Слайд 1
Граждановский филиал
МБОУ Бондарской СОШ Бондарского района Тамбовской области
«В обучении гораздо
важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания».
Л.С. Выготский
«Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся»
учитель географии
ЛАПИНА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Слайд 2Актуальность проекта
Технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве обучающегося и учителя,
на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения. Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Слайд 4ПРОБЛЕМА
Как сохранить интерес у обучающихся к географии на всем протяжении его
обучения
Слайд 6
Развития
Развивать
познавательный интерес учащихся;
самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
инициативу, уверенность в
своих силах.
Развивать коммуникативную компетенцию на основе технологии критического мышления;
Развивать креативность, толерантность, критичность мышления и адаптацию в социуме;
Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать географические аспекты;
Применять полученные знания и умения на практике.
Воспитание
мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
мотивов труда, добросовестного отношения к учёбе;
уважения к людям разной культуры.
Обучения
Воспитания
Задачи:
Слайд 7ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить
перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Учащиеся учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Слайд 8Специфика образовательной технологии развития критического мышления
Технология развития критического мышления предполагает
равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.
Слайд 9Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.
Структура технологии РКМ, разработанная американскими педагогами Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.
Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части.
Слайд 10Этапы реализации технологии
критического мышления
Стадия рефлексии
Стадия осмысления
Стадия вызова
Актуализация имеющихся знаний;
мотивация
к учебной деятельности, пробуждение интереса.
Присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу.
Осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями.
Слайд 12 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Традиционный урок
информирующая
(рассказать);
контролирующая
(заставить выучить);
оценивающая (оценить усердие).
Урок, построенный в ТРКМ
направляет усилия учеников в определённое русло,
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Слайд 16РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 17РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Слайд 18
Приемы и стратегии технологии:
Кластеры (гроздь)
Инсерт (чтение с отметиной)
Чтение с остановкой
Фишбоун
Таблица «З-Х-У»
«Тонкие и толстые» вопросы
Синквейн
Эссе
Слайд 19 Стадия - «Вызов».
Информация, полученная
на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учитель использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Слайд 20 Прием “Покопаемся
в памяти”.
Назовите тему урока?
Что вы уже знаете об этом?
Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?
Почему вам это нужно знать?
Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.
После того как учащиеся записали все, что знают по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.
Слайд 21 КЛАСТЕР (Тема: Рельеф Земли 6 кл.)
Слайд 22 КЛАСТЕР (Тема: Природные зоны России 8 кл.)
Слайд 25Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме
информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю"
З-Х-У
Слайд 26Стадия -«Осмысление материала»
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой
информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.
Слайд 27ИНСЕРТ
Приём маркировки текста следующими значками:
«V» – информация, которая известна;
«+» – новая
информация;
«-» – информация, с которой не согласен;
«?» – информация, которая непонятна
Прием
«Толстые и тонкие вопросы»
Данный прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос отражает уровень погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Это далеко не все приемы, которые можно использовать на уроке.
Слайд 30ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ
Толстые вопросы
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните,
почему...?
Почему Вы думаете...?
Почему Вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите, что будет, если...?
Тонкие вопросы
Кто?-Что?
Когда?
Может...?
Будет...?
Могли...?
Как звать...?
Было ли?
Слайд 31.
Стадия - «Рефлексия».
На этой стадии решаются следующие задачи:
- корректировка
и систематизация знаний;
- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;
- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.
На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
Слайд 33Пустыня
Безжизненная, сухая
Пылит, печёт, губит
Сахара – самая большая пустыня
Жара
Река
Равнинная, горная
Течёт, шумит,
несёт
Река – объект неживой природы
Течение
Африка
Большая, страшная, чёрная
Пугает, завораживает, интересует
Древняя родина всех людей
Континент
СИНКВЕЙН (6-8 классы)
Слайд 34 Прием «Написание эссе».
Эссе (лат.
«опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме.
Например, ответить на вопрос:
В чём сходство и различие глобуса и плана местности? (6 класс).
В чём сходство и различие природных зон России? (8 класс).
Слайд 35Результаты изучения личности обучающихся
На начальном этапе
На заключительном
этапе
Слайд 36 Анкета «Создание
благоприятного
психологического климата в детском коллективе»
Слайд 37 ДИНАМИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ
ОБУЧЕННОСТИ ЗА 3 ГОДА
Слайд 38Cтепень сформированности коммуникативной компетенции при работе с географической информацией с полным
пониманием содержания в результате применения ТРКМ
Слайд 40 На школьном уровне
Доклад на педсовете «Технология развития критического
мышления
на уроках географии», 2015 г.
Открытые уроки:
«Ветер», в 6 классе, 2014 г.
Интегрированный урок в 8 классе по теме «Юг России», 2013 г.
На муниципальном уровне
Обобщен опыт работы
Открытый урок
«Использование технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования УУД обучающихся»,
2015г.
Выступления с докладами на РМО учителей географии: «Игровые технологии на уроках географии», 2014 г. «Информационно-коммуникационные технологии как одно из условий развития личности ребёнка», 2013 г.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Слайд 42
ВЫВОДЫ:
ТРКМ соответствует требованиям
ФГОС второго поколения, так как формирует все основные виды
универсальных учебных действий:
личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Повысилась мотивация к изучению предмета
Повысился уровень активности творческого мышления
Положительная динамика качества знаний
ИСТОЧНИКИ
Список литературы
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.
Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005;
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003;
Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4;
КлустерД. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.
Слайд 45 Дальнейшее развитие проекта
Планирую: совершенствовать использование технологии
развития критического мышления на уроках и во внеурочное время;
дальнейшее применения ИКТ в обучении, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных сайтах и получения отзывов на них;
участие в профессиональных сетевых объединениях для решения профессиональных вопросов, возможности реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.