Презентация, доклад на тему Межпредметные связи на уроках географии

Содержание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская мудрость.

Слайд 1Межпредметные связи на уроках географии

Межпредметные связи на уроках географии

Слайд 2«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,


я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость.
«Я слышу – я забываю,  я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Слайд 3Актуальность.
Мир, в котором мы живем, предельно

сложен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Ситуация должна кардинально измениться в связи с требованиями ФГОС к метапредметным результатам обучения.
Задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий (метапредметных результатов), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.

Актуальность.     Мир, в котором мы живем, предельно сложен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний,

Слайд 4 Состав метапредметных результатов обучения
Метапредметные результаты обучения
Универсальные учебные действия (УУД)
Межпредметные понятия
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Общеучебные
Логические
Исследовательские;

в т.ч. постановка и решение проблемы

Универсальные учебные действия (УУД) формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определённые виды деятельности и соответствующие ей виды учебных действий. В процессе изучения географии преобладающими видами деятельности являются познавательная и коммуникативная, поскольку это – «единственный предмет в системе основного общего образования, содержание которого охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания».

Речевые

Организационные

Состав метапредметных результатов обучения Метапредметные результаты обученияУниверсальные учебные действия (УУД)Межпредметные понятия ПознавательныеКоммуникативныеРегулятивныеОбщеучебныеЛогическиеИсследовательские; в т.ч. постановка и

Слайд 5? метапредметные результаты? К ним относят: - умения анализировать, - делать умозаключения

и выводы, - объяснять, доказывать, -группировать, сравнивать, - давать определения понятиям, - решать учебные проблемы, - ставить вопросы, - вести дискуссии, - подготавливать презентации и обсуждать их в классе.
? метапредметные результаты? К  ним относят: - умения анализировать, - делать умозаключения и выводы,  -

Слайд 6Личностные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями

и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

Личностные действияПозволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание,

Слайд 7Личностные действия
2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение

к ценностям культур других народов;

7 класс

11 класс

Личностные действия2.  Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;7 класс

Слайд 8Регулятивные действия

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и

учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.

В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д.

Регулятивные действияОбеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,

Слайд 91. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники,

статистические таблицы, Интернет т.д.)

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания

1.   Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)Для диагностики и

Слайд 102. Задания на упорядочивание и группировку

- Сгруппируйте географические

объекты по смыслу:

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.

реки

горы

города

штаты

2.   Задания на упорядочивание и группировку-  Сгруппируйте географические объекты по смыслу:География 7 класс. Тема:

Слайд 11 3. Задание “Найди ошибки в тексте”.


В состав

Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф.
Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»

3.   Задание “Найди ошибки в тексте”. В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный,

Слайд 12География 7 класс Тема: «Южная Америка»
ЮА можно разделить на ………… Восток и

………….. Запад.
Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….
…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан.
Амазонка …………. в течение всего года.
На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
Самая высокая вершина Анд - ……………

4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

География 7 класс Тема: «Южная Америка»ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись

Слайд 13Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование

изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

Работа с картой.
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Познавательные действияВключают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.Формирование познавательных универсальных учебных действий

Слайд 14 Работа с картами
1
2
- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной

географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?

7 класс

Работа с картами12- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географичес-кой широте имеют разную степень увлажнения?7

Слайд 15Работа в контурных картах
9 класс
11 класс
7 класс
5 класс
 
1.     В процессе выполнения заданий

учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2.     Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3.     У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

Работа в контурных картах9 класс11 класс7 класс5 класс 1.     В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая

Слайд 166 класс
Работа в тетрадях на печатной основе
Работа с географической картой
Построение диаграмм
Анализ

статистических данных

9 класс

Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Ориентирование в географическом
пространстве

6 классРабота в тетрадях на печатной основеРабота с географической картойПостроение диаграммАнализ статистических данных9 классЗадания в тетрадях носят

Слайд 17Практические работы
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических

работ обеспечивает формирование метапредметных умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.
Практические работыПрактические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование метапредметных умений применять

Слайд 187 класс
В результате использования разнообразных видов практических работ,
формируется

навык составления и распознавания диаграмм,

9 класс

7 класс В результате использования разнообразных видов практических работ,  формируется навык составления и распознавания диаграмм,9 класс

Слайд 196 класс
построения графиков,

6 класспостроения графиков,

Слайд 20Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и

Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).

Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны»

умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и

Слайд 21 Прием «Верно – неверно»
1) На доске написаны верные и неверные

утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Прием «Верно – неверно»1) На доске написаны верные и неверные утверждения по новой теме;2) Учащиеся ставят

Слайд 22Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России»
Автомобильный транспорт самый быстрый и

дорогостоящий вид транспорта
Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны
Метро относится к наземным видам транспорта
Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
В России очень много незамерзающих портов
В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной
Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России»Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспортаКаботажными называются перевозки

Слайд 239 класс

9 класс

Слайд 24Коммуникативные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать

и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Игровые уроки

Коммуникативные действияОбеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять

Слайд 25Создание проектов
Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и

метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Создание проектов Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных

Слайд 26В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что к современному образованию сегодня

предъявляются требования, связанные с умением выпускников ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.
В заключении еще раз хочется подчеркнуть, что к современному образованию сегодня предъявляются требования, связанные с умением выпускников

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть