Слайд 1Активизация познавательной активности учащихся на уроках географии
Могутнова Татьяна Николаевна
учитель географии
Слайд 2
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников
познавательного интереса.
Слайд 3Активизация познавательной активности учащихся на уроках
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся
можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы
Познавательный
интерес
Познавательная
активность
Познавательная
деятельность
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и
их избирательность самостоятельность учения,
обеспечивают его активность на всех этапах.
Слайд 4Что влияет на познавательную активность
Первый (репродуктивный) уровень - рисунок, сообщение, кроссворд,
устная речь, игры (на воображение, память, мышление, внимание)
Второй (частично-поисковый) - логические цепочки, специально допущенные ошибки
Третий (исследовательский) - путешествие, географические задачи, литературные образы, связь с другими предметами и науками
Слайд 5Словесные - беседа, рассказ, лекция,
объяснение.
Наглядные - демонстрация опытов,
объектов, пособий.
Практические - наблюдение, эксперимент,
распознавание объектов.
Традиционные методы обучения
Слайд 6Методы, способствующие развитию творческого мышления
Проблемное обучение
Метод проектов
Метод открытий
Рефлексия
Практические и творческие работы
Домашний
эксперимент
Дидактические ролевые игры
Нетрадиционные формы уроков
Слайд 7Нетрадиционные формы уроков
Развитие осмысленного отношения к знаниям:
урок защита знаний
урок-защита
проектов
Развитие творческих способностей учащихся:
урок-сказка
урок –творчество
Расширение кругозора:
урок-экскурсия
урок-путешествие
Стимулирование позвательного интереса:
урок-викторина
Слайд 8Типы задач,
решаемых на любом уроке:
На развитие логического мышления
На выдвижение и
доказательство гипотез
На развитие исследовательских навыков
На установление причинно-следственных связей
На писк новой информации для решения поставленной конкретной задачи
Слайд 10Ролевые игры
Пресс-конференция
Специалисты – исследователи :
Климатолог
Историк
Биолог
Гидролог
Этнограф
Встреча журналистов и представителей страны (министров)
Слайд 11Ассоциации
1. Бывает якорная…, бывает золотая…, бывает горная…
(Цепь)
2. Бывает на эстраде…, живет
в море…, видна в ночном небе…
(Звезда)
3. Бывает Ближний…, сторона горизонта…, дело очень тонкое…
(Восток)
4. Ее можно брать…, у всех она своя…, самая большая у Эвереста…
(высота)
5. Бывают чугунные, деревянные, золотые…, в футболе их надо штурмовать…, есть такой пролив Карские…
(ворота)
Слайд 12Найди соответствие:
1.Лава А)канал, по
которому поднимается лава
2.Жерло Б)чашеобразное углубление
на вершине вулкана
3.Кратер В)излившаяся на поверхность земли магма
4.Гейзер Г)горячие источники воды,
бьют фонтаном
Слайд 13«Третий лишний»
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам,
Может лишние попали,
Расскажите, как
узнали.
Например:
Амазонка, Нил, Сахара .
Пигмеи, индейцы, тутси, эфиопы
Слайд 14 Сложи слово (карту)
Вместе нам жилось прекрасно,
Нас разрезали
напрасно.
Быстро мы соединимся,
Во что хочешь превратимся.
Р-У-Б-А-Х-А Б-У-Х-А-Р-А
Б-У-Л-К-А К-А-Б-У-Л
Л-Е-Д-И Д-Е-Л-И
Слайд 15Прием «Найди ошибку»
Зимой температура в тайге достигает +10* С, а летом
+45* С. Ой, смотрите ,как вам повезло: над вашей головой пролетела самая большая и хищная птица тайги - белая куропатка .Наверное, она мчится за своей добычей – анакондой.
Граждане пассажиры, мы вынуждены прервать нашу экскурсию из-за сильного таежного ветра-самума.
Слайд 16Работа с текстом учебника
С помощью текста учебника заполните пропуски в предложениях.
Поверхность
всего земного шара составляет … млн. км.
Она разделена на ….. и…….
Большая часть поверхности Земли занята …., которые соединены между собой и все вместе образуют единый … океан.
На долю суши- материков и островов – приходится около … млн. км, или 29 % всей поверхности Земли.
Слайд 17Самый большой материк Земли – …, его площадь 50, 6 млн.
км 2.
Самый маленький материк – …, его площадь 7, 6 млн. км 2.
Самый большой остров- …. Его площадь 2176 тыс. км 2.
Крупнейший полуостров – …, площадь 2 730 тыс. км 2.
В копилку знаний.
Слайд 18Географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и
преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.
Работа с географической картой
Слайд 19С помощью карты заполните таблицу №1
«Расположение материков по полушариям».
Слайд 20Подпиши название материков и океанов
Слайд 21Перед вами контуры островов.
К каким частям света они относятся?
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 22Географический диктант
«Стороны горизонта»
Слайд 23Прием «Что такое? Кто такой?»
Объясни термины и покажи на карте:
1.Титикака
2.Анхель
3.Игуасу
4.Бразилиа
5.Аконкагуа
Слайд 24ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ: Приспособляемость живых организмов к суровым условиям Антарктиды
(взаимосвязь с
биологией)
Работа с таблицами
Слайд 25ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
БОЛОТА
ЛЕДНИКИ
ОЗЕРА
РЕКИ
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ
БАССЕЙНЫ ОКЕАНОВ
ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
БЕССТОЧНЫЙ БАССЕЙН
ПРИМЕРЫ:
…………..
…………..
ПРИМЕРЫ:
…………..
…………..
ПРИМЕРЫ:
…………..
…………..
Составление и объяснение схем
Слайд 26Прием «Тест»
1.Площадь Тихого океана равна…
А.361 млн.км кв.
Б.178 млн.км кв.
2. Какого
течения нет в Тихом океане?
А. Куросио
Б. Перуанского
В. Гольфстрим
Г.Калифорнийского
Слайд 27Расположи горы мира с севера на юг:
Тибет
Кавказ
Анды
Кордильеры
Альпы
Тань-Шань
Расположи реки России с востока
на запад:
Обь
Иртыш
Енисей
Амур
Волга
Лена
Слайд 28Творческие работы учащихся
Ярмарка туристических агенств (характеристика рекреационных районов)
Фестиваль народов мира
Презентация стран,
городов (сообщения,визитные карточки, гербы, флаги и т.д.)
Кроссворды, чайнворды
Слайд 30Творческие работы учащихся:
пластилин
Слайд 31
7. Использование информационных технологий
Слайд 34Разнообразие природных комплексов:
Слайд 35Все вышесказанное приводит к …
успешности обучения
выполнению стандарта обучения
положительному и ответственному отношению
к предмету
умению контролировать себя и анализировать свою работу
к выработке навыков коммуникации и сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Слайд 36Таким образом
Только стимулируя познавательную деятельность учащихся и повышая их усилия в
овладении знаниями на всех этапах обучения можно добиться интереса к предмету и науке географии.
Использование разнообразных приемов в учебном процессе способствует углублению знаний предмета, развитию личностных качеств школьников.