Слайд 1«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»
Слайд 2 Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных
действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Слайд 3 В составе основных видов универсальных учебных действий диктуемом ключевыми целями общего
образования, выделяется 4 блока:
- Личностный;
- Регулятивный;
- Познавательный;
- Коммуникативный.
Слайд 4Личностные УУД
Позволяют формировать готовность к жизненному и личностному самоопределению, знанию моральных
норм, умению выделять нравственный аспект поведения, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 5 - Прием прогнозирования «Верные – неверные утверждения»
Пример:
1. Марс – самая
маленькая планета земной группы.
2. Луна – единственный естественный спутник Земли
3. Солнечную систему составляют только планеты
4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.
5. Меркурий имеет мощную атмосферу
Слайд 6 - Методический прием « Верите ли вы, что…»
… что вода занимает
¾ поверхности Земли?
… что океаны Земли не связанны между собой?
… что вода в морях и океанах пресная?
… что подземные воды никогда не выходят на поверхность?
… что ледники - это скопление пресного льда на суше?
- Прием «Самостоятельный поиск»
Слайд 7Регулятивные УУД
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной
и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Слайд 8 - Методический прием «Определение пары»
задание «Масштаб»
- Методический прием «Найди ошибку»
1.
Солнце – это холодная вращающаяся звезда, которая дает нам свет и тепло.
2. Вокруг Солнца по орбитам обращаются 10 планет, в том числе наша Земля.
3. Модель устройства мира, в которой Земля и другие планеты вокруг Солнца называют геоцентрической
Слайд 9Познавательные УУД
Формируются через развитие познавательной активности и интересам.
Познавательная активность – любознательность,
любопытство, потребность в расширении кругозора.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Он носит поисковый характер.
Слайд 10 - Урок-практикум по теме «Географическая карта»
Задания:
1. Определить географические
координаты: водопад Виктория, город Каир ( обозначить на карте)
2. На каком расстоянии друг от друга находятся эти географические объекты?
3. В каком направлении от г. Каира находится водопад Виктория?
Слайд 11 - Методический прием «Найди лишнее»:
1. Европа, Африка, Австралия, Южная Америка.
2.
Карское, Чукотское, Черное, Красное.
3. Лондон, Пекин, Москва, Сидней.
- Методический прием «Верно-неверно»
1. Солнце по размерам равно Земле.
2. Земля - третья по счету от Солнца планета.
3. Солнечную систему образуют Земля и Солнце.
Слайд 12Коммуникативные УУД
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать, и понимать партнера, планировать
и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 13 Виды заданий:
1. Игровые задания
2. Групповая работа по составлению ребусов, кроссвордов,
тестов
3. Групповое исследование
4. Создание проектов
5. Совместное рисование
6. Компьютерная презентация
7. Подготовка рассказов
8. Отзыв на работу товарища и другие.
Слайд 14 Формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных
современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями-предметниками.