окружающая природная среда. В жарком
тепловом поясе во многих странах Азии и Африки одежда женщин – это юбка и блузка из легкой ткани. Большая часть мужского населения арабских и африканских стран предпочитает носить длинные до пола широкие рубахи.
Слайд 24В Южной и Юго-Восточной Азии распространены удобные для условий этих стран
несшитые формы запахивающейся одежды под пояс – сари и кимано. Халатообразная одежда легла в основу современного одеяния китайцев и вьетнамцев.
Слайд 25В холодном поясе у населения Севера и Аляске преобладает теплая глухая
длинная куртка с капюшоном.
Слайд 26Различия в одежде разных народов связаны не только с природными условиями.
Одежда отражает национальные черты, характер, темперамент народа, сферу его деятельности. Народам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями кроя или орнамента.
Слайд 27Пища.
Особенности пищи людей тесно связаны с природными условиями мест обитания
человека, спецификой ведения сельского хозяйства, религиозными и национальными традициями народов. Растительная пища преобладает почти у всех народов мира.
Слайд 28В основе питания лежат продукты, приготовленные из зерна. Европа и Азия
– это области где потребляют довольно много продуктов из пшеницы и ржи (хлеб, сдоба, крупы, макароны). Кукуруза (или маис), является основной зерновой культурой в Америке, а рис преобладает в рационе питания населения Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Слайд 29Почти повсюду, включая Беларусь, распространены блюда из овощей, а также из
картофеля (в странах с умеренным климатом), из батата и маниока (в тропических странах).
Слайд 30К духовной культуре (т. е. связанной с внутренним, нравственным миром человека)
относятся те ценности, которые созданы человеком для удовлетворения духовных потребностей.
Это литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танцы, архитектура и др.
Слайд 31Духовная культура, так же как и материальная, тесно связана с природными
условиями, историей народов, их этническими особенностями, религией. Однако, влияние природной среды на духовную культуру проявляется в меньшей степени, чем на материальную.
Слайд 32Все, что видит человек вокруг себя и что привлекает его внимание,
он отображает в рисунках, песнях, танцах.
С древности до настоящего времени в разных странах сохраняются:
устное народное творчество
художественные промыслы:
плетение
ткачество
гончарство
Слайд 33Величайшими памятниками мировой письменной культуры являются Библия, Тора и Коран –
Священные Писания трех древнейших мировых религий – христианства, иудаизма и ислама.
Слайд 34В разных районах Земли развивались и сменялись различные архитектурные стили. На
их формирование влияли религиозные воззрения, национальные особенности, окружающая природа.
Например, в архитектуре Европы долгое время господствовали готический стиль и барокко .
Слайд 35Здания готических соборов поражают ажурностью и легкостью, их сравнивают с каменным
кружевом. Они
часто выражают религиозные идеи своих создателей.
Слайд 36Стиль барокко (с итальянского «борокко» – склонный к излишествам), получивший широкое
распространение в Испании, Германии, Франции, проявляется в архитектуре пышных дворцов и церквей с обилием скульптур, живописи на стенах в России, Беларуси, Литве.
Слайд 37Архитектура мечетей, минаретов, караван-сараев навевает на нас образы знойного солнца, горячих
песков и тихих оазисов пустынь.
Слайд 38В Индии, Шри-Ланке, Индонезии многоярусные здания храмов с изображениями слонов, причудливых
растений отражают окружающую природу. Знакомство с ними оставляет впечатление раскрытой книги легенд и мифов.
Слайд 39У всех народов мира распространено изобразительное и декоративно-прикладное искусство — создание
художественных изделий, предназначенных для практического использования. Особенно богаты такими промыслами страны Азии.
Слайд 40В Японии и Китае распространена роспись по фарфору,
в странах Закавказья и Ближнего Востока — чеканка по металлу, в странах Средней Азии — ковроткачество.
Слайд 41Традиционными ремеслами в странах Африки является изготовление масок и статуэток из
дерева, а в странах Океании – изделий из кораллов и плетение из пальмовых листьев.
Слайд 42В России – лаковая миниатюра, финифть, филигрань, роспись по дереву и
многое другое.
У народов Севера и Аляски – резьба по кости.
Слайд 43Из художественных промыслов Беларуси известны плетение из соломки, ткачество по льну,
художественная керамика, резьба по дереву.
Слайд 44Самобытность народа особенно выражается в музыке и танце. При их помощи
можно ощутить страсть испанца или жгучий темперамент лезгина, легкость ирландской джиги или радость единения в греческом сиртаки, познать философию японского танца с веерами.
Слайд 45Индийские танцы являются древнейшими в мире. Первыми исполнителями были храмовые сказители.
Самому
древнему исторически задокументированному танцу-театру более 5000 лет.
Слайд 46В мексиканских народных танцах проявляется огромное разнообразие и богатство культурного наследия
Мексики. В них переплелись традиции таких древних цивилизаций, как майя, ацтеки и тольтеки, а также европейские танцевальные традиции, завезенные во время колонизации испанцами.
Слайд 47Во время праздников, которые проходили на Руси, в основном, осенью и
зимой после сбора урожая, славяне веселились от души и, чтобы согреться, придумывали танцы, насыщенные прыжками, подскоками, сгибанием и разгибанием туловища, быстрой замысловатой «игрой» ног и широким «разбрасыванием» рук.
Слайд 48Танцевальное искусство народов Африки носит массовый характер. Как правило, в них
преобладают элементы импровизации. Танец сопровождается хлопками, возгласами, прищелкиванием языком, ударами ладоней о тело. «Звучит» и костюм танцора: звенят браслеты и колокольца; шуршат травы, из которых создают костюм.
Слайд 49Традиционные танцы народов Севера тесно связаны с окружающей природой и обожествлением
различных духов. Они подражают таким животным как медведь, олень, песец и переносят их движения в танец.
Слайд 50Белорусские танцы отличаются своей сформированность и самобытностью. Исторические условия развития белорусского
народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты.
Слайд 51Элементы материальной и духовной культуры заимствуются народами друг у друга и
распространяются по всему миру.
Познавая географию мировой культуры, народы сближаются, лучше понимают друг друга в решении важных международных политических, экономических, экологических проблем человечества.
Слайд 52В 1972 году ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций о вопросам
образования, науки и культуры) приняла конвенцию по охране объектов культурного и природного наследия. Конвенция вступила в силу в 1975 году.
Слайд 53Основная цель конвенции: сделать уникальные или имеющие культурную или экологическую значимость
объекты, созданные человеком или природой, известными в мире.
Слайд 54Таким образом, решалась задача защиты их от уничтожения под влиянием природных
процессов, например, землетрясений, или антропогенных факторов (вооруженных конфликтов, бесконтрольного туризма).
Слайд 55Объекты из Списка Всемирного наследия представляют шедевры человеческого гения, природные феномены
красоты и эстетической важности.
Современный Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включает 1076 объектов: 835 – культурных, 206 – природных, 35 – смешенных.
Слайд 56Объектами всемирного культурного наследия объявлены отдельные архитектурные сооружения и ансамбли: Акрополь,
соборы в Атьене и Шартре, целые исторические центры Санкт-Петербурга и Варшавы, Московский Кремль с Красной площадью.
Слайд 57В объекты культурного наследия вошли целые города (Бразилиа, Венеция) и архитектурные
заповедники (например, Дельфы), а также национальные парки (Большой Барьерный риф, Йеллоустонский национальный парк).
Слайд 58Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя
ответственность по их сохранению. ЮНЕСКО со своей стороны выделяет средства для финансирования и поддержания их в надлежащем состоянии, для развития международного туризма, гарантирует сохранность и целостность объектов всемирного наследия, повышает их престиж, контролирует их состояние
Слайд 59ТОП – 10 Страны по числу объектов
Всемирного культурного наследия
Комитет по объектам Всемирного наследия регулярно рассматривает новых претендентов по их включению в список. Например, Россия предложила 25 новых объектов.
Слайд 60На территории Беларуси 4 объекта имеют статус ЮНЕСКО: Мирский и Несвижский
замки, национальный парк «Беловежская пуща», «Геодезическая дуга Струве».
Слайд 61Назовите древние мировые цивилизации.
2. Какие современные цивилизации характерны для Европы?
Америки?
3. Приведите примеры элементов материальной и духовной культуры населения различных регионов Земли.
4. Покажите зависимость материальной культуры населения от природных условий.
5. Какие архитектурные стили вы знаете?
6. Охарактеризуйте статус объектов Всемирного наследия.
7. Какие из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО находятся на территории Беларуси?
ВОПРОСЫ:
Слайд 62В каком регионе мира больше всего объектов из Списка Всемирного наследия
ЮНЕСКО и почему?
Известны ли вам такие словосочетания, как «немецкая педантичность», «русская удаль», «кавказское гостеприимство», «английская сдержанность»? Как вы думаете, являются ли в действительности эти качества характерными особенностями данных народов? Почему?
Приведите примеры традиций какого-либо народа, которые отличаются от традиций народа, к которому принадлежите вы.
ВОПРОСЫ для любознательных: