Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа Тандинского кожууна Республики Тыва
ПЕРВЫЕ
КОНТУРНЫЕ КАРТЫ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Владимировка 2016
Слайд 2Цель:
Привлечение внимания учителей географии к «забытым» первым контурным картам Тувы и
напомнить о их практической значимости. Возвращение разработанных К.О. Шактаржиком контурных карт Тувы в школы поможет учителям географии показать учащимся приѐмы работы с картографической основой, научить их получать из неѐ необходимую информацию, осознанно воспринимать пространственное расположение географических объектов на территории республики
Слайд 3Актуальность темы
Необходимость более широкого применения контурных карт реги- онального значения на
уроках географии в школах Тувы сегодня очень важно не только с педагогической точки зрения, но и по причине недостаточности методических разработок в этой области. Анализ определяется также и тем, что сегодня, к сожалению, даже далеко не каждый учитель географии в республике знает о существовании первых контурных карт, которые выпущены как приложение к первым изданиям учебника географии Республики Тыва (Гребнева, Шактаржик, 1989; Шактаржик, 1993).
Слайд 4Контурная карта — это особый вид географических карт, позволяющий изобразить любые
географические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений, отразить любое тематическое содержание (природоведческое, социально-экономическое и т. п.) в форме картосхем или графических схем.
Слайд 5ЗНАЧЕНИЕ КОНТУРНЫХ КАРТ ГЕОГРАФИИ РЕСПУБЛИКИ
Творческий учебный процесс, требующий точности и аккуратности,
соблюдения ряда правил, благодаря чему у учащихся воспитывается дисциплинированность, внимательность, точность, развивается эстетический вкус. Для проверки географических знаний задания по контурным картам необходимо включать в контрольные работы. Контурная карта предназначается главным образом для самостоятельных работ учащихся. Делая надписи, отыскивая то место на карте, где надо обозначать условным знаком тот или иной географический объект, учащиеся закрепляют в памяти его положение
Слайд 6Практическая работа:
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Цель:
Формирование представления о положении Тувы
на карте России как о целостном географическом регионе и, одновременно, как о субъекте Российской Федерации.
Задания:
1) выделить границы Республики Тыва;
2) подписать названия субъектов РФ, с которыми Тува граничит;
3) определить географические координаты (широту и долготу) крайних точек республики;
4) найти и нанести географический центр Республики Тыва и определить его координаты.
Слайд 7ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРВЫХ КОНТУРНЫХ КАРТ
ТЕРРИТОРИИ ТУВЫ
Есть градусная сеть, что
немаловажно при определении местонахождения республики как субъекта Российской Федерации и способствует формированию пространственных представлений о размещении объектов и их взаимосвязей
Слайд 8Значимость использования контурных карт на уроке географии
во время выполнения заданий обучающиеся
напрягают и тренируют зрительную память;
поисковая работа благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического;
тренируется и развивается моторно-сенсорная память, когда учащиеся закрашивают объект и подписывают его название.
Приобретаются картографические навыки выполнения работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития человека и служат базой для их профессионального становления.
Слайд 9Результат анализа практики использования
различных контурных карт Тувы
Первые контурные карты просты
и удобны в использовании;
при работе с ними нужны только карандаши и ластик;
детям интересно работать с контурными картами;
на первых контурных картах Тувы нанесены только следующие элементы: градусная сеть, границы республики, крупнейшие реки и озѐра, что позволяется учителям самостоятельно составлять и широко варьировать (изменять или дополнять) по своему усмотрению задания для учащихся.
Слайд 10ВЫВОДЫ:
Работа с контурными картами была и остается очень важной и неотъемлемой
частью курса школьной географии. Это многогранный методический инструмент, выполняющий учебные, развивающие и воспитательные функции. Контурные карты Калгажика Ондаровича Шактаржика разработаны для разных тем и подходят для всех этапов изучения географии в школе. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Совершенно очевидно, что контурные карты К.О. Шактаржика могут стать важным подспорьем в изучении региональной географии Республики Тыва. Работа по закреплению в памяти учащихся всех возрастных групп географических объектов республиканского значения должна вестись регулярно, поскольку ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту — это как раз то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его будущей профессии.
Слайд 11РЕКОМЕНДАЦИИ
Работа с контурными картами входит в учебно-методические комплексы (УМК) по географии,
рекомендованные Министерством образования и науки Республики Тыва (МОиН РТ) и было бы неплохо переиздать первые контурные карты Тувы и снабдить ими все школы республики.
Слайд 12ЛИТЕРАТУРА:
Р.В. МОНГУШ Средняя школа № 2 им. Т.Б.Куулар п.г.т. Каа-Хем (Республика
Тыва, Россия; radavladi@mail.ru)
Гребнева В.А., Шактаржик К.О. География Тувинской АССР. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1989. – 122 с.
Малькова Н.Е. Исследование стратегии выполнения заданий по карте [Электрон. ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/91451.html, свободный.
Рогачев С.В. Пространство России (урок понимания карты) // География. – М., 1999. – № 1. – С. 1, 7—10
Рогачев С.В. Знать карту: Задания на формирование географической зоркости и на проверку качества географического образования // География [Электрон. ресурс]. – М., 2003. – № 14. – С. 21–22. – Режим доступа: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200301407, свободный.
Рогачев С.В. Знать карту: Задачи для независимой экспертизы качества школьного географического образования // География [Электрон. ресурс]. – М., 2003. – № 18. – С. 23. – Режим доступа: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200301807, свободный.
Сиротин В.П. Практические работы по географии и методика их выполнения. – М.: АРКТИ, 1998. – 136 с.: ил.
Тучкин Р.Ю. Использование контурных карт на уроке географии. Методическая разработка. – Тверь, 2014. – 32 с.
Шактаржик К.О. География Республики Тува: Учеб. пособие для 9-го класса. – Кызыл. Тув. кн. изд-во, 1993. – 128 с.
Яковлева С.И., Сукманова Н.Ю. Работа с контурной картой в школьной географии: Задания и методич. указания. – Тверь: Тверск. гос. ун-т, 2000.
Слайд 13
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Дизайн и автор презентации « ПЕРВЫЕ КОНТУРНЫЕ КАРТЫ ГЕОГРАФИИ
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА» Самбуу Наталья Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ с. Владимировка Тандинского кожууна;
на основе статьи Р.В. МОНГУШ, учителя географии средней школы № 2 им. Т.Б.Куулар п.г.т. Каа-Хем (Республика Тыва, Россия; radavladi@mail.ru) « КОНТУРНЫЕ КАРТЫ К.О. ШАКТАРЖИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛАХ ТУВЫ»