Презентация, доклад Формирование работы с картой на уроках географии для детей с ОВЗ

Содержание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская мудрость.

Слайд 1Формирование навыков работы с картой на уроках географии для детей с

овз.

Учитель Сапурина М.Р.

Формирование навыков работы с картой на уроках географии для детей с овз.Учитель Сапурина М.Р.

Слайд 2«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,


я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость.
«Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Слайд 3Актуальность.
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание

предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Она является обязательным элементом географии, без которого обучение данному предмету не имеет смысла. Однако при организации работы с картой должны учитываться не только познавательные возможности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, но и специфика карты как символического пособия: реальные объекты на ней передаются посредством условных обозначений. Это своего рода азбука, не овладев которой нельзя рассмотреть изображенную на карте местность, равно как и без знания букв невозможно читать книгу. Отсюда следует, что у школьников необходимо формировать знание карты
Актуальность.Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета

Слайд 4формирование знаний карты важнейшие цели-

формирование знаний карты  важнейшие цели-

Слайд 5По известным причинам знание карты (даже на самом элементарном уровне) формируется

у учащихся с интеллектуальной недостаточностью со значительными сложностями.

Во-первых, школьники с трудом усваивают условные обозначения карты (глобуса).



Во-вторых, ученики допускают типичные ошибки при расшифровке условных цветов
В-третьих, учащиеся переносят значения условных цветов с одной карты на другую.
В-четвертых, школьники испытывают сложности при выполнении заданий, предусматривающих пространственную ориентировку по картографическим пособиям.

В-пятых, ученики не в состоянии правильно прочитать масштаб картографических пособий.




В-шестых, у учащихся обнаруживаются сложности в запоминании названий конкретных объектов.
В-седьмых, ученики не обращаются к легенде (таблице условных обозначений) картографических пособий, которая является «ключом» к их пониманию связанных с картой.

По известным причинам знание карты (даже на самом элементарном уровне) формируется у учащихся с интеллектуальной недостаточностью со

Слайд 6вспомогательные приемы работы с картографическими пособиями
Обращение к названию карты. Этот прием

позволяет в некоторой степени предупредить ошибки, связанные с переносом учащимися значения условных цветов с одной карты на другую

Обращение к легенде (таблице условных обозначений) карты. Данный прием применяется тогда, когда школьники неправильно расшифровывают её условные обозначения

.

вспомогательные приемы работы с картографическими пособиямиОбращение к названию карты. Этот прием позволяет в некоторой степени предупредить ошибки,

Слайд 7 Этот прием применяется в том случае, когда школьники

испытывают затруднения в выполнении заданий, связанных с пространственной ориентировкой по карте

Физическая карта мира

Использование
звездочки ориентирования.

с

ю

з

в

Этот прием применяется в том случае, когда школьники испытывают затруднения в выполнении заданий, связанных

Слайд 8Применение объемных заготовок при изучение рельефа
Тема урока в 7 классе «Особенности

форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых»
Тема урока в 6 классе
«Рельеф суши. Горы .»


Из цветной коричневой бумаги вырезаем силуэты гор. Приклеиваем на контурную карту

Применение объемных заготовок при изучение рельефаТема урока в 7 классе «Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых»

Слайд 9Соотнесения условного обозначения изучаемого объекта на карте с его изображением (иллюстрацией,

рисунком и др.).

Этот приём позволяет наполнять конкретным содержанием символы картографических пособий. Тем самым предупреждаются типичные ошибки школьников, допускаемые при расшифровке условных обозначений карты.

Соотнесения условного обозначения изучаемого объекта на карте с его изображением (иллюстрацией, рисунком и др.).Этот приём позволяет наполнять

Слайд 10.  Использование словокарточек, то есть карточек небольшого размера, в которые вписываются специальные

термины или названия изучаемых объектов.

Этот прием позволяют сконцентрировать внимание учащихся на необходимой для работы части карты.

Кроме того, эти карточки дают возможность сосредоточить внимание учащихся и на правильном написании научных терминов и специальных названий (географической номенклатуры).

Евразия

.  Использование словокарточек, то есть карточек небольшого размера, в которые вписываются специальные термины или названия изучаемых объектов.Этот прием

Слайд 11 Задания на упорядочивание и группировку

- Сгруппируйте географические объекты по

смыслу:

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

Миссисипи, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико,

реки

горы

города

Задания на упорядочивание и группировку-  Сгруппируйте географические объекты по смыслу:География 7 класс. Тема: «Северная Америка»Миссисипи,

Слайд 12Применение цветных стрелок, посредством которых иллюстрируются направления распространения господствующих ветров и морских

течений.

1

2

- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?

Этот прием целесообразно использовать при изучении климата той или иной местности

Применение цветных стрелок, посредством которых иллюстрируются направления распространения господствующих ветров и морских течений. 12- Почему т.1 и т.2

Слайд 137 класс
смерч
1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?

7 класссмерч1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?

Слайд 147 класс
2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?
Гималаи

7 класс2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?Гималаи

Слайд 15Работа в контурных картах
9 класс
7 класс
5 класс
 
1.     В процессе выполнения заданий учащиеся

тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2.     Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3.     У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

Работа в контурных картах9 класс7 класс5 класс 1.     В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа

Слайд 166 класс
2 Воображаемые путешествия на основе картографических пособий (карты, глобуса). Например,

при изучении океанов и морей у берегов Африки классу можно предложить совершить путешествие по карте вдоль береговой линии материка. Такое путешествие целесообразно проводить в игровой, занимательной форме.


4 Включение географических объектов в причинно-следственные зависимости. Суть этого приема состоит в том, что с опорой на карту учащимся предлагается установить каузальные отношения между изучаемыми объектами.

9 класс

1 Показ учащимися изучаемых объектов на картографических пособиях

3.  Установление пространственных связей между изучаемыми объектами. Этот прием предусматривает определение школьниками положения изучаемого объекта по отношению к уже известным. Причем в такие отношения целесообразно включать не более трех объектов.

основные приемы работы с картографическими пособиями:

Во-первых, ученикам необходимо выделить условное обозначение объекта из картографического изображения.

Во-вторых, школьникам надо вербализировать действия, связанные с показом требуемых объектов на картографических пособиях.

6 класс2 Воображаемые путешествия на основе картографических пособий (карты, глобуса). Например, при изучении океанов и морей у

Слайд 17основные приемы работы с картографическими пособиями:
5 Описание объектов на основе карт.

Данный прием следует применять на более поздних этапах изучения географии, используя несложные планы. В частности, географическое положение материков можно описывать, придерживаясь такого плана: 1. Полушария, в которых находится материк. 2. Положение относительно экватора. 3. Расположение относительно других материков. 4. Океаны и моря у берегов материка.
6 Сопоставление картографических пособий и, прежде всего, глобуса и физической карты полушарий. Только в процессе их сопоставления у школьников формируются целостные представления о крупнейших объектах, которые разделены на карте на части (Евразия, Антарктида, Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны).

основные приемы работы с картографическими пособиями:5 Описание объектов на основе карт. Данный прием следует применять на более

Слайд 18некоторые приемы при работе картой для развития памяти, внимания, логического мышления
«Цепочка». Перед

учениками, лежат атласы с политической картой. Учитель называет страну или столицу и ученик должен найти на карте страну или столицу, начинающуюся  на ту букву, на которую окончился объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй
«Буква». Ученикам предлагается написать за определенное время как можно больше названий столиц или стран, на определенную букву.
«Силуэт». Ученик должен узнать страну по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске с прилегающими к ней странами.


некоторые приемы при работе картой для развития памяти, внимания,  логического мышления«Цепочка». Перед учениками, лежат атласы с политической

Слайд 19некоторые приемы при работе картой для развития памяти, внимания, логического мышления
«Река-столица». Ученикам

предлагается  назвать столицы (города) стоящие на реках. Провести можно в виде состязания.
«Найди общее». Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего. Например: Алжир – Саудовская Аравия
«Поиск аналогов». Учитель называет город, а ученики должны найти как можно больше его аналогов.
«Контур». Интересно проходит проверка знаний с использованием настенных контурных карт. На этих картах можно писать фломастером на водной основе, который легко стирается с ламинированной карты.

некоторые приемы при работе картой для развития памяти, внимания,  логического мышления«Река-столица». Ученикам предлагается  назвать столицы (города) стоящие

Слайд 20Интерактивные карты

Интерактивные карты

Слайд 21Соотнесите материки и реки
А
Б
В
Г
Д
1. Амазонка
2. Енисей
3. Нил
4. Парана
5. Миссисипи
6. Обь
7. Хуанхэ
8.

Колорадо

9. Муррей

10. Дунай

11. Ганг

12. Нигер

13. Конго

14. Лена

15. Замбези

16. Ориноко

17. Дарлинг

18. Макензи

19. Амур

20. Куперс-крик

21. Янцзы

22. Мараньон

23. Оранжевая

24.Миссури

проверка

1

Соотнесите материки и рекиАБВГД1. Амазонка2. Енисей3. Нил4. Парана5. Миссисипи6. Обь7. Хуанхэ8. Колорадо9. Муррей10. Дунай11. Ганг12. Нигер13. Конго

Слайд 22Соотнесите материки и реки
А
Б
В
Г
Д
1. Амазонка
2. Енисей
3. Нил
4. Парана
5. Миссисипи
6. Обь
7. Хуанхэ
8.

Колорадо

9. Муррей

10. Дунай

11. Ганг

12. Нигер

13. Конго

14. Лена

15. Замбези

16. Ориноко

17. Дарлинг

18. Макензи

19. Амур

20. Куперс-крик

21. Янцзы

22. Мараньон

23. Оранжевая

24.Миссури

1

Соотнесите материки и рекиАБВГД1. Амазонка2. Енисей3. Нил4. Парана5. Миссисипи6. Обь7. Хуанхэ8. Колорадо9. Муррей10. Дунай11. Ганг12. Нигер13. Конго

Слайд 25Анализ психолого – педагогической литературы показал, что уроки географии играют важную

роль в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также выступают важнейшим средством коррекции имеющихся недостатков познавательной и личностной сферы. Географический материал в целом способствует повышению познавательной активности школьников, позволяет корригировать недостатки внимания, формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания. Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память. На уроках географии должны применяться картографические пособия, в особенности карта. Она является обязательным элементом географии. Но при организации работы с картой нужно учитывать не только познавательные возможности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, но и специфику карты как символического пособия: реальные объекты на ней передаются посредством условных обозначений.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что уроки географии играют важную роль в обучении школьников с интеллектуальной

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть