Слайд 1Требования к современному
уроку
Руководитель МО учителей географии Кислова Г.М.
Слайд 2 Урок- это «клеточка» педагогического процесса. В нем,
как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Н.М. Скаткин
Слайд 3 Определение урока
Урок- динамическая и вариативная форма организации обучения
Урок- система
взаимодействия учителя и ученика, направленная на достижение гарантированного педагогического результата
Урок- основная форма организации учебного процесса, т.к. на уроке могут быть решены все задачи по развитию личности
Урок- элементарная
структурообразовательная единица
образовательного процесса.
Значит в уроке присутствуют
все компоненты этого процесса
Слайд 5«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы
украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Слайд 6Современный уровень
развития науки,
техники
развития производства
Психолого-
педагогическая
характеристика
современного
подростка
Требования
ФГОС ООО
Новые
требования к уроку
Слайд 7Современному обществу требуются:
образованные,
нравственно-воспитанные
люди, способные самостоятельно анализировать свои действия и
способные самостоятельно принимать решения и т.д.
Слайд 8 Ученик- центр дидактической системы, субъект учения
Субъект- носитель мышления
и деятельности,
способный самостоятельно ставить задачи и решать их
Современный урок- урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственной основы
Слайд 9Структура учебной деятельности (Эльконин- Давыдов)
Учебная
цель
Учебная
задача
Учебные
действия
и операции
Действие
контроля
Обучение деятельности- учить ребёнка
работать самостоятельно
Слайд 10 Урок на основе деятельностного подхода
Мотивация
Учебная задача
Учебные действия
Учебная цель
(ставится вместе
с детьми)
1-я задача
2-я задача
3-я задача
Контроль и самоконтроль
Слайд 11 Современный эффективный урок-
занятость всех учеников класса
продуктивной учебной
деятельностью,
обучение их самостоятельному добыванию
знаний и привитие навыков
самостоятельной работы, формирование
базовых компетенций
Слайд 12 Структура современного урока
1. Организационно-мотивационный этап
Актуализация знаний
Открытие нового
знания
(Изучение нового материала)
4. Практическая работа (закрепление)
5. Рефлексия
Слайд 131 этап урока- организационно-мотивационный
На данном этапе урока учитель использует
различные формы
контакта с учащимися
психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
Слайд 14
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к
учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Слайд 152 этап- процесс работы с содержанием:
решение познавательных задач
в процессе приобретения
учебных
действий
3этап- Рефлексивно-оценочный:
соотнесение результатов собственной
и коллективной деятельности с
целями и задачами, поставленными в
начале урока.
Слайд 17 Целеполагание урока
компетентности
Слайд 18Цели и задачи урока могут отражать следующее:
Какое понятие (факт, связь,
правило,
закономерность) будет усвоено.
Как будет раскрыто это понятие. Какие его
основные признаки
Какими действиями будут овладевать учащиеся
(проектирование, моделирование, наблюдение,
выдвижение гипотезы)
Какие действия школьники будут совершенствовать
в процессе урока
Какие выводы, обобщения научатся делать
школьники
Слайд 19Определение содержания урока:
Овладевая опорными знаниями,
усваивая актуальное, человек всегда
может развернуть
их применительно
к поставленной задаче.
В.П. Симонов
Слайд 20Предъявление знаний
умения
Умения и универсальные действия-
операциональная часть знаний
Отношение к деятельности
Мыслительные операции (набор действий)
Знания о действиях и их алгоритм
! Новые знания- продукт деятельности ученика
Слайд 21Определение деятельностного содержания урока
Слайд 22Выбор технологии обучения
(Как
добиться результата?)
Технология- от греческого слова techne- искусство, мастерство
Современный урок-это форма
технологической организации учебной
деятельности.
Каждый новый урок должен быть
построен с учетом принципа деятельности
Слайд 23Применение различных форм контроля , диагностики результативности
Организация взаимодействия (коллективная, парная, групповая
формы работы
Осмысление результатов деятельности на уроке
Организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих заданий
Организация работы с УМК- как источником информации
Четкое построение перед уч-ся цели и задач
Создание мотивационной установки деятельности
Четкое видение деятельности ученика (проектир. урока)
Признаки технологичной организации урока
Учитель
Слайд 24 Типы уроков по ФГОС
1-Открытие нового знания
-Комбинированные, лекции, экскурсии, исследовательской деятельности,
учебный и трудовой практикум
Имеют цель: формировать умения
реализации новых способов
действия; расширение понятийной
базы за счет включения в неё новых
элементов
Слайд 25 2-Урок закрепления знаний
практикумы, экскурсия, собеседование,
консультации, лабораторные работы
Имеют цель: выработать
умения по
применению знаний, закрепить
теоретические знания и проверить
правильность суждений на практике
Слайд 26 3-Урок комплексного применения знаний
Уроки- практикумы, лабораторная работа, семинар и т.д.
Имеют
цель- выработка умений
самостоятельно применять знания в комплексе,
в новых условиях
4-Обобщение и систематизация знаний
Уроки-семинары, конференции, круглый стол
Имеют цель -обобщение единичных знаний и преобразование их в систему
Слайд 275-Уроки контроля и коррекции знаний
Уроки контрольных работ, самостоятельных ,
смотра
знаний , зачет, коллоквиум и т.д.
Имеют цель -определение уровня
овладения умениями и навыками и определение
корректирующих , исправляющих действий
Слайд 28Как подготовить современный урок
Моделируя урок необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить
тему, цели, тип урока и его место в
учебной программе
Отобрать учебный материал (содержание, объем, установить
связь с ранее изученным, дополнительный материал для
дифференцированной работы и домашнее задание)
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в
данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся
и учителя на всех этапах урока
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников
Продумать темп урока, т.е. рассчитать время на каждый его этап
Продумать форму подведения итогов урока
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания
Слайд 30Дидактическая структура урока
отображается в плане-конспекте урока и
технологической карте.
Технологическая
карта –это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание предмета.
Использование ТК позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 31Понятие «Технологическая карта» пришло из промышленности. Это технологическая документация, содержащая описание
процесса изготовления продукции.
Т.К. в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией
Шаблон Т.К. можно скачать из
электронной системы «Образование»
Слайд 32Технологическая карта урока с дидактической структурой урока
Слайд 33Технологическая карта с методической структурой урока
Слайд 34 Технологическая карта урока по системе «Школа 2100»
Слайд 35Технологии, применяемые в
системно-деятельностном подходе
Проблемно-диалогическое обучение
Смысловое чтение
Групповая и коллективная форма работы
Модульная технология
Слайд 36Памятка для учителей по самоанализу урока
Представить характеристику класса
Указать УМК,
предметную область, тип и тему урока, место в тематическом планировании))
Перечислить темы и задачи урока (проекта)
Объяснить принципы отбора содержания. Указать виды заданий и упражнений. Проанализировать соответствует ли теме, целям и задачам проекта, на какие УУД направлены
Описание использования активных, интерактивных методов и приемов обучения.
Пояснить, были ли представлены различные виды активного обучения(познавательность, социальность)
Описать формы организации деятельности обучающихся
Описать особенности использования образовательных технологий (ТРИЗ, проблемное обучение)
Слайд 379. Проанализировать, учитывались ли при организации учебного
процесса, принцип
безоценочного обучения
10. Описать позиции роли обучающихся, позиции и стиль общения
11. Прокомментировать наличие предметно-развивающей и
информационной среды
12. Указать, была ли обеспечена ситуация свободы выбора
обучающимся, партнерства, источников информации,
видов деятельности
13. Указать, использовалось ли индивидуальное,
дифференцированное обучение
14. Указать, была ли обратная связь с детьми на основе
вербальной реакции
15.Описать стиль подведения итогов урока (академический или
личностно и эмоционально ориентированный)
Слайд 38Творческих успехов
вам в работе!!!!