Слайд 1ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
РЕГИОНОВ РОССИИ
Руководитель МО учителей географии Демьянова Г.К.
Слайд 2ПОНЯТИЕ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД»
Предусматривает изучение объекта как целостное образование по отношению к
внешней среде.
По словам Э. Б. Алаева «комплексное исследование — это такое исследование, когда ничто не забыто из того, что в какой-то мере связано с изучаемым явлением».
Слайд 3ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход
к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Слайд 4ЦЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
Развитие у обучающихся целостного представления о геопространстве
Слайд 5ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ
Мотивация учащихся
Активная познавательная деятельность
Стереотипное представление о регионе к
объективному эмоционально-ценностному восприятию каждой территории своей страны.
Слайд 6КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
Цель - формирование целостного представления об особенностях природы, населения
и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода
и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. (требования ФГОС ООО)
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ООО
Регионы России - комплексные образования.
на основе
1. целей курса «География России»,
2. принципов целостности, культуросообразности и развития личности в совместной деятельности.
Слайд 8СУТЬ ОПЫТА
Цель - использовать стратегию целостного построения изучения экономических регионов в
курсе «География России» в 9 классе.
Слайд 9ЗАДАЧИ
1. Изучение методической литературы
2. Отбор и конструирование содержания учебного материала, раскрывающего
целостность региона
3. Разработка серии уроков
4. Проведение взаимосвязанной комплексной учебной деятельности.
Слайд 10СТРАТЕГИЯ ЦЕЛОСТНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНА
Целостное видение региона
Исследование структуры региона
(от
целого к его частям)
3. Понимание целостной организованности
Слайд 111ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ – ВЫДЕЛЕНИЕ РЕГИОНА ИЗ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ
СВОЙСТВ.
На первом этапе важно показать уникальность, выделенность региона в пространстве страны, поскольку представление о целостности объекта возникает только тогда, когда он рассматривается извне, из среды, в составе которой он функционирует как самостоятельное образование.
Слайд 122 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЙСТВ И ВНУТРЕННИХ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ЕГО ЦЕЛОСТНОСТЬ
Целостность любого объекта определяется постоянными взаимосвязанными характеристиками: сущностью и структурой. Эти характеристики составляет основу образа региона, который складывается из его свойств и взаиморасположенности его частей.
Слайд 133 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ – ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ВИДЕНИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО
ПРОСТРАНСТВА И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
На заключительном этапе изучения объект вновь должен рассматриваться как часть пространственной системы более высокого порядка, которая, с одной стороны, определяет необходимые и достаточные условия для его существования, с другой – связана со своей частью множеством обратных связей (генетических, функциональных, пространственных). Такой средовой подход необходим для понимания значения любого природно-хозяйственно-культурного региона в пространстве России (Земли).
Слайд 14МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНА «ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ»
1 урок «Самый, самый…»
2 урок «Этническая карта Европейского
Юга
3 урок «Роль Европейского Юга в
пространстве России»
Слайд 15СМЫСЛОВЫЕ БЛОКИ ТЕМЫ
1-й урок
1) Выделение региона в рамках Западного макрорегиона
Продолжительность-
10 минут
Форма деятельности - фронтальная
2) Изучение отличительных свойств региона
Продолжительность -10 минут
Форма деятельности - групповая
3) Рассмотрение основных свойств региона, выявление связей между ними
Продолжительность – 25 минут
Форма деятельности – фронтальная
Слайд 161 ЭТАП - ВЫДЕЛЕНИЕ РЕГИОНА ИЗ СРЕДЫ (ПРОСТРАНСТВО РОССИИ) НА ОСНОВЕ
ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ.
1) Выделение региона. Планируемый результат: учащиеся должны уметь определять границы региона, выявлять характерные черты Европейского Юга.
Первый урок начинается с вопроса: «Какие города, территории, располагающиеся на юге Европейской части России , вы знаете? В каких из них бывали вы сами, ваши родственники?» Ответы учащихся помогают определить границы региона (чуть позже состав региона уточняется по карте). Выделение Европейского Юга в составе Западного макрорегиона происходит с помощью поиска его отличительных свойств: девятиклассникам предлагается подобрать характеристики с помощью определения «самый». Школьники называют: самый южный, самый тёплый, самый многоциональный, самый курортный, самый аграрный, самый морской, и т.д. Эти характеристики, их взаимосвязи в дальнейшем рассматриваются более подробно и образуют основу, вокруг которой организуется учебный материал.
Слайд 172 ЭТАП – ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ЦЕЛОСТНОСТЬ
2)
Изучение свойств региона.
Планируемый результат: учащиеся должны уметь охарактеризовать одно из свойств региона.
Для того, чтобы углубить знания об отличительных свойствах Европейского Юга школьникам предлагается подробнее изучить характеристики региона: «Самый южный», «Самый тёплый», «Самый курортный», «Самый аграрный», «Самый многонациональный», «Самый нестабильный».
Школьники делятся на шесть групп .
Итоговым результатом работы каждой группы станет характеристика одного из свойств Европейского Юга, составленная на основе вопросов и заданий, предложенным учителем.
Слайд 18ВОПРОСЫ ГРУППЕ №1 «САМЫЙ ЮЖНЫЙ»
Самый южный
Приведите аргументы, доказывающие южное географическое положение
Как
называется крайняя южная точка России?
В чём будет проявляться влияние южного географического положения?
Слайд 19ВОПРОСЫ ГРУППЕ №2 «САМЫЙ ТЁПЛЫЙ»
Определите, в каких климатических поясах находится данный
район?
Определите среднюю температуру июля и января
Какой город самый тёплый?
В чём проявляется влияние тёплого климата?
Слайд 20ВОПРОСЫ ГРУППЕ №3 «САМЫЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ»
Какие народы проживают в Северном Кавказе?
К каким
языковым семьям относятся народы?
Когда на Северном Кавказе появились русские?
Северный Кавказ всегда был районом миграционной прибыли населения. Почему?
Слайд 21ВОПРОСЫ ГРУППЕ №4 «САМЫЙ КУРОРТНЫЙ»
Какие природные особенности района способствовали
развитию курортного хозяйства?
Выделите группы рекреационных ресурсов. Назовите главные города-курорты
Слайд 22ВОПРОСЫ ГРУППЕ №5 «САМЫЙ АГРАРНЫЙ»
Перечислите отрасли сельского хозяйства Северного Кавказа.
Что явилось основой их развития?
Назовите главные сельскохозяйственные культуры?
Приведите примеры продукции пищевой промышленности Северного Кавказа, которую вы покупали или видели в продаже.
Слайд 23ВОПРОСЫ ГРУППЕ №6 «САМЫЙ НЕСТАБИЛЬНЫЙ»
Приведите аргументы и факты, доказывающие нестабильность данного
района.
В чём вы видите причину нестабильного положения на Северном Кавказе?
Слайд 243 ЭТАП - РАССМОТРЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ РЕГИОНА, ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ
Планируемый результат: учащиеся должны понимать взаимосвязь свойств региона.
После подготовки группы выступают, очередность которых выстроена в логике раскрытия связей между основными свойствами региона. После выступления с целью систематизации знаний о свойствах региона, ребятам предлагается создать модель взаимосвязанности характеристик Европейского Юга. Эта модель, поможет выявить ядро образа Европейского Юга на основе связей между его важнейшими характеристиками.
Слайд 25ВЫЯВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ
Южное ГП
тёплый климат
Приморское ГП
Курортное Развитый
хозяйство АПК
многонациональный регион
нестабильный регион
Слайд 262 УРОК «ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОГО ЮГА»
Изучение административно-территориального деления Кавказа.
Работа с контурной картой.
2. Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав (объяснение)
3. Изучение народов Северного Кавказа. Определение по карте «Народы» языковых семей и групп. Нахождение близких и родственных народов по языку. ( работа с картой)
4. Знакомство с традициями, обычаями, народными художественными промыслами народов Северного Кавказа. (Сообщения детей)
5. Высказывание суждений о природе феномена долгожительства у кавказских народов.
Слайд 273 ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНА – ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ВИДЕНИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ
РОССИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Учебный материал может касаться различных вопросов развития региона:
- настоящего и/или будущего значения региона в российской экономике, прогнозируемое уже сейчас и той роли, которую регион будет играть в развитии всей страны;
- типичности процессов и общности решаемых проблем для всего российского пространства, его отдельных территорий
- социокультурной значимости региона в пределах страны (мира) и др.
Изучение духовных и материальных культурных ценностей способствует формированию культурной памяти у школьников. Именно поэтому на заключительном этапе изучения Европейского Юга, учебный материал структурируется вокруг культурного и природного наследия Европейского Юга и способствует интеграции знаний, значений и личностных смыслов.
Слайд 283 УРОК «РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ЮГА В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ»
1) Выявление значения региона
в пространстве России
Продолжительность – 15 минут
Работа с картой, таблицами приложения, статистическим материалом.
2) Характеристика рекреационного хозяйства
Продолжительность – 25 минут
Форма деятельности - индивидуальная
3) Подведение итогов изучения региона
Продолжительность – 5 минут
Форма деятельности - фронтальная
Слайд 291)ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ РЕГИОНА В ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
Планируемый результат: учащиеся должны
понимать роль, которую играет регион в экономическом, политическом, военном, культурном пространстве страны.
Слайд 302) ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКРЕАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Так как лицом Европейского Юга является рекреационное
хозяйство, поэтому далее обучающиеся представляют разработанные туристические маршруты.
Слайд 313) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
На этом этапе важно
не столько обобщить изученный материал, показав, какие знания приобрели учащиеся, сколько подвести итоги учебной деятельности всего класса и отметить те успехи, которых добились отдельные ученики (группы). С целью развития рефлексивной деятельности учащихся важно обратить внимание девятиклассников на то, как они организовывали свою работу и как они сами ее оценивают.
Слайд 32ТЕМА «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»
1 этап. Формирование целостного представления о регионе на основе
ассоциаций
Детям предлагается написать географические объекты с которыми у них возникает восприятие Дальнего Востока. Для данных названий укажите их принадлежность.
Слайд 33ПРИЁМ «ИНДУКТОР», ОСНОВАННЫЙ НА АССОЦИАЦИЯХ.
1. Камчатка – полуостров
2. Ключевская Сопка
-действующий вулкан
3. Мыс Дежнёва – крайняя восточная точка России
4. Владивосток –морской порт
5. Япония – страна-сосед
6. Охотское море - рыба
7. Дальний регион - солнце всходит на востоке
8. Уссурийский тигр - редкое животное
9. Чукотка - автономный округ
10 . Сахалин – остров
11. Витус Беринг - мореплаватель
Слайд 34СОЗДАНИЕ « ОБРАЗА» РЕГИОНА
Группам даётся задание: выбрать из общего перечня шесть
любых объектов, которые создают наиболее полно «образ» региона и являются его визитной карточкой; дайте их характеристики, назвав 6-7 свойств каждого объекта
Работа с учебниками (8, 9 классы), с дополнительной литературой.
Слайд 35КАМЧАТКА.
Камчатка- полуостров, где насчитывается около 30 действующих вулканов. Один из наиболее
активных и высочайших вулканов мира – Ключевская сопка. Здесь находится знаменитая долина гейзеров. Здесь построена геотермальная электростанция. Около 2\3 площади Камчатки занято горами. Вдоль полуострова тянется Срединный хребет. Это область молодых вулканических гор. Ценное животное – камчатский краб.
Слайд 36 ДАЛЬНИЙ РЕГИОН
Дальний Восток – самый отдалённый регион. Здесь в России
жители первыми встречают Новый год. Он имеет приморское положение, омывается морями Тихого океана. Поэтому здесь отраслью специализации является рыбная промышленность. Здесь находится крайняя восточная точка России – мыс Дежнёва. Дальний Восток является пограничным районом. Странами соседями являются – Япония, США, Китай. С Японией у России есть территориальные споры.
Слайд 37ВЛАДИВОСТОК
Владивосток является центром Приморского края. Это морской и рыбный порт.
Проживает около 650 тысяч человек. Получили развитие отрасли промышленности, связанные с приморским положением, - судостроение и судоремонт. Во Владивостоке работает
Дальневосточный научный центр Академии наук.
Слайд 382 ЭТАП ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
Вопросы для беседы.
В чём заключается своеобразие
географического положения?
Найдите положительные и отрицательные черты ЭГП.
В чём уникальность природных условий и ресурсов Дальнего Востока?
Слайд 39ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ
1. отдалённый от центра
пограничный
сейсмически опасный (единственный район, где есть
вулканы, цунами и тайфуны)
морской (омывается водами 6 морей двух океанов)
рыбный
горный
Богатый
Задание. Нарисуйте «образ региона» С помощью условных знаков изобразите в виде герба, рисунка, схемы отличительные черты Дальнего Востока.
Слайд 402 УРОК. ОБСУЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1 этап урока. Дети
работают с картами атласа «Плотность населения», «Экономическая карта Дальнего Востока», с текстом учебника по выявлению социально-экономических проблем региона.
Проблемы:
1.удалённость от центра затрудняет связи с европейской территорией, удорожая перевозки;
2. экологическая проблема (последствия тайфунов, землетрясений, наводнения, аварии на нефтегазопромыслах и т.д.);
3. незаселённость территории и неосвоенность севера Дальнего Востока;
4. недостаточное развитие транспортной системы
Слайд 41ПУТИ РЕШЕНИЯ
2 этап. Используя материал параграфа, учащиеся находят пути решения
социально-экономических проблем.
Пути решения:
1. развивать внешнеторговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
2. создание свободных экономических зон, технополисов;
3. привлечение большого числа инициативных людй, для которых должны быть созданы благоприятные условия жизни и работы;
4. строительство новых транспортных систем и портов;
5. освоение новых природных ресурсов;
6. развитие туризма за счёт уникальных рекреационных ресурсов
Слайд 42ТЕМА УРОКА «УРАЛ»
1-й урок
1. Выделение региона в рамках Западного региона
Продолжительность- 10 минут
Форма деятельности – фронтальная
2. Изучение отличительных свойств региона
Продолжительность -10 минут
Форма деятельности – групповая
3. Рассмотрение основных свойств региона, выявление связей между ними
Продолжительность – 25 минут
Форма деятельности – фронтальная
Слайд 431 ЭТАП. ВЫДЕЛЕНИЕ РЕГИОНА В РАМКАХ ЗАПАДНОГО РЕГИОНА
Выделение Урала в
составе Западного макрорегиона происходит с помощью поиска его отличительных свойств на основе анализа стихотворения А.Твардовского.
Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец…
Слайд 44УРАЛ- ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ
1. Особенность – старейший индустриальный район.
Урал векам
служил главной промышленной базой России. Сперва манил пушниной и солью. Занимает первое место в стране по объёму промышленной продукции
Слайд 45ДОБЫТЧИК
2 особенность – кладовая полезных ископаемых.
Урал представляет такую комбинацию богатств, какой
нельзя найти ни в одной стране. Широко известен литературный штамп. Урал – уникальная кладовая полезных ископаемых. А.Е. Ферсман «минералогический рай»
Слайд 46КУЗНЕЦ
3 особенность – Урал- металлургическая база.
Во торой половине 18
века за Уралом закрепилась слава «железного». Здесь выплавляли чугуна больше, чем в Англии, в то время самой развитой стране. Урал был кузницей оружия для армий Суворова, Кутузова и оплотом могущества России.
Слайд 47РОВЕСНИК ДРЕВНЕЙ НАШЕЙ СЛАВЫ
4 особенность – знаменитые люди.
( П.Г. Демидов,
П.П. Бажов, В.Н. Татищев,
М.Т. Калашников и т.д.)
Слайд 48ОСОБЕННОСТИ
1. старейший индустриальный район.
2. кладовая полезных ископаемых.
3. металлургическая база.
4. знаменитые
люди
Учащиеся могут добавить в этот список ещё особенности: горный, пограничный
Слайд 492 ЭТАП. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ РЕГИОНА
1 группа «Уральские горы»
Как в древности называли Уральские горы?
В какую геологическую эпоху они образовались?
К какой группе гор по высоте они относятся?
В каком направлении вытянуты Уральские горы?
Назовите основные части Урала
Являются ли они сдерживающим фактором для развития?
(Работа в группах)
Слайд 50«УНИКАЛЬНАЯ КЛАДОВАЯ»
2 ГРУППА
Докажите, что Урал – уникальная кладовая?
Назовите группы
полезных ископаемых по происхождению
Объясните причину сказочных богатств Урала полезными ископаемыми
Определите ресурсные районы Урала . Сравните их по набору и числу . Объясните причины выявленных различий.
Слайд 51«УРАЛ – ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ РАЙОН»
3 группа
Какие ресурсы явились базой для развития промышленности
на Урале?
Назовите ведущие отрасли экономики и их центры
Какую продукцию выпускает Уральский экономический район?
К каким экологическим проблемам привела хозяйственная деятельность людей?
Слайд 52«СТАРЕЙШАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ БАЗА»
4 группа
Когда на Урале начали
выплавлять металл?
Какие виды металлов производят здесь? Назовите крупнейшие центры их производства?
Какие проблемы возникли в этой базе?
Слайд 53НАСЕЛЕНИЕ УРАЛА (5 ГРУППА)
Численность населения
Какие народы проживают в этом районе?
Чем можно
объяснить этническую пестроту?
Какие религии исповедуются?
Доля городского населения Назовите города- миллионеры
Какие проблемы возникли в уральских городах?
Слайд 54ГРАНИЦА ( 6 ГРУППА)
Какие границы проходят через территорию Урала?
В чём проявляется
влияние этих граний на облик района
Используя карты атласа, конкретизируйте данные о перечисленных границах
Слайд 552 УРОК. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ХОЗЯЙСТВО
Учебный материал должен показать
как в разные временные промежутки различные цели освоения региона требовали усложнения территориальной структуры: появления новых центров, изменения статуса старых городов, строительства новых путей сообщения и т.д. При этом большое внимание уделяется труду людей, благодаря которому Урал из порубежной, периферийной территории превратился в один из важнейших хозяйственных центров страны.
Слайд 563 УРОК. ГОРОДА УРАЛА. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1 этап. Решение географической задачи
по определению городов Урала на основе использования различных источников информации. Планируемый результат: учащиеся должны уметь определять город по отражению его особенностей в различных источниках географической информации.
Для этой цели используются рисунки гербов, планы (аэрофотоснимки) и фотографии достопримечательностей уральских городов. Список городов: 1) центры субъектов: Челябинск, Екатеринбург, Курган, Пермь. Уфа, Оренбург, Ижевск; 2) важные экономические центры: Нижний Тагил. Магнитогорск, Миасс, Березняки, Златоус 3)города, свидетельствующие о наличии в этом районе тех или иных полезных ископаемых: Асбест, Изумрудный, Мраморский, Медногорск, Соликамск, Нефтекамск.
Слайд 57ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Материал о городах Урала подбирается и организуется учителем таким образом,
чтобы учащиеся могли самостоятельно получить знания о географическом положении, специализации, культурном наследии городов.
Может быть несколько вариантов организации работы по определению городов:
- в парах с целью определения наибольшего числа городов;
- в группах (по три человека) с целью нахождения наибольшего числа подсказок, указывающих на определенный город и др
Слайд 58 2 ЭТАП. ПРОГРАММНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
« Оценка экологической ситуации в разных
частях Урала и путей их решения»
Слайд 59РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Реализация комплексного подхода способствуют развитию у девятиклассников более целостного представления
о регионах. На этапе проверки знаний учащиеся отметили больше характеристик региона, что говорит о более многообразном полном, ярком, запоминающемся представлении, которое было создано у них в ходе изучения данного региона.
2. Позволяет повысить мотивацию учебного процесса, включить всех в активную познавательную деятельность.