Слайд 1Место и роль географического краеведения в условиях перехода на ФГОС.
Экологические аспекты
преподавания географии.
Выступление на конференции учителей географии
Новиковой Светланы Николаевны - учителя биологии, географии, химии, руководителя экологического кружка «Земляне»
МБОУ Поселковая СОШ
25 августа 2015 года
Слайд 2Сам термин “краеведение” означает, что изучается территория, определяемая понятием “родной край”.
В настоящее время, говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в задачу которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края.
В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория.
В настоящее время школьное географическое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе.
Слайд 3Направления краеведческой работы:
Слайд 4Краеведческий материал с одной стороны, является средством конкретизации общеисторического, а с
другой – он входит в систему знаний по истории и географии края. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом.
Слайд 5 Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению
знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность.
Слайд 6Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия
семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.
Слайд 7
Одной из форм изучения местного края, его
истории и современного состояния являются экскурсии, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вида:
Слайд 8
Методика проведения экскурсии.
Слайд 9Комплексная экскурсия в природу "Люблю тебя, мой край родной"
Преимущество экскурсий в
том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На них дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют возникновению интереса к природе.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности, сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм и пр.)
мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
воображения и творческих способностей.
Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя географии, биологии, но и литературы, истории…
Слайд 10На районных турслетах
Как учитель географии вместе с учителем физкультуры Мартиросян Р.Р.
и командой туристов принимаю участие в раионных турслетах, в 2012 году наша команда заняла первое место в ориентировании на местности и преодоление полосы препятствия.
Слайд 11ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Считаю, что необходимо постоянно повышать свою квалификацию по
вопросам здоровья,
здоровьесберегающих технологий.
Сама веду здоровый образ жизни и постоянно провожу необходимую его коррекцию, чтобы мои слова не расходились с делом.