Слайд 1Новые педагогические технологии обучения географии.
Формирование познавательной и информационной компетенций учащихся через
технологию проектной деятельности.
Составитель Широкова Н.К.
учитель географии СУВК «Лингвист»
Слайд 2Сущность технологии проектной деятельности школьников
заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности,
способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации
Слайд 3Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для
развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Слайд 4Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии,
что подтверждено требованиями к уровню подготовки учащихся по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать тенденции изменения природных и социально-экономических объектов, а также природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Слайд 5В течение ряда лет в ходе изучения региональной части курса экономической
и социальной географии мира в 10 классе я применяю технологию проектной деятельности.
Учащиеся с большим интересом включаются в работу по изучению хозяйственных и культурных и иных особенностей стран мира
С появлением компьютерных технологий защита проекта проводится, как правило, в виде компьютерной презентации. Следует отметить, что на защите работ, по-прежнему находится место «классическим» - рисунку, фотографии, плакату…
Слайд 6 Особенно охотно включаются в проектную деятельность учащиеся 7
класса, что связано с особенностями курса «География материков и океанов»:
- Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
- Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
- Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
- Плавают ли материки?
- Стоит ли спасать тропические леса?
Слайд 7Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы,
рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения – проблемного изложения, исследовательского метода.
Слайд 8 В настоящее время существует различная классификация проектов, используемых в
географии.
Слайд 9
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя. Попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 10
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее
обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 11
Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде
проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Слайд 12Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану:
1. Ознакомление с
темой.
2. Распределение обязанностей и составление плана.
3. Работа над проектом.
4. Оформление.
5. Предзащита.
6. Защита.
Слайд 13 Этапы деятельности учителя и учащихся.
Слайд 15
1-й этап.
Выявление учеников, способных творчески работать с текстом книги, подбирать и
обобщать информацию , делать выводы, анализировать.
Слайд 162-й этап.
Поиск темы и определение целей работы. Главное — научить учащихся
не только ставить перед собой цели, но делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности, потому- что это определяет последовательность выполнения работы, помогает выявить и установить причинно-следственные связи между всеми ее частями.
Слайд 173-й этап.
Установление последовательности выполнения работы, составление плана действий (чтобы работа была
проделана успешно необходим контроль со стороны учителя).
Слайд 184-й этап.
Определение источников информации, с которыми им предстоит работать
(карты,
атласы, научно-популярная и художественная литература, справочники, словари, периодическая печать, Интернет, документы и др.)
Слайд 195-й этап.
Выбор формы отчета на будущей презентации или представлении. Для этого
необходимо точно рассчитать сроки составления развернутого плана, подведения предварительных итогов, предоставления черновика работы и наглядного материала и т.д. Здесь же необходимо оговорить и критерии оценки проекта, включающих в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию.
Слайд 206-этап.
Изучение информации, ее анализ и выявление противоречий или недостающих сведений.
Организация работы
в группах.
Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность.
Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий.
Слайд 217-этап.
Организация работы в группах.
Работа в группе возможна благодаря инициативным
усилиям отдельных учеников. Работая в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Каждый ученик (даже имеющий слабый уровень подготовки, найдет себе дело по силам). Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность.
Слайд 228-й этап.
После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя
к определенному заключению, ученики приступают к завершающей фазе работы - письменному изложению проекта, подготовку компьютерной презентации, художественному оформлению работы.
Слайд 239-й этап.
Заключительный этап — публичная защита проекта (урок, конференция, круглый стол).
Ученики представляют свою научную работу, участвуют в ее обсуждении и в обсуждении других докладов.
Слайд 2410-й этап.
Оценка результатов и процесса.
При оценивании и обсуждении проекта можно предложить
рассмотреть такие вопросы:
Насколько удачным оказался проект?
Изменился ли я (он, она) в процессе работы?
Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой?
Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми?
Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом?
Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему?
Слайд 25Достоинства проектной деятельности:
- формирование учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся через работу
с различными источниками географической информации;
- формирование коммуникативных компетенций;
- создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения.
Слайд 26 Участие в проектной работе позволяет каждому
ученику поверить в себя
и свои силы!