Слайд 1Из опыта работы учителя-методиста МБОУ «Школа-лицей» №3 г. Симферополя
ОСАДЧЕЙ Н.Д.
МОЛОДЫМ,
НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЯМ ГЕОГРАФИИ
Слайд 2Технологии
Наиболее приемлемо применять на уроках географии интерактивные, в том числе и
игровые технологии
Например:
метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.
Особенно важно: четко спланировать задания для каждой группы с учетом возможностей каждого ученика, НИКТО не должен остаться без дела
Оптимальное количество учеников в группе – 4-5
Слайд 3Метод работы в парах. При этом пары могут оставаться постоянными (хорошо
если посадка в классе по принципу: «сильный – слабый» ученик) или изменяться на уроке в зависимости от предстоящей работы.
Дифференциация заданий с учетом особенностей и способностей каждого ученика и одновременно контроль – особенность работы в парах
Недостаток – не всегда можно за урок охватить все пары и выслушать каждую
Учитель при составлении вопросов-заданий должен хорошо знать возможности и способности учащихся класса
Слайд 4Ролевые игры
Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна
даже слабым ученикам.
Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета.
Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.
Слайд 5ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ
Подростков 12 – 14 лет увлекают путешествия. Для них я
провожу уроки – экспедиции, уроки – путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее.
Слайд 6На уроках экономической географии
особенно интересны ролевые игры, когда учащийся
выступает в конкретной роли:
Капитана – при прокладывании маршрута через океаны и моря для доставки грузов или для рыбной ловли
Агронома – при выборе сельскохозяйственных культур для конкретного региона Украины
Специалиста-демографа – для решения демографических проблем
Руководителя предприятия – для решения проблем производительности труда и т.п.
Слайд 7Мозговой штурм
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при
работе в группе (классе). Правила проведения «мозгового штурма»:
все высказываются и все слушают;
все имеют равные права;
называя идеи, нельзя повторятся;
чем больше список идей, тем лучше;
разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
идеи не оцениваются и не критикуются.
Слайд 8Дискуссия
Технология групповой дискуссии:
- Постановка проблемы дискуссии
- Деление участников на
группы.
- Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
- Обсуждение проблемы группой в течение данного ведущим времени, либо индивидуально в зависимости от формы дискуссии.
- Решение проблемы
-В ПРОЦЕССЕ ДИСКУССИИ ОСОБЕННО ВАЖНА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Слайд 9Темы дискуссий на уроках географии
«Грозит ли миру экологическая катастрофа?»,
«Прав ли
был Мальтус говоря о перенаселении Земли?»,
«Помогать развивающимся странам вредно?»,
Как демографическая ситуация в стране проявляется на примере нашей школы?
Слайд 10Ролевую игру можно совместить с итоговым оцениванием
НАПРИМЕР: зачет по принципу «ЦЕПОЧКА»
-вопросы
на зачет учащиеся получают заранее (за 2-3 урока до зачета)
-каждый вопрос требует конкретного ответа (четкого и лаконичного, т.к. проверяется знание фактического материала)
-количество вопросов может быть разным, но оптимально – не менее 30
Слайд 11МАТЕРИАЛЫ НА ЗАЧЕТ
На каждую парту один вариант вопросов
У учителя – таблица
для контроля ответов
Четко сформулированные ответы
Слайд 12МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Учитель (а в профильном классе может быть ученик-помошник) определяет в
каком порядке будут передаваться вопросы
(по списку, по рядам и т.п.) и начинает зачет по схеме: ученик – вопрос – ответ
Если ответа нет – вопрос передается следующему
Если ответ не точный - ответ не принимается
Слайд 13СХЕМА ЗАЧЕТА
Вопросы «прокручиваются» как минимум 4 раза.
На это в классе
со средним уровнем знаний и количеством учеников 28-30 уходит 35минут.
После этого учитель подводит итоги из расчета: каждый правильный ответ - 3 балла.
Выставляются оценки.
Слайд 14ПРЕИМУЩЕСТВА
Проверяются конкретные, фактические знания
Быстрый темп
Возможности соревнования
В дальнейшем эти знания могут применяться
при решении тестовых заданий
В процесс вовлечены все учащиеся, отвлекаться нет времени
Как правило, учащиеся получают достаточно высокие оценки, что мотивирует к дальнейшему изучению предмета
Слайд 15ВАЖНО ПОМНИТЬ, что каждый урок должен не только обучать, но и:
создавать
на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания,
давать возможность для развития личности ребенка
снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье как школьников, так и учителей.