Презентация, доклад на тему Почва особое природное тело

Содержание

Цель урока:создать условия для получения новых знаний по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва - особое природное тело»

Слайд 1

Урок в 8 классе подготовила учитель географии: Тареева И.Н. МОБУ СОШ № 14 ст.Журавская Кореновский район




ПОЧВА – ОСОБОЕ ПРИРОДНОЕ ТЕЛО


Слайд 2

Цель урока:


создать условия для получения новых знаний по изучению и первичному закреплению нового материала по теме «Почва - особое природное тело» на основе уровневой дифференциации, проблемного обучения, ИКТ в форме групповой работы с таблицами и схемами и краеведческой работы на уроке.

Цель урока:создать

Слайд 3

ЗАДАЧИ: задачи: -образовательные: понятия: 1.«почва», «почвенный профиль», «Почвенный горизонт», «механический состав почвы», «структурные и беструктурные почвы», «факторы почвообразования», «типы почв», «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы». 2. основные типы почв: их свойства, различия в плодородии, размещение на территории России и Краснодарского края. -развивающие: определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны и Краснодарского края, наносить на контурную карту основные типы почв. -воспитательные: способствовать пониманию взаимосвязи человека и природы, совершенствовать экологическое воспитание, социологизацию учащихся, формировать гражданскую позицию и мировоззренческую идею о целостности познания картины мира, воспитывать бережное отношение к почве как к компоненту природы.

Слайд 4Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материала
формы работы учащихся:

групповая с элементами фронтальной

оборудование урока: учебник по географии, рабочая тетрадь, карта, атласы, компьютер, экран.

интернет-ресурсы: сайт ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление нового материалаформы работы учащихся: групповая с элементами фронтальнойоборудование урока:

Слайд 5ЗАГАДКА
Меня бьют, колотят, ворочают, режут.
Я все терплю и всем добром

плачу.
(почва)
Проблемный вопрос:
В.В.Докучаев сказал: «Почва – зеркало ландшафта». Докажем, что это так.
ЗАГАДКАМеня бьют, колотят, ворочают, режут. Я все терплю и всем добром плачу.

Слайд 6Кто открыл почву?
Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной

коры как «особое естественно — историческое тело» русский учёный В.В.Докучаев, именно он установил, что основные типы почв на земном шаре размещены зонально. Типы почв выделяются на основе их плодородия, механического состава и строения и др.
Кто открыл почву? Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как «особое естественно — историческое

Слайд 7Изучением почв занимается почвоведение, основоположником которого является известный русский учёный Василий

Васильевич Докучаев (1846 – 1903).
На основании его предположений, современное представление о почве таково:
Почва – природный комплекс со своим органическим миром, водным, газовым и температурным режимом.

Историческая справка

Изучением почв занимается почвоведение, основоположником которого является известный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). На

Слайд 8В мире мудрых мыслей
«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая

горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование»
В. В. Докучаев
Добра мать для своих детей, а земля — для всех людей.

В мире мудрых мыслей«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно

Слайд 9Что такое почва?
Почва - это верхний плодородный слой земли

Основное свойство почвы
- плодородие.
Что такое почва?Почва - это верхний плодородный слой земли

Слайд 10Почва – верхний плодородный слой земной коры
ПЛОДОРОДИЕ это
способность почвы
обеспечивать растения
питательными

веществами.
Почва – верхний плодородный слой земной корыПЛОДОРОДИЕ этоспособность почвы обеспечивать растенияпитательными веществами.

Слайд 11Составные части почвы:
твердая
жидкая
газообразная
живые организмы
минеральные и гумусовые вещества
вода с растворенными в

ней органическими и минераль-ными соединениями ( почвенный раствор)

почвенный воздух, заполняет поры и пустоты в почве

прежде всего микроорганизмы, активно участвуют в формировании почвы

Составные части  почвы:твердаяжидкаягазообразнаяживые организмыминеральные и гумусовые веществавода с растворенными в ней органическими и минераль-ными соединениями (

Слайд 12Образование почвы – результат взаимодействия горных пород, климата, поверхностных вод, растений

и животных.
Образование почвы – результат взаимодействия горных пород, климата, поверхностных вод, растений и животных.

Слайд 13Условия почвообразования

Условия почвообразования

Слайд 141 – 2 см почвенного слоя образуется за 500 лет
Формула почвообразования
(горные

породы + гумус + вода + воздух)·время = почва

1 – 2 см почвенного слоя образуется за 500 летФормула почвообразования(горные породы + гумус + вода +

Слайд 15Свойства почвы:
Плодородие;
Плодородие в почве зависит от содержания

в ней питательных веществ.
2) Механический состав почвы;
Песчаная почва или глинистая.
3) Структура;
Почва рыхлой структуры легче впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом, а значит наиболее благоприятна для сельского хозяйства.
4) Неоднородность почвы;
В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль.

Свойства почвы:Плодородие;    Плодородие в почве зависит от содержания в ней питательных веществ.2) Механический состав

Слайд 16Состав почвы

Состав почвы

Слайд 17Анализ почвенного покрова
Механический состав (содержание песка и глины)
Химический состав (содержание солей,

органических остатков - перегной (гумус), почвенный воздух)
Структура почвы– способность частиц почвы объединяться в комочки (структурная, бесструктурная)
Анализ почвенного покроваМеханический состав (содержание песка и глины)Химический состав (содержание солей, органических остатков - перегной (гумус), почвенный

Слайд 18Механический состав почвы
Подсказка (рассмотрите образцы и сделайте вывод)

Механический состав почвыПодсказка (рассмотрите образцы и сделайте вывод)

Слайд 19Тяж.
Легк.
Глина
Тяж.
Ср.
Легк.
Суглинок
Супесь
Песок
Песок – частицы
Крупнее 0,01 мм
Глина - частицы
Мельче 0,01 мм

Тяж.Легк.ГлинаТяж.Ср.Легк.СуглинокСупесьПесокПесок – частицы Крупнее 0,01 ммГлина - частицыМельче 0,01 мм

Слайд 20 Суглинистые (60-80 % песка) прогреваются и набирают влагу медленнее,

чем песчаные, но зато не так легко отдают воду и полезные минеральные вещества. Суглинки, в свою очередь, делятся на легкие, средние и тяжелые. Что касается обработки, то они считаются средними почвами.

2  Средний суглинок.  Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на примерно равные части.

Если почва скатывается в шарик, из нее легко получа-ется "блинчик", края которого растрескиваются, - значит она суглинистая (суглинок).

1  Легкий суглинок.  Почва раскатывается в шнурок и растрескивается на несколько кусочков с рваными краями.

Суглинистые (60-80 % песка) прогреваются и набирают влагу медленнее, чем песчаные, но зато не так

Слайд 21 Глинистые почвы (более 50 % глины) наименее плодородны. Они

чаще всего бывают кислыми, долго не просыхают, плохо прогреваются и покрываются коркой. В них достаточно питательных элементов, но очень мало воздуха; они с трудом пропускают воду и быстро накапливают различные вредные вещества. Обрабатывать такие почвы очень непросто, они считаются тяжелыми.

Легкие и средние суглинки являются самыми плодородными, но даже с ними садоводу придет-ся работать.

3  Тяжелый суглинок.  
Раскатанная в шнурок почва плотная, ее легко свернуть в кольцо, которое само разламывается пополам.

Глинистые почвы (более 50 % глины) наименее плодородны. Они чаще всего бывают кислыми, долго не

Слайд 22Строение почв
В формировании почв принима-ют участие процессы:
выветривание;

образование гумуса;
передвижение органических и мине-ральных соединений.

Это процессы определяют образование в вертикальном разрезе нескольких связанных между собой слоев - почвенных горизонтов.

А1 – гумусовый горизонт
А2 - горизонт вымывания
В - горизонт вмывания
С - материнская порода
D - коренная порода

А1

А2

В

С

D

Строение почв   В формировании почв принима-ют участие процессы: выветривание; образование гумуса; передвижение органических и мине-ральных

Слайд 23А0 – дернина
А1 – гумусовый, или перегнойный, горизонт накопления. Гумус

накапливается ежегодно, а количество его зави-сит от количества и качества растительного опада, от-мерших животных и от интенсивности разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет гороизонта.

А2 – горизонт вымывания, подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими со-единениями, так как излишки почвенной влаги, проса-чиваясь, вымывают все, что может растворить вода.

В – горизонт вымывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, - соли, минераль-ные частицы. Обилие солей железа и алюминия прида-ет горизонту бурый, нередко красноватый оттенок.

С – материнская порода

А0 – дернина А1 – гумусовый, или перегнойный, горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно, а количество его зави-сит

Слайд 24Плодородие почвы зависит от количества в ней гумуса.
Плодородный слой

Плодородие почвы зависит от количества в ней гумуса.Плодородный слой

Слайд 25Гумус — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для

растений гумус является основным источником питательных веществ, которые, растворяясь в воде, поступают в растение через корни и насыщают его, прежде всего азотом. Гумус образуется как результат процессов гумификации продуктов разложения органических остатков, осуществляемого почвенными бактериями и другими микроорганизмами.

Гумус (перегной).

Гумус — наиболее ценная органическая и биологически активная часть почвы. Для растений гумус является основным источником питательных

Слайд 26Минеральный состав
Около 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты

Минеральный составОколо 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты

Слайд 27
Основные типичные структурные элементы почв
I тип:
1

- комковатая,
2- пылеватая,
3 - ореховатая,
4 - зернистая,
5 -порошистая.
II тип:
6 - столбовидная, столбчатая,
7 - призматическая.
III тип:
8 - сланцевая,
9 - пластинчатая,
10 - листоватая,
11 - чешуйчатая.

Структура почв

Основные типичные структурные элементы почв I тип: 1 - комковатая, 2- пылеватая, 3 -

Слайд 28Почвы
структурные
бесструктурные
Пользуясь материалом учебника географии (стр. 136), объясните, какие почвы,

структурные или бесструктур-ные, обладают большим плодородием. Почему?

Почвыструктурныебесструктурные  Пользуясь материалом учебника географии (стр. 136), объясните, какие почвы, структурные или бесструктур-ные, обладают большим плодородием.

Слайд 29Главные типы почв России
тундро-глеевые;
Подзолистые почвы;
Серые лесные;
Чернозёмы;
Каштановые почвы;
Бурые и серо-бурые почвы;
Серозёмы

Главные типы почв Россиитундро-глеевые;Подзолистые почвы;Серые лесные;Чернозёмы;Каштановые почвы;Бурые и серо-бурые почвы;Серозёмы

Слайд 30Профили зональных почв

Профили зональных почв

Слайд 31Тундро-глеевые почвы
Формируются на Крайнем Севере России;
Маломощен гумусовый горизонт;
Почвы неблагоприятны для

произрастания растений;
Образование их связано с переувлажнением, низкими температурами и незначительным испарением.
Тундро-глеевые почвыФормируются на Крайнем Севере России; Маломощен гумусовый горизонт;Почвы неблагоприятны для произрастания растений; Образование их связано с

Слайд 32Почвы тайги и смешанных лесов;
Формируются в условиях континентального климата;
Мало гумуса;
Малоплодородны
Подзолистые почвы

Почвы тайги и смешанных лесов;Формируются в условиях континентального климата;Мало гумуса;МалоплодородныПодзолистые почвы

Слайд 33В широколиственных лесах и лесостепях;
Мощный горизонт перегноя;
Высокоплодородны;

Серые лесные почвы

В широколиственных лесах и лесостепях;Мощный горизонт перегноя;Высокоплодородны;Серые лесные почвы

Слайд 34В лесостепной, степной зонах;
Мощный горизонт перегноя;
Самые плодородные почвы России
Чернозёмы

В лесостепной, степной зонах;Мощный горизонт перегноя;Самые плодородные почвы РоссииЧернозёмы

Слайд 35Встречаются в сухих степях и полупустынях;
Более светлого цвета, чем чернозем, потому

что в них меньшее содержание гумуса;
Достаточно плодородны

Каштановые почвы

Встречаются в сухих степях и полупустынях;Более светлого цвета, чем чернозем, потому что в них меньшее содержание гумуса;Достаточно

Слайд 36Распространены в наиболее засушливых районах России;
Содержание гумуса очень низкое;
Недостаток влаги не

позволяет использовать эти почвы в земледелии

Бурые и светло-бурые почвы

Распространены в наиболее засушливых районах России;Содержание гумуса очень низкое;Недостаток влаги не позволяет использовать эти почвы в земледелииБурые

Слайд 37Предгорья и подгорные равнины полупустынь
При достаточном орошении позволяют выращивать хлопчатник, виноград

и плодовые культуры

Серозёмы

Предгорья и подгорные равнины полупустыньПри достаточном орошении позволяют выращивать хлопчатник, виноград и плодовые культурыСерозёмы

Слайд 38ПОЧВЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Черноземы – почвы равнинных степей
Серые лесные и бурые лесные, подзолисто-бурые

лесные, дерново-карбонатные, коричневые – почвы лесостепного и лесного поясов предгорий и гор
Горно-луговые – почвы горных лугов
Аллювиальные и лугово-черноземные – почвы степных западин, и речных долин
Болотные (плавневые) – почвы речных дельт
Желтоземы – почвы влажных субтропиков Черноморского побережья
Солонцы, солончаки, солоди – почвы побережья Азовского моря и Таманского полуострова

ПОЧВЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯЧерноземы – почвы равнинных степейСерые лесные и бурые лесные, подзолисто-бурые лесные, дерново-карбонатные, коричневые – почвы лесостепного

Слайд 39 Электронный тест 

Задание 1. Кто является основоположником

учения о почвах? В.И.Вернадский
В.В.Докучаев
Д.И.Менделеев
Задание 2. Материнская порода влияет на Количество гумуса в почве
Мощность гумусового слоя
Механический и химический состав почв
Задание 3. На территории края встречаются почвы: Черноземные, каштановые, пустынные сероземы и буроземы
Серые и бурые лесные, подзолистые, тундрово-глеевые
Черноземы, серые и бурые лесные, горно-луговые, болотные (плавневые
Задание 4. Черноземы на территории края встречаются В предгорной и горной части
В северной степной части
В субтропиках
Задание 5. В горах Кавказа сформировались почвы Серые и бурые лесные, горно-луговые
Черноземы
Солонцы и солончаки
Задание 6. На побережье Азовского моря сформировались почвы Серые и бурые лесные, горно-луговые
Желтоземы
Солонцы и солончаки
Задание 7. В дельте Кубани сформировались почвы Болотные (плавневые)
Черноземы
Серые и бурые лесные
Задание 8. В субтропиках Черноморского побережья сформировались почвы Серые и бурые лесные, горно-луговые
Черноземы
Желтоземы

Электронный    тест Задание 1. Кто является основоположником учения о почвах?

Слайд 40Взаимодействие почвы
Время
Растения
Рельеф
Климат
Животные
Деятельность
человека
Материнская
порода
почва

Взаимодействие почвыВремяРастенияРельефКлиматЖивотныеДеятельность человекаМатеринская породапочва

Слайд 41Почва – среда жизни организмов.

Почва – среда жизни организмов.

Слайд 43Почвенные ресурсы
Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города,

предприятия, дороги, поля, пастбища.
Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, используемая в сельском и лесном хозяйстве.
Почвенные ресурсыЗемельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.Почвенные ресурсы -

Слайд 44Есть ли у почвы враги?
Оказывается, есть. Это ветер, вода, да,

та самая вода, которая так нужна растениям животным и человек.


Есть ли у почвы враги? Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая вода, которая так нужна

Слайд 45Почвы – вековое богатство!
Почвы могут быстро разрушаться при неправильном использовании природных

ресурсов.

Почвы – вековое богатство!Почвы могут быстро разрушаться при неправильном использовании природных ресурсов.

Слайд 47 Типы и свойства почв самостоятельное заполнение таблицы

Типы и свойства почв  самостоятельное заполнение таблицы

Слайд 48Проблемный вопрос
Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На

сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?
Проблемный вопросСлой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за

Слайд 49Подумай!
Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть
в

лесу за 500000 лет
на лугу за 3225 лет
там, где нет растений –всего за 15 лет

- О чем говорят эти расчеты ученых?
Подумай!Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500000 лет на лугу за

Слайд 50Это интересно!
1см почвы

за 250 – 300 лет
20см за 5 – 6 тысяч лет

Это интересно!1см почвы          за 250 – 300 лет20см

Слайд 51Домашнее задание
Объясните выражение:
«Спасая почву, мы спасаем себя и

жизнь на нашей планете».

§28 с.134 -136
Вопросы: с 1 по 6
9 –творческое задание: мини-проект (краеведческая работа)

Домашнее заданиеОбъясните выражение:   «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».§28 с.134 -136

Слайд 52Используемая литература:
http://i052.radikal.ru/1104/fc/e462648f5b88.jpg
http://s008.radikal.ru/i306/1104/d1/59032698b963.jpg
http://s52.radikal.ru/i137/1104/81/4c39b977d31f.jpg
http://s57.radikal.ru/i155/1104/57/41be849b80f8.jpg
http://i010.radikal.ru/1104/2f/50b7ba4fc4fa.jpg
http://s19.radikal.ru/i192/1104/33/19865fa56bf6.jpg
http://s016.radikal.ru/i335/1104/81/9178b128c6d3.jpg
http://www.ikt.oblcit.ru/11/gonsharenko/sait/10.htm
http://urozhayna-gryadka.narod.ru/erozia.htm
А.И.Алексеев «География. Россия» 8 класс учебник & 28 стр.134-136
Рабочая

тетрадь «География России. Природа и население»-Э.В.Ким, Н.А.Марченко, В.А.Низовцев; к учебнику под ред. А.И.Алексеева «География. Россия. 8 класс», 10-е издание, дополненное; М., Дрофа, 2011.





Используемая литература:http://i052.radikal.ru/1104/fc/e462648f5b88.jpghttp://s008.radikal.ru/i306/1104/d1/59032698b963.jpghttp://s52.radikal.ru/i137/1104/81/4c39b977d31f.jpghttp://s57.radikal.ru/i155/1104/57/41be849b80f8.jpghttp://i010.radikal.ru/1104/2f/50b7ba4fc4fa.jpghttp://s19.radikal.ru/i192/1104/33/19865fa56bf6.jpghttp://s016.radikal.ru/i335/1104/81/9178b128c6d3.jpghttp://www.ikt.oblcit.ru/11/gonsharenko/sait/10.htmhttp://urozhayna-gryadka.narod.ru/erozia.htmА.И.Алексеев «География. Россия» 8 класс учебник & 28  стр.134-136Рабочая тетрадь «География России. Природа и население»-Э.В.Ким,

Слайд 53СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть