Слайд 1
Специфика использования технологии развития критического мышления учащихся в учебном процессе.
«Велика цель образования - это не знания, а действия.»
Слайд 2 В настоящее время всё более актуальным в образовательном
процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания.
Этим требованиям отвечает одна из самых современных технологий – технология развития критического мышления, т.к. она соответствует принципам системно-деятельностного подхода и ориентирована на деятельность, нацеленную на результат. Данная технология позволяет решать стандарты нового поколения, т.е. умение самостоятельно добывать знания.
Слайд 3 Технология, где позиция учителя – к классу
не с готовым ответом, а с вопросами, которые активизируют учащихся на активный диалог в течение всего урока. А позиция ученика – саморазвитие, самопознание мира.
Китайская мудрость гласит:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю, я умею!»
Организацию и применение данной технологии можно посмотреть на предметном материале урока географии по теме «Стороны горизонта. Ориентирование».
Слайд 4 Эта технология включает целый комплекс методических
приёмов обучения, которые способствуют развитию мыслительных навыков учащихся. Основу данной технологии составляет базовая модель из трёх последовательных стадий:
Вызов
Осмысление
Размышление
Остановлюсь на первом этапе урока, на стадии Вызова. По времени, этап непродолжительный, но очень значимый и актуальный. Это основа построения всего урока, ключ к познанию, ввод в урок, опора урока, с которой мы и начинаем урок и заканчиваем, подводя итоги.
Слайд 5 Поэтому основной задачей первой стадии –
«вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, заинтересовать учащихся, активизировать и мотивировать их на дальнейшую работу.
Так, на первой стадии – вызова, создаётся смысловое поле, в котором они будут работать в течение урока.
Классическим приёмом на этом этапе является мозговой штурм, который позволяет через приём вопросов быстро реагировать и показать, как проходит активный диалог «учитель – ученик» и осуществляется планирование и организация всей учебной деятельности урока.
стадии – осмысления, идёт непосредственная работа с информацией, которую они должны обработать. Эта часть урока несёт в себе основной смысл учения.
Третья стадия – размышление (рефлексия). Учащиеся осознают, осмысливают всё то, что они получили на уроке, структурируют полученную информацию.
Слайд 7КЛАСТЕР ПОНЯТИЙ
по местным признакам
по Солнцу
Способы: по компасу
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Компас
по Полярной звезде
по Луне
Стороны горизонта АЗИМУТ
по местным признакам ?
по Солнцу ?
+ Способы: по компасу
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
+ Компас
по Полярной звезде ?
по Луне V
+ Стороны горизонта АЗИМУТ V
Слайд 10ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
С
Ю
З
В
СЗ
ЮЗ
СВ
ЮВ
Слайд 11Загадка
На ладони он ляжет весь
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге
пригодится-
С ним нигде не заблудиться
Слайд 14Правила пользования компасом
Положить компас на ровную горизонтальную поверхность
Подождать, пока стрелка
остановится
Повернуть компас так, чтобы один конец стрелки совпадал с буквой С, а другой конец- с буквой Ю
Вы сориентировали компас и подготовили его к работе
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем
И немножко отдохнем.
Встаньте лицом на север
Поднимите правую руку. Назовите сторону горизонта
Поднимите левую руку. Назовите сторону горизонта.
Повернитесь лицом на запад
Поднимите правую руку. Назовите сторону горизонта
Поднимите левую руку. Назовите сторону горизонта
Продолжаем делать упражнения: руки вверх и руки вниз.
На носочки поднялись. Опустились.
Низко, низко наклонились
Всем приятно улыбнулись
И на место все вернулись
Слайд 16Ориентирование – умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других
объектов.
Ориентиры живой природы.
Крона у сосны гуще с южной стороны;
кора деревьев темнее и грубее на северной стороне, светлее и суше - на южной;
Мхи и лишайник растут на скалах, стволах деревьев, пнях с северной стороны;
снег быстрее подтаивает на южных склонах;
хвойные деревья, сосны и ели, в жаркие дни выделяют больше смолы на южной стороне ствола;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов;
южная сторона муравейника более пологая, а северная - крутая;
летом трава быстрее выгорает на южных границах полян;
ягоды и фрукты быстрее спеют с южной стороны;
летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, а с северной стороны увлажнена больше;
в горах дуб чаще произрастает на южных склонах.
Грибы появляются на северной стороне деревьев
перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг;
около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной покрывается корочкой, потому что на него светит солнышко.
После дождя кора дольше сохнет с северной стороны дерева;
Трава у стволов деревьев гуще с южной стороны;
Годовые кольца на пне шире с южной стороны;
Дикие пчелы устраивают свои «дома» на южной стороне деревьев
Весенние лунки, при таянье снега у корней деревьев, обычно вытянуты сильнее в южном направлении.
Слайд 23По Луне
В полночь ( при наличии часов с местным временем)
Растущая Луна-
на Западе
В полнолуние- на Юге
Стареющая Луна- на Востоке
Слайд 25
Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-либо
предмет
А - 45°
А - 60°
Как определить азимут по плану
От точки стояния провести линии на север и предмет
Определить с помощью транспортира значение по часовой стрелке
Слайд 26Алгоритм определения азимута
по компасу
1. Сориентировать компас.
2. На компас положите тонкую
палочку по направлению от центра компаса к предмету.
3. Азимут отсчитайте от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке
Слайд 27Цифровой диктант
1- горизонт
2- ориентирование
3- линия горизонта
4- Юг
5- компас
6- Север
7- Запад
8- Азимут
9-
Восток
10- Юго-Запад
Цифровой диктант
1.Граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью
2.Назовите прибор для определения сторон горизонта
3.Умение находить стороны горизонта и определять свое место- положение относительно сторон горизонта
4.Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности, на ровном месте
5.Как называется угол между направлением на север и какой- нибудь предмет, величину которого отсчитывают в градусах и по часовой стрелке
6.В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на север?
7.Направление на Полярную звезду
8. Сторона горизонта, имеющая азимут 90 градусов
9. В какой стороне небосклона бывает молодой серп месяца в полночь
10. В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу шли по азимуту 45 градусов.
диктанту
Номер задания
1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
9-
10-
Верный ответ
3
5
2
1
8
4
6
9
7
10
по местным признакам
по Солнцу
Способы: по компасу
ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Компас
по Полярной звезде
по Луне
Стороны горизонта АЗИМУТ
Слайд 32 Овладение комплексом всех использованных методических приёмов
на всех этапах урока и означает
умение мыслить, умение учиться!
А это – ключевой тезис технологии развития критического мышления:
нельзя научить, можно научиться!
«Знания можно забыть,
а умение мыслить
навсегда остаётся с человеком!»
Спасибо за сотрудничество!