Слайд 1
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
подглтовила: Гураль Евгения
Валерьевна
Слайд 2 учебная модель:
- ВЫЗОВ
– ОСМЫСЛЕНИЕ
– РАЗМЫШЛЕНИЕ
Слайд 3стадия ВЫЗОВА
Используются приемы, направленные на активизацию ранее полученных
знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала
Парная мозговая атака:
Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом.
На севере Западной Сибири многолетняя мерзлота распространена до глубины 25 м, а затем располагается слой теплых пород, а затем вновь мерзлота до глубины 80м. Объясните это явление.
Слайд 6 Разбивка на кластеры (блоки идей):
АПК
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственное машиностроение
Растениеводство
Животноводство
овцеводство
свиноводство
коневодство
тонкорунное
Ключевые термины:
Можно выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, необходимо обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.
З – Х – У:
Этот прием применяется для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней.
Называем тему и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Заносятся в колонку «Знаем».
Просим учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, учащиеся добавляют в каждую еще какие-то идеи.
Слайд 11Соединенные Штаты Америки. 7 класс
Слайд 12стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения)
I – interactive
самоактивизирующая
N – noting
S – system системная разметка
E- effective для эффективного
R – reading and чтения и
T – thinking размышления
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
«v» – уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Этот методический прием применяется так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.
Слайд 14стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ
Многие приемы, которыми пользуюсь на стадии «вызов»,
«осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.
Слайд 15Приёмы успешного обучения:
1.Прием новизны, когда в самом начале урока или
беседы заинтересовываем учеников сообщением какой-то новой информации.
2.Прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию.
3.Прием участия. Раскрывая тему, говорить: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок продолжаете своим чередом.
Слайд 16
Юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление.
Игровые
технологии
Слайд 17Проблемный подход на уроках географии
Проблемная ситуация – позволяет создать
умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу.
Слайд 18проблемные ситуации
1. Практические - в которых неизвестен способ применения знаний в
новой ситуации (требуются практические усилия).
2. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания).
3. Художественные - в которых неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия.
решения проблемных ситуаций:
ПЕРВЫЙ СПОСОБ: Сюда относятся случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта.
ВТОРОЙ СПОСОБ. К нему относятся такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.
ТРЕТИЙ СПОСОБ. Заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.
Позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему, при помощи дополнительной информации, находящейся в «кейсе», подготовленным учителем.
Слайд 21
Ситуация: Группа нефтяников высадилась на вертолете в
центре тайги. Рабочие недоуменно разглядывают сосны, тесно прижавшиеся друг к другу.
- И здесь мы будем работать? Как же привезут оборудование, если мы прилетели на вертолёте? –высказал свою мысль бригадир.
- Да не переживай, техника сейчас на высшем уровне! Привезут, - успокоил начальник.
- Эх, жалко! Какую красоту погубят. Смотрите, деревья как будто боятся, что их срубят, - пожалел молодой рабочий.
Слайд 22 Задания:
1. Обсудите, каким
образом можно доставить буровую установку в тайгу.
2. Как с минимальными потерями для природы установить технику?
3. Проследите взаимосвязь с загрязнением окружающей среды нефтепродуктами и здоровьем человека.