Презентация, доклад для учителей географии перешедших на ФГОС Формирование познавательных компетенций на уроках географии

Содержание

Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика необходимых для самостоятельного познания Познавательные компетенции включают: 1) формирование логической деятельности, 2) овладение методологией познания3) элементы учебной деятельности соотнесенные с реальным познанием: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка и т.д.

Слайд 1Методика географического познания и познавательные компетенции

Методика географического познания и познавательные компетенции

Слайд 2Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика необходимых для самостоятельного познания
 Познавательные компетенции включают:


1) формирование логической деятельности,
2) овладение методологией познания
3) элементы учебной деятельности соотнесенные с реальным познанием: целеполагание, планирование, анализ,
рефлексия, самооценка и т.д.
Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика необходимых для самостоятельного познания Познавательные компетенции включают: 1) формирование логической деятельности, 2) овладение

Слайд 3Познавательные компетенции призваны формировать умения наиболее общего интеллектуального характера
1. уметь приводить

доводы и аргументы в доказательство какой – либо точки зрения.
2. уметь выработать свою собственную точку зрения и аргументировать ее.
3. уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы).
4. уметь извлекать нужную информацию из текста таблиц для решения практической задачи.
Познавательные компетенции призваны формировать умения наиболее общего интеллектуального характера1. уметь приводить доводы и аргументы в доказательство какой

Слайд 4Познавательные компетенции призваны формировать умения наиболее общего интеллектуального характера
5. уметь обобщать

факты и делать вывод
6. уметь сравнивать объекты или информацию и делать на основе сравнения выводы.
7. уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания.
8. уметь определять к какой деятельности относится то или иное действие.
9. уметь сделать выбор из нескольких альтернатив.
10. уметь увидеть закономерности.
11.уметь определять причинно-следственные связи.

Познавательные компетенции призваны формировать умения наиболее общего интеллектуального характера5. уметь обобщать факты и делать вывод 6. уметь

Слайд 5ЭТАПЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
1) первичное накопление фактов и их фиксация;
2) географический

анализ;
3) теоретическое осмысление;
4) практическая проверка,
5) практическое применение.

ЭТАПЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ1) первичное накопление фактов и их фиксация; 2) географический анализ; 3) теоретическое осмысление; 4) практическая

Слайд 6Формы рационального познания
1.Понятия,
2. Суждения,
3.Умозаключения,
4. Законы,
5. Гипотезы,
6.

Теории.

Школьный уровень

Академический уровень

Формы рационального познания1.Понятия, 2. Суждения, 3.Умозаключения, 4. Законы, 5. Гипотезы, 6. Теории.Школьный уровеньАкадемический уровень

Слайд 7С какими категориями познания в основном работает учитель
1) ФАКТЫ
2)СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ФАКТОВ
3)

ПОНЯТИЯ
4) СУЖДЕНИЯ
5) УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
С какими категориями познания в основном работает учитель1) ФАКТЫ2)СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ФАКТОВ3) ПОНЯТИЯ4) СУЖДЕНИЯ5) УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

Слайд 8МЕТОДЫ РАБОТЫ С ФАКТАМИ

1) Поиск необходимых фактов
2) Отбор необходимых фактов
3) Классификация

полученных фактов
4) Выделение главного
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ФАКТАМИ1) Поиск необходимых фактов2) Отбор необходимых фактов3) Классификация полученных фактов4) Выделение главного

Слайд 9ПОИСК НЕОБХОДИМЫХ ФАКТОВ
МЕТОДЫ РАБОТЫ
1) Работа с текстом (интернет, библиотека, учебник)
2) Работа

со статистическими данными
3) Работа с изображением (картины, фотографии, карты)
4) Работа с натуральными объектами (наблюдения, опыты, экскурсии)
ПОИСК НЕОБХОДИМЫХ ФАКТОВМЕТОДЫ РАБОТЫ1) Работа с текстом (интернет, библиотека, учебник)2) Работа со статистическими данными3) Работа с изображением

Слайд 10ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ФАКТОВ
МЕТОДЫ РАБОТЫ
1) Работа с текстом
2) Работа со статистическими данными
3)

Работа с изображением
4) Работа с натуральными объектами

ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ФАКТОВМЕТОДЫ РАБОТЫ1) Работа с текстом2) Работа со статистическими данными3) Работа с изображением4) Работа с натуральными

Слайд 111. РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПРИЕМ – Смысловой отбор.
Задание: Выберите все демографические данные

из текста.
Текст: Численность населения Воронежской области составляет 2 333 426 чел. 95 % из них составляют русские. Женщины составляют 59 % населения. Рождаемость в области 11 человек на тысячу жителей, а смертность – 16, что дает естественную убыль населения в 2000 чел. в год. Сельское население области постоянно снижается, сократившись до 36%, против 46% десять лет назад.

1. РАБОТА С ТЕКСТОМПРИЕМ – Смысловой отбор.Задание: Выберите все демографические данные из текста.Текст: Численность населения Воронежской области

Слайд 12ТРЕНИНГ По каким фразам можно судить об уровне жизни в Абхазии
Для

того чтобы попасть к озеру Рица первое что нужно сделать – пересечь российско-абхазскую границу. Загранпаспорт или виза не понадобятся, достаточно предъявить внутренний паспорт на таможенном контроле. До Абхазии добирается можно несколькими способами, самолётом, поездом, на собственном автомобиле, как удобно вам. Но лучше всего отдать предпочтение поезду. Место назначения - Сухум, путь к нему будет длиться около 2 суток. Цена билета будет зависеть от того как далеко вы живёте от Сухума. Отели и пансионаты Абхазии отличаются своей недорогой стоимостью по сравнению с другими курортами. Приехав в Сухум, вы можете заказать себе экскурсионный тур, стоимость которого всего около 700 рублей.
ТРЕНИНГ  По каким фразам можно судить об уровне жизни в АбхазииДля того чтобы попасть к озеру

Слайд 131. РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПРИЕМ – Содержательный отбор.
Задание: Выберите из текста факты

и отделите их от мнений.
Текст: НТР началась сразу после окончания Второй мировой войны. Возможным механизмом ее запуска послужило противостояние НАТО и Варшавского договора. Ведущие страны мира вливали колоссальные средства в научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Это сделало науку частью производства, но вряд ли способствовало мирному развитию цивилизации.
1. РАБОТА С ТЕКСТОМПРИЕМ – Содержательный отбор.Задание: Выберите из текста факты и отделите их от мнений.Текст: НТР

Слайд 14ТРЕНИНГ
Географические знания часто воспринимаются как критерий образованности. А умение "читать" карту

и разбираться в географии мира, как один из необходимых элементов культуры. География - одна из древнейших наук, она появилась на заре человеческого общества, поскольку человек всегда хотел знать, а что там за горой, за лесом, или за морем. Первые географические открытия совершались в то время, когда человек начал ходить и исследовать землю. А первым, кто употребил слово география, был Эратосфен Киренский. В своих трех книгах, названных «Географические записки» он рассматривает историю географических и исторических представлений предшественников, начиная с Гомера, и заканчивая географами, которые путешествовали с Александром Македонским.
ТРЕНИНГГеографические знания часто воспринимаются как критерий образованности. А умение

Слайд 151. РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПРИЕМ – Интуитивный отбор.
Задание: Какая фраза сильнее всего

передает особенности зоны тундр.
Текст: Лицом чукотской тундры является ее заболоченность и безлесность. Здесь человек чувствует себя одиноким странником в безбрежном хаосе холмов, рек, снежников, болот и лишайников. Смотришь вокруг, и на десятки миль ни человека, ни зверя. А еще холод, пронизывающий даже летом.
1. РАБОТА С ТЕКСТОМПРИЕМ – Интуитивный отбор.Задание: Какая фраза сильнее всего передает особенности зоны тундр.Текст: Лицом чукотской

Слайд 16ТРЕНИНГ
Джунгли Амазонии по своей площади в несколько раз превосходят всю территорию

Великобритании. Здесь не встретишь привычного нам пения птиц, хотя яркие цветы орхидей делают эту землю похожей на рай. И только прожив здесь неделю, испытав на себе ежедневные ливни, укусы москитов, постоянную близость с огромным количеством змей, ядовитых пауков и насекомых, понимаешь, что ты попал в дебри настоящего зеленого ада.
ТРЕНИНГДжунгли Амазонии по своей площади в несколько раз превосходят всю территорию Великобритании. Здесь не встретишь привычного нам

Слайд 172. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ
ПРИЕМ – Смысловой отбор.
Задание: Выберите депрессивные регионы

Восточной Сибири.
2. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИПРИЕМ – Смысловой отбор.Задание: Выберите депрессивные регионы Восточной Сибири.

Слайд 182. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ
ПРИЕМ – Идентификация.
Задание: Определите страну по количественным

характеристикам
2. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИПРИЕМ – Идентификация.Задание: Определите страну по количественным характеристикам

Слайд 192. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ
ПРИЕМ – Рейтинг
Задание: Расставьте регионы Восточной Сибири

по уровню ВРП.
2. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИПРИЕМ – РейтингЗадание: Расставьте регионы Восточной Сибири по уровню ВРП.

Слайд 202. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ
ПРИЕМ – Лидер
Задание: Какая из стран европейского

региона бывшего СССР занимает 1 место по качеству жизни?.
2. РАБОТА СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИПРИЕМ – ЛидерЗадание: Какая из стран европейского региона бывшего СССР занимает 1 место

Слайд 213. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ
Прием – Отбор по внешним признакам
1
2
3
4
5
6

3. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМПрием – Отбор по внешним признакам123456

Слайд 223. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ
Прием – отбор карт
Задание: Выберите карты атласа, которые

могут Вам понадобится для характеристики рельефа и геологического строения Дальнего Востока.
3. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМПрием – отбор картЗадание: Выберите карты атласа, которые могут Вам понадобится для характеристики рельефа

Слайд 233. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ
Прием – отбор по заданным признакам
Задание: Выбери фотографию

Африки.
3. РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЕМПрием – отбор по заданным признакамЗадание: Выбери фотографию Африки.

Слайд 24ТРЕНИНГ
Выберите фотографию Франции.

ТРЕНИНГВыберите фотографию Франции.

Слайд 254. РАБОТА С НАТУРАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Проводится вне школы, в виде наблюдений над

объектами природы, экскурсий и опытов. Во время урочной деятельности это работа с коллекциями, моделями и учебными объектами.
4. РАБОТА С НАТУРАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИПроводится вне школы, в виде наблюдений над объектами природы, экскурсий и опытов. Во

Слайд 26КЛАССИФИКАЦИЯ
В наиболее обобщенном смысле классификацией называют такую логическую операцию, при которой

ряд объектов разбивается на объективно существующие группы и эти группы приводятся в логически оправданную систему.
КЛАССИФИКАЦИЯВ наиболее обобщенном смысле классификацией называют такую логическую операцию, при которой ряд объектов разбивается на объективно существующие

Слайд 27КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ФАКТОВ
Прием – классификация
Задание: разделите эти объекты на группы. Придумайте

каждой группе названия. Помните, что один объект может оказаться в нескольких группах.
Объекты: юрта, ручей, изба, родник, сакля, старица, яранга, болото, хата.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ФАКТОВПрием – классификацияЗадание: разделите эти объекты на группы. Придумайте каждой группе названия. Помните, что один

Слайд 28КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ФАКТОВ
Прием – систематизация.
Задание: Выберите животных саванн.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ФАКТОВПрием – систематизация.Задание: Выберите животных саванн.

Слайд 29ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
Выделение главного базируется на мыслительной операции, которая называется абстрагирование. Суть

этой операции состоит в том, что все второстепенные признаки объекта отсекаются и оставляются только существенные признаки, на основании которых, ряд однотипных объектов можно обобщить в понятие.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГОВыделение главного базируется на мыслительной операции, которая называется абстрагирование. Суть этой операции состоит в том, что

Слайд 30ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
ПРИЕМ – абстрагирование.
Задание: Выберите три термина наиболее тесно связанных со

словом река.
Термины: Мост, вода, омут, рыба, пляж, водоросли, берег, течение, родник, лодка.
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГОПРИЕМ – абстрагирование.Задание: Выберите три термина наиболее тесно связанных со словом река.Термины: Мост, вода, омут, рыба,

Слайд 31СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ФАКТОВ
1) Словесный или качественный (умение составлять и анализировать описания)
2)

Математический или количественный (умение анализировать статистические данные)
3. Графический (умение анализировать картографический материал)
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ФАКТОВ1) Словесный или качественный (умение составлять и анализировать описания)2) Математический или количественный (умение анализировать статистические

Слайд 32УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАНИЕ
Приемы:
Составление описания участка природы по фотографии.
Характеристика географического объекта по

плану.
Устное выступление по заданной теме.

УМЕНИЕ СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАНИЕПриемы:Составление описания участка природы по фотографии.Характеристика географического объекта по плану.Устное выступление по заданной теме.

Слайд 33УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОПИСАНИЕ
Приемы:
1) Выделение главной мысли.
2) Составление плана
3) Устный пересказ текста.
4)

Отделение фактов от мнений
5) Поиск фактов по заданной теме
6) Составление логической схемы или опорного конспекта по теме.
УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОПИСАНИЕПриемы:1) Выделение главной мысли.2) Составление плана3) Устный пересказ текста.4) Отделение фактов от мнений5) Поиск фактов

Слайд 34УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОПИСАНИЕ
Прием: ИНСЕРТ – АНАЛИЗ
Ученики читают текст и ставят на

полях пометки.
V «галочкой» помечается то, что им уже известно;
-- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Далее текст распределяется по таблице:
УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ОПИСАНИЕПрием: ИНСЕРТ – АНАЛИЗУченики читают текст и ставят на полях пометки. V «галочкой» помечается то,

Слайд 35Умение анализировать статистические данные
1) Приемы работы с таблицами
2) Приемы работы с

графиками
3) Приемы работы с диаграммами
Главный метод работы со статистикой - СРАВНЕНИЕ
Главное умение - умение переводить абсолютные величины в относительные.
Умение анализировать статистические данные1) Приемы работы с таблицами2) Приемы работы с графиками3) Приемы работы с диаграммамиГлавный метод

Слайд 36Пример
Какие из следующих утверждений верны:
1)Канада больше Австралии
2) США меньше Бразилии
3) На

территории России уместятся Китай и Австралия
ПримерКакие из следующих утверждений верны:1)Канада больше Австралии2) США меньше Бразилии3) На территории России уместятся Китай и Австралия

Слайд 37Пример
На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря.

Чему равно давление на высоте 7 км ?
ПримерНа графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. Чему равно давление на высоте 7

Слайд 38Пример
Ученики проанализировали таблицу и сделали выводы. Кто из них прав?
Алина: «Чем

дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков».
Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха».
Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе».
Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».
ПримерУченики проанализировали таблицу и сделали выводы. Кто из них прав? Алина:	«Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое

Слайд 39Умение работать с картами
Приемы:
Ориентирование (умение определять направления и расстояния, сравнивать карту

с местностью)
Чтение карты(умение описывать компоненты природы и хозяйства по тематическим картам)
Наложение (умение извлекать новое знание при сопоставлении нескольких тематических карт одной и той же местности)

Умение работать с картамиПриемы:Ориентирование (умение определять направления и расстояния, сравнивать карту с местностью)Чтение карты(умение описывать компоненты природы

Слайд 40ПОНЯТИЯ И ИХ ТИПЫ
1) Единичные понятия
2) Родовые понятия
3) Метапонятия
4) Категориальное понятие

ПОНЯТИЯ И ИХ ТИПЫ1) Единичные понятия2) Родовые понятия3) Метапонятия4) Категориальное понятие

Слайд 41Понятия это логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и

явлениях
Понятия это логические конструкции, фиксирующие наши представления об окружающих предметах и явлениях

Слайд 42ПОНЯТИЯ
Понятия формируются в результате логической операции ОБОБЩЕНИЯ
Лексически понятие состоит из двух

частей:
1) Термин
2) Дефиниция (определение)
ПОНЯТИЯПонятия формируются в результате логической операции ОБОБЩЕНИЯЛексически понятие состоит из двух частей:1) Термин2) Дефиниция (определение)

Слайд 43ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ
1) Формулирование дефиниции.
2) Ограничение понятия
3) Обобщение понятия
4) Ранжирование

понятий
5) Соотношение понятий
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОНЯТИЯМИ1) Формулирование дефиниции.2) Ограничение понятия3) Обобщение понятия4) Ранжирование понятий5) Соотношение понятий

Слайд 44ПРИЕМ: Формулирование дефиниции
1) Установите, какие существенные признаки отличают определяемый класс объектов

от схожих.
2) Составьте дефиницию из полученных признаков, следите за тем, чтобы:
- определение не было отрицательным (антициклон – противоположное циклону понятие);
- определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим.
- в определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.
- определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

ПРИЕМ: Формулирование дефиниции1) Установите, какие существенные признаки отличают определяемый класс объектов от схожих.2) Составьте дефиницию из полученных

Слайд 45Тренинг
СТОЛ ЭТО …
1
4
3
2
5

ТренингСТОЛ ЭТО …14325

Слайд 46ПРИЕМ: ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ или разделение понятия на классы
1. При ограничении понятий на

каждом этапе пользуются только одним признаком (основанием для деления).
2. Деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все группы предметов, которые выделяются по этому признаку.
3. Члены деления должны исключать друг друга.
4. Деление предметов на группы должно проводиться последовательно и постепенно.
Если вы освоили разделение понятий, вы можете построить классификацию 

ПРИЕМ: ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ или разделение понятия на классы1. При ограничении понятий на каждом этапе пользуются только одним

Слайд 47ТРЕНИНГ
Разделите данные слова на группы, так чтобы в каждой группе было

не менее 2 слов. Каждую группу озаглавьте.
Гипербола, артикль, координата, радикал, атавизм, масштаб, белок, дактиль, демократия, экватор, форвард, трансформация, ядро, дистрофия, баланс, калмык, футурист, мембрана.
ТРЕНИНГРазделите данные слова на группы, так чтобы в каждой группе было не менее 2 слов. Каждую группу

Слайд 48ПРИЕМ : Обобщение понятий
При обобщении некоторые частные признаки исключаются из определения.
ПРИМЕР:
Джунгли

– тропические леса.
Тайга – хвойные леса.
Левады – пойменные леса.
ОБОБЩЕНИЕ – пространство занятое древесной растительностью называется ЛЕС.
ПРИЕМ : Обобщение понятийПри обобщении некоторые частные признаки исключаются из определения.ПРИМЕР:Джунгли – тропические леса.Тайга – хвойные леса.Левады

Слайд 49ТРЕНИНГ
ЗАДАНИЕ - Найдите общий термин для ряда понятий:
1) Сель, ураган, засуха,

смерч это…
2) Бархан, гора, плато, вулкан это …
3) Производство каучука, производство алюминия, производство целлюлозы это …
4) Манси, коми, венгры, финны это …
ТРЕНИНГЗАДАНИЕ - Найдите общий термин для ряда понятий:1) Сель, ураган, засуха, смерч это…2) Бархан, гора, плато, вулкан

Слайд 50ПРИЕМ: ранжирование понятий
Все понятия одного класса находятся в определенном соподчинении. Ранжирование

это умение расставлять понятия в соответствии с их иерархией
ПРИЕМ: ранжирование понятийВсе понятия одного класса находятся в определенном соподчинении. Ранжирование это умение расставлять понятия в соответствии

Слайд 51ТРЕНИНГ
ЗАДАНИЕ - Расставьте понятия от частного к общему.
Откос, хребет, вершина, горная

страна.
Экономический район, завод, промышленный узел, рабочий поселок, субъект Федерации.
Языковая семья, человек, этнос, языковая группа.
ТРЕНИНГЗАДАНИЕ - Расставьте понятия от частного к общему.Откос, хребет, вершина, горная страна.Экономический район, завод, промышленный узел, рабочий

Слайд 52ПРИЕМ: Соотношение понятий
Все понятия могут находиться между собой в нескольких видах

соотношений:
1) Часть – Целое
2) Общее – Частное
3) Причина – Следствие
4) Синонимы
5) Противоположности
6) Понятия одного уровня
7) Понятия не имеющие связи
ПРИЕМ: Соотношение понятийВсе понятия могут находиться между собой в нескольких видах соотношений:1) Часть – Целое2) Общее –

Слайд 53Тренинг
Найдите соответствия правой и левой колонок.
1. Часть – целое

А. Острова - Архипелаг
2. Целое – часть Б. Пассат - Айсберг
3. Общее – частное В. Озеро - Остров
4. Частное – общее Г. Гидросфера - Литосфера
5. Причина – следствие Д. Течение - Ветер
6. Следствие – причина Е. Осадки - Река
7. Понятия одного уровня Ж. Байкал - Озеро
8. Противоположности З. Река - Волга
9. Понятия не имеющие связи И. Океан - Море
10. Синонимы К. Пойма - Долина 

ТренингНайдите соответствия правой и левой колонок.1. Часть – целое

Слайд 54Другие приемы работы с понятиями
Прием – «Белая ворона» или «Третий лишний»
Задание

– найдите лишнее понятие.
1) Река, озеро, болото, море, родник.
2) Тайга, джунгли, тундра, тугаи.
3) Казахи, узбеки, таджики, туркмены.
4) Казань, Смоленск, Саранск, Петрозаводск.
Другие приемы работы с понятиямиПрием – «Белая ворона» или «Третий лишний»Задание – найдите лишнее понятие.1) Река, озеро,

Слайд 55Другие приемы работы с понятиями
ПРИЕМ – «ПЕРЕВОДЧИК»
Задание – Переведите на греческий

фразы:
Описание Земли
Угол наклона
Каменный шар
Меряющий тяжесть

Другие приемы работы с понятиямиПРИЕМ – «ПЕРЕВОДЧИК»Задание – Переведите на греческий фразы:Описание ЗемлиУгол наклонаКаменный шарМеряющий тяжесть

Слайд 56Другие приемы работы с понятиями
ПРИЕМ – «Перевертыши»
Берется фраза, где все слова

заменяются на противоположные по смыслу, если у слова нет антонима, то оно остается неизменным.
ПРИМЕР: «Под сушей третью ночь лежал шторм» - На море третий день стоял штиль.

Другие приемы работы с понятиямиПРИЕМ – «Перевертыши»Берется фраза, где все слова заменяются на противоположные по смыслу, если

Слайд 57ТРЕНИНГ
НАЙДИТЕ ОШИБКУ
1) Фумаролой простаки молчат входы холодного льда в воду.
2)

Эльбрус – низшая плоскость Кавказской равнины.
3) Из экваториальной ночи Луна иногда лежит под водой.
4) Циклон унес с Русских гор ясную погоду.
ТРЕНИНГНАЙДИТЕ ОШИБКУ1) Фумаролой простаки молчат  входы холодного льда в воду.2) Эльбрус – низшая плоскость Кавказской равнины.3)

Слайд 58СУЖДЕНИЯ
СЛОЖНЫЕ

ПРОСТЫЕ
Дизъюнктивные Атрибутивные
Конъюнктивные Модальные
Импликационые Экзистенциальные
Эквивалентные
Отрицательные 
СУЖДЕНИЯ   СЛОЖНЫЕ        ПРОСТЫЕДизъюнктивные   АтрибутивныеКонъюнктивные

Слайд 59ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ
АТРИБУТИВНЫЕ суждения фиксируют связь между предметом и его признаком.
ПРИМЕР: Земля

круглая; Снег белый; Производство целлюлозы водоемкое.
МОДАЛЬНЫЕ суждения фиксируют отношение к суждению.
ПРИМЕР: Доказано, что Земля круглая; Выпал белый снег; Думаю, что производство целлюлозы водоемкое.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ суждения утверждают или отрицают реальность объекта.
ПРИМЕР: На Земле существует жизнь; Не бывает черного снега; В Воронеже не производят целлюлозу.

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯАТРИБУТИВНЫЕ суждения фиксируют связь между предметом и его признаком.ПРИМЕР: Земля круглая; Снег белый; Производство целлюлозы водоемкое.МОДАЛЬНЫЕ

Слайд 60ТРЕНИНГ
ЗАДАНИЕ: Определите к какому типу относится каждое суждение.
1) Смерч это опасно
2)

В Австралии нет вулканов.
3) Воронеж – промышленный центр
4) Колумб открыл Америку
5) Африка самый жаркий материк
6) Лаперуз считал Сахалин полуостровом
ТРЕНИНГЗАДАНИЕ: Определите к какому типу относится каждое суждение.1) Смерч это опасно2) В Австралии нет вулканов.3) Воронеж –

Слайд 61СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
КОНЬЮКТИВНЫЕ (соединительные) суждения
ПРИМЕР: Дон и Волга реки.
ДИЗЬЮНКТИВНЫЕ (разъединительные)
суждения
ПРИМЕР: широта

может быть северной или южной.

СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯКОНЬЮКТИВНЫЕ (соединительные) сужденияПРИМЕР: Дон и Волга реки.ДИЗЬЮНКТИВНЫЕ (разъединительные) сужденияПРИМЕР: широта может быть северной или южной.

Слайд 62СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ
ИМПЛИКАТИВНЫЕ (условные) суждения
ПРИМЕР: Если давление понижается, то погода портится.
ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ (обязательные)


суждения
ПРИМЕР: Утконосы встречаются только в Австралии.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ суждения
ПРИМЕР: Утконосы не встречаются в Америке.

СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯИМПЛИКАТИВНЫЕ (условные) сужденияПРИМЕР: Если давление понижается, то погода портится.ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ (обязательные) сужденияПРИМЕР: Утконосы встречаются только в Австралии.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 63ТРЕНИНГ
ЗАДАНИЕ: Определите к какому типу относится каждое суждение.
1) Смерч и торнадо

это одно и то же явление.
2) Бора обычно образуется там, где к теплому морю выходят невысокие горы.
3) Рим никогда не претендовал на звание экономической столицы Италии.
4) Только Эребус является единственным центром вулканической активности на весь материк.
5) Магматические горные породы могут быть или интрузивными, или эффузивными


ТРЕНИНГЗАДАНИЕ: Определите к какому типу относится каждое суждение.1) Смерч и торнадо это одно и то же явление.2)

Слайд 64УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
ИНДУКЦИЯ
ТРАДУКЦИЯ
ДЕДУКЦИЯ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯИНДУКЦИЯТРАДУКЦИЯДЕДУКЦИЯ

Слайд 65СПОСОБЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
ИНДУКЦИЯ – умозаключение на основе обобщения фактов или от частного

к общему.
ДЕДУКЦИЯ – умозаключение на основе принципов логики или от общего к частному
ТРАДУКЦИЯ – умозаключение на основе аналогии или одного к другому такому же.
СПОСОБЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙИНДУКЦИЯ – умозаключение на основе обобщения фактов или от частного к общему.ДЕДУКЦИЯ – умозаключение на основе

Слайд 66ПРИЕМ ИНДУКЦИЯ
Перед Вами фотографии обитателей тундры, степи и саванны. Что общего

у жителей безлесных природных зон. Чем можно объяснить их сходство?
ТУНДРА СТЕПЬ САВАННА
ПРИЕМ ИНДУКЦИЯПеред Вами фотографии обитателей тундры, степи и саванны. Что общего у жителей безлесных природных зон. Чем

Слайд 67ТРЕНИНГ
ЗАДАНИЕ: Что регулирует все эти процессы?
1. Круговорот воды в природе.
2.

Движение воды в океане.
3. Образование пассатов.
4. Таяние айсбергов.
5. Формирование водных масс.
6. Распространение жизни в океане. 

ТРЕНИНГЗАДАНИЕ: Что регулирует все эти процессы?1. Круговорот воды в природе. 2. Движение воды в океане. 3. Образование

Слайд 68ПРИЕМ ДЕДУКЦИЯ
Какая воздушная масса должна господствовать на территории полуострова

зимой?

Полуостров

Северный тропик

40 градус северной широты

ПРИЕМ ДЕДУКЦИЯ  Какая воздушная масса должна господствовать на территории полуострова зимой?ПолуостровСеверный тропик40 градус северной широты

Слайд 69ТРЕНИНГ
ЗАДАНИЕ: Представьте, что Африка развернулась на 180°. Как бы в этом

случае располагалась на материке зона влажных экваториальных лесов?
ТРЕНИНГЗАДАНИЕ: Представьте, что Африка развернулась на 180°. Как бы в этом случае располагалась на материке зона влажных

Слайд 71ПРИЕМ ТРАДУКЦИЯ
В какой природной зоне обитает это животное?

ПРИЕМ ТРАДУКЦИЯВ какой природной зоне обитает это животное?

Слайд 72ТРЕНИНГ
Космонавты обнаружили планету по всем параметрам схожую с Землей, но на

ней всего один материк треугольной формы. Где бы там располагались пустыни?

Экватор

Северный тропик

Южный тропик

1

7

6

5

4

3

2

ТРЕНИНГКосмонавты обнаружили планету по всем параметрам схожую с Землей, но на ней всего один материк треугольной формы.

Слайд 73Другие приемы работы с умозаключениями
1) Составление силлогизмов
2) Решение силлогизмов
3) Анализ умозаключений

Другие приемы работы с умозаключениями1) Составление силлогизмов2) Решение силлогизмов3) Анализ умозаключений

Слайд 74ЧТО ТАКОЕ СИЛЛОГИЗМ
Силлогизм это два связанных между собой суждения и вывод

из них.
НАПРИМЕР:
Суждение первое: Снег белый
Суждение второе: Белый цвет лучше всего отражает солнечные лучи
Вывод: Следовательно, там где лежит снег солнце плохо нагревает поверхность Земли.
ЧТО ТАКОЕ СИЛЛОГИЗМСиллогизм это два связанных между собой суждения и вывод из них.НАПРИМЕР: Суждение первое: Снег белый

Слайд 75КАК СОСТАВИТЬ СИЛЛОГИЗМ
1) Учитель дает два суждения, ученики делают вывод.
2) Учитель

дает только одно суждение и вывод, а ученики должны восстановить второе суждение.
3) Учитель дает только вывод, а ученики должны восстановить оба суждения
КАК СОСТАВИТЬ СИЛЛОГИЗМ1) Учитель дает два суждения, ученики делают вывод.2) Учитель дает только одно суждение и вывод,

Слайд 76ТРЕНИНГ
1) Угол падения лучей зависит от широты
2) Температура воздуха зависит от

угла падения лучей
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
1) Предприятия тяжелого машиностроения строят вблизи металлургических комбинатов.
2)
СЛЕДОВАТЕЛЬНО: На Урале развито тяжелое машиностроение.

ТРЕНИНГ1) Угол падения лучей зависит от широты2) Температура воздуха зависит от угла падения лучейСЛЕДОВАТЕЛЬНО:1) Предприятия тяжелого машиностроения

Слайд 77ТРЕНИНГ
1)
2) Австралия вытянулась вдоль южного тропика.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО: В Австралии преобладают пустыни.
1)
2)
СЛЕДОВАТЕЛЬНО: На

вершине Эльбруса находится ледник.
ТРЕНИНГ1)2) Австралия вытянулась вдоль южного тропика.СЛЕДОВАТЕЛЬНО: В Австралии преобладают пустыни.1)2)СЛЕДОВАТЕЛЬНО: На вершине Эльбруса находится ледник.

Слайд 78 РЕШЕНИЕ СИЛЛОГИЗМОВ
Силлогизмы могут быть истинными и ложными. Если В одном

из суждений допустить логическую ошибку, то и вывод окажется неверным.
ЗАДАНИЕ: Перед вами три силлогизма (два связанных между собой суждения и вывод из них). Найдите правильный силлогизм.
РЕШЕНИЕ СИЛЛОГИЗМОВСиллогизмы могут быть истинными и ложными. Если В одном из суждений допустить логическую ошибку, то

Слайд 791. Прогревание поверхности зависит от угла падения солнечных лучей. → Самый

острый угол падения солнечных лучей в Антарктиде на Южном полюсе. → Следовательно, Южный полюс – самое холодное место в Антарктиде.

2. Сила и направление ветра зависят от перепада давления. → Над Антарктидой давление постоянно высокое, а над окружающими морями – низкое. → Следовательно, с Антарктиды должны дуть сильные ветры в сторону окружающих морей.

3. Количество облаков на небе зависит от содержания в воздухе водяного пара. → Из за сильных холодов вода в Центральной Антарктиде не испаряется и водяной пар не образуется. → Следовательно, над Центральной Антарктидой никогда не бывает облаков.
1. Прогревание поверхности зависит от угла падения солнечных лучей. → Самый острый угол падения солнечных лучей в

Слайд 80АНАЛИЗ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
Умозаключения могут быть теоретически верными, но на практике не

исполнимыми, так как противоречат другим суждениям. Ученик должен уметь отличать справедливые суждения от несправедливых.
ПРИМЕР: Как бы вы объяснили, почему земная кора под океанами состоит из двух слоев, а под материками из трех?
АНАЛИЗ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ Умозаключения могут быть теоретически верными, но на практике не исполнимыми, так как противоречат другим суждениям.

Слайд 811. Возможно, один из трех слоев является водорастворимым и он просто

со временем растворился в морской воде.

2. Возможно, гранит легче вещества мантии, а базальт - тяжелее. Поэтому блоки земной коры, имеющие гранитный слой, всегда приподняты, так как всплывают в мантии и не затопляются водой Мирового океана.

3. Кора, состоящая из трех слоев, всегда будет толще, чем кора, состоящая из двух слоев. Поэтому блоки земной коры, состоящие из 3 слоев, всегда возвышаются над двухслойными блоками и не заливаются водой Мирового океана.

4. Как известно, базальт образуется при застывании вещества мантии, а оно содержит воду. Когда вещество мантии застывает из него выделяется вода. Она и покрывает базальтовые блоки, образуя Мировой океан.
1. Возможно, один из трех слоев является водорастворимым и он просто со временем растворился в морской воде.2.

Слайд 82ТРЕНИНГ
Жители самой высокогорной столицы мира - города Ла-Пас (в Боливии) не

боятся пожаров. Они говорят, что огонь у них потухнет раньше, чем загорится. Как бы вы объяснили это явление?
1) Этот город расположен в горах Андах. Там часто идут дожди, и они гасят огонь.
2) Ла-Пас лежит на высоте более 3000 метров. На такой большой высоте в воздухе мало кислорода, а без него огонь не разгорается.
3) Город расположен высоко в горах. На большой высоте ветры бывают очень сильные. Они задувают любой огонь.

ТРЕНИНГЖители самой высокогорной столицы мира - города Ла-Пас (в Боливии) не боятся пожаров. Они говорят, что огонь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть