Презентация, доклад на тему Культура и быт осетин – горцев

Содержание

Цель работы: изучить культуру и быт осетинского народаЗадачи: Изучить историю осетинского народа. Изучить культуру и быт осетин – горцев.Объект исследования: осетинский народПредмет исследования: история, культура и бытГипотеза: немногие знают, какую важную роль играют быт,

Слайд 1 проектно-Исследовательская работа «Культура и быт осетин – горцев»
руководитель

-Хосаева Р.Э.,учитель географии
Автор работы -ученица МКОУСОШ №2 Хамикоева Валерия

РАЙОННЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ « ЗОНАДЫ ФИДӔН»

проектно-Исследовательская работа     «Культура и быт осетин – горцев» руководитель -Хосаева Р.Э.,учитель

Слайд 2Цель работы: изучить культуру и быт осетинского народа

Задачи:
Изучить историю

осетинского народа.
Изучить культуру и быт осетин – горцев.

Объект исследования: осетинский народ

Предмет исследования: история, культура и быт

Гипотеза: немногие знают, какую важную роль играют быт, культура и обычаи в жизни народа

Методы исследования: изучение литературы, анализы различных источников, сбор информации, наблюдение, исследование, анализ.
Цель работы: изучить культуру и быт осетинского народаЗадачи:  Изучить историю осетинского народа.  Изучить культуру и

Слайд 3ВВЕДЕНИЕ
Аланы-осетины давно попали в поле зрения ученых. Этот интерес имел своим

результатом значительное число иссле­дований их истории, культуры и быта.
На протяжении всей своей истории каждый народ создает конкрет­ные образцы национальной культуры.
Знание истории, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. История воспитывает в нас чувство национальной гордости. Но история прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. История крепко связывает поколения, является могучим средством нравственного и гражданского воспитания.
ВВЕДЕНИЕАланы-осетины давно попали в поле зрения ученых. Этот интерес имел своим результатом значительное число иссле­дований их истории,

Слайд 41. ИСТОРИЯ АЛАН И ОСЕТИН
Территория Республики Северная Осетия-Алания была освоена человеком

еще в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические условия способствовали занятию земледелием и скотоводством, зарождению горного дела и производства меди.
В IX-X в.в. сложилось раннефеодальное государство - Алания. Алания являлась мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Страшный удар по аланам нанесло монголо-татарское нашествие, вызвавшее резкое сокращение численности населения. Окончательный разгром алан завершил Тимур, неоднократные нашествия которого на Аланию состоялись в конце XIV века. В результате аланы оказались запертыми в горах , а их земли на равнине стали обственностью кабардинских феодалов .


1. ИСТОРИЯ АЛАН И ОСЕТИНТерритория Республики Северная Осетия-Алания была освоена человеком еще в глубокой древности. Благоприятные природно-климатические

Слайд 5Тяжелые экономические условия определили ориентацию Осетии на Российское государство.. В 1774

г., после подписания Россией Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией, Осетия вошла в состав Российского государства.
Осетины получили доступ к ценностям русской и мировой культуры.
 
Тяжелые экономические условия определили ориентацию Осетии на Российское государство.. В 1774 г., после подписания Россией Кучук-Кайнарджийского мирного

Слайд 72.1. Хозяйственный быт осетин
Самым удобным местом для заселения считаются на Кавказе

горные равнины . Осетинам волей-неволей приходилось селиться по уступам гор. Там они строили свои селения, которые называют аулами.
На плоскости осетины живут в мазанках; в горах осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Главная часть национального осетинского дома — большая общая комната, кухня и столовая вместе.
Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым на железной цепи висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия — самый священный предмет дома.

2.1. Хозяйственный быт осетин Самым удобным местом для заселения считаются на Кавказе горные равнины . Осетинам волей-неволей

Слайд 8
По правую сторону от очага стоит длинная скамья для мужчин. Женщины

не смеют садиться на нее; для них поставлена другая скамья с левой стороны очага.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин — длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины — синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная — из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей.

По правую сторону от очага стоит длинная скамья для мужчин. Женщины не смеют садиться на нее; для

Слайд 9
Землю осетины пашут тяжелыми деревянными плугами. Тащить такой плуг

по гористой местности очень нелегко. Поэтому осетинам приходится впрягать в него пар по 5-8 волов. Так как не у каждого может оказываться нужное число волов, то осетины имеют обыкновение помогать друг другу скотом. Делается это даром.

Хлеб не успевает созревать в высоких местах горной Осетии. Но там попадаются луговины с прекрасной пышной травой, вполне пригодной для скотоводства. Жители этих мест им и занимаются. Соседям они доставляют рогатый скот и лошадей, а от них получают хлеб и другие припасы.

Скотоводство является основной отраслью хозяйства осетин. О широком развитии скотоводства у предков осетин свидетельствуют находки множества костей баранов, коров, лошадей и свиней в скифских городищах Северного Кавказа, датируемых VII—IV вв. до н. э.


Землю осетины пашут тяжелыми деревянными плугами. Тащить такой плуг по гористой местности очень нелегко. Поэтому

Слайд 112.2. Обряды, связанные

с рождением детей.

В прошлом женщина, которая собиралась стать матерью, боялась появиться на улице и при пожилых мужчинах в доме.
В старину в горах роды происходили в хлеву. Перед самыми родами беременную женщину переводили в хлев, и здесь на соломе, покрытой войлоком, она обычно рожала.
Народный поэт Осетии К. Хетагуров писал: «Навряд ли во всей Нарской котловине найдется кто-либо… родился не в хлеву. Молодая мать после рождения первого сына становилась на равную ногу со старшими невестками. Она получала право говорить со старшими и не избегать с ними встреч, как это бывало до рождения сына.
Сразу же после рождения над малюткой совершали магические действия. «Приведя в порядок ребенка, его клали в ногах роженицы, после чего начинался ряд различных магических действий. Обычно ребенка, безразлично мальчика или девочку, продевали через отверстие чесалки для шерсти, чтобы обезопасить от козней чертей». Обычай класть под голову ребенка железные предметы — ножницы, нож и пр., «чтобы дьяволы не задушили и не похитили его», был очень распространен на Кавказе.
 
 
 
 
 

2.2. Обряды, связанные             с рождением

Слайд 13

Через три дня после рождения ребенка пеленают и укладывают в

люльку. В день совершения первого пеленания накрывают стол и приглашают соседей и близких. Старшая в доме женщина торжественно берет ребенка от матери и пеленает его в люльке. Люльку со всеми ее принадлежностями дарят молодой матери ее родители.

Такая люлька до сих пор имеет широкое распространение; часто она переходит от старшего ребенка к младшему.
Обычно в день первого пеленания ребенку дают имя. Рождение девочки встречалось без всякой радости. Даже выбор имени носил отпечаток пренебрежения: Нахъудта (Не нужна была), Цаманхъудта (Зачем ты нужна).

Через три дня после рождения ребенка пеленают и укладывают в люльку. В день совершения первого пеленания

Слайд 14 2.3.Свадьба  
Выбор невесты для юноши зависели только от воли

родителей, главным образом от отца.
При заключении брака строго учитывались сословность, благородство рода и т. д. Одним из главных требований, предъявлявшихся жениху, являлось наличие у его семьи боевой башни. В горной Осетии обычно задавали вопрос, «имеется ли в доме жениха мельница», так как это означало владение землей, и «навозный холм», который возникал, если в хозяйстве был скот.
Главной причиной поздних браков у осетин было стойкое сохранение у них выкупа (ирад) за невесту. В старину вместо денег давали обычно мелкий и крупный рогатый скот, а также дорогие вещи, среди которых особенно ценились медный котел для варки пива и оружие.
Многие осетины не могли жениться до 45—50 лет, вследствие огромного калыма и были вынуждены работать годами по найму или выезжать на отхожие промыслы, чтобы накопить стоимость выкупа за невесту.
Ирад являлся также одной из главных причин существования у осетин в прошлом обычая умыкания (кража невесты). Во многих случаях кража девушки служила в свою очередь причиной кровной мести, тянувшейся годами между враждующими фамилиями. Украденную девушку обычно увозили в другое село, где ее и жениха оставляли наедине в доме родственников или друзей жениха.


2.3.Свадьба      Выбор невесты для юноши зависели только от воли родителей, главным

Слайд 15
 К свадьбе готовятся как в доме жениха, так и в доме

невесты. В доме жениха готовят для новобрачных отдельное помещение — уат, варят пиво, и все необходимое для пира. Свадебная свита комплектуется из сверстников жениха, несколько человек из старших и родственников, а также несколько девушек из родственниц жениха. В состав свадебной свиты входят также шафер, его помощник и жених. Отправляясь за невестой, мужчины ехали верхом на конях, а девицы и женщины — в арбе .С песнями, с музыкой гости приближаются к дому невесты. Сразу же по приезде в дом невесты начинаются шумные танцы. Пока гости сидят за свадебным столом, невесту готовят к отъезду. На нее надевают национальный свадебный костюм. Перед тем как вести невесту в дом жениха, совершался обряд прощания ее с родным очагом. Старший из дома невесты произносил молитву, а шафер с невестой тем временем три раза обходили вокруг очага. Шафер шашкой прикасался к надочажной цепи с молитвою, после чего невеста также прикасалась к цепи. Приближаясь к дому жениха, гости вновь запевают песни . Затем совершается обряд приобщения молодой к дому жениха и знакомства ее со свекровью. Подойдя к свекрови, шафер приподнимает фату у молодой и предлагает ей взять ложкой из чашки сладкую смесь. Невеста берет эту смесь и кладет ее в рот свекрови, та в свою очередь угощает молодую. Этот обряд должен обозначать, что невеста и свекровь будут жить друг с другом мирно. После этого шафер под руку вводит невесту в приготовленную для нее комнату. Вслед за ней отправляется на приданое, состоящее из личных вещей невесты и подарков, предназначающихся для родных и близких родственников жениха.

 

 К свадьбе готовятся как в доме жениха, так и в доме невесты. В доме жениха готовят

Слайд 172.4. Похороны и поминки
Общественный характер погребальных обрядов выражается в участии всех

родственников и знакомых ,в оплакивании покойника, в оказании материальной помощи при устройстве поминок и т. д. В случае смерти посылается печальный вестник, который оповещает родственников и знакомых. Раньше его сажали на лучшую лошадь темной масти. По плетке в левой руке не трудно было узнать вестника печали. Тем временем в доме умершего открывались настежь ворота, собирались соседи и знакомые. Покойника одевали во все новое. У осетин сохранился обычай оплакивания. Нередко встречаются еще случаи, когда родные и близкие женщины (мать, жена, сестра), плача, рвут на себе волосы, царапают до крови лицо. Мужчины, входя парами к покойнику, били себя плетьми по голове и шее. У осетин было несколько форм погребений: в горах каменные ящики - склепы, а на равнине — катакомбы, использовавшиеся аланами для монгольского нашествия. Совершая похороны, осетины соблюдали несколько погребальных ритуалов (посвящение коня покойнику, отрезание косы у вдовы. Обряд посвящения коня заключается в том, что бахфалдисаг – старик произносит речь, в которой говорится о предстоящем путешествии покойника в загробный мир на коне, а затем отрезает у коня кончик уха или погребает его сбрую.
2.4. Похороны и поминкиОбщественный характер погребальных обрядов выражается в участии всех родственников и знакомых ,в оплакивании покойника,

Слайд 18Другой обряд, среди современных народов сохранился лишь у осетин. Имеется в

виду обряд отрезания косы у вдовы, заменивший приношение в жертву покойнику его вдовы или наложницы, практиковавшийся у более знатных алан.

Обряд отрезания косы у вдовы совершался обычно на кладбище одновременно с обрядом посвящения коня. Вдова у могилы отрезала свою косу и клала ее на грудь мужа. Этикет позволяет жене в этом случае во всеуслышание выразить свое горе в причитаниях.

После того как посвятитель коня заканчивал свою речь, вдова подходила к покойнику и, взяв свою отрезанную косу, передавала ее старику со словами: «Вот и плеть для покойника». Старик-посвятитель трижды ударял этой косой коня и посвящал коня и косу покойнику.

Помимо этих обрядов, на похоронах устраивались, своего рода состязания, устраивались они обычно в день похорон. Победитель получал приз, которым мог быть кинжал, пояс покойника или корова.
 
 
 
 


Другой обряд, среди современных народов сохранился лишь у осетин. Имеется в виду обряд отрезания косы у вдовы,

Слайд 192.5.ГОСТЕПРИИМСТВО.
Гостеприимство составляет до сих пор
выдающуюся черту осетин.
В. Ф. МИЛЛЕР
 

Осетины строго соблюдают законы гостеприимства . Гостя они принимают со следующими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое». С тем, кто находится под их защитой, они обращаются как с родственником и не отдают беглецов. Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо....Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решится, какова бы не была его крайность.
Если хозяину нечего самому есть, он пойдет попросит соседей, и они принесут ему охотно кто что может... Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда. Убийство того, кому оказано было гостеприимство, отмщается с такою же яростью, как и убийство самого близкого родственника. Осетин скорее проведет много времени в страшной нужде, чем будет упрекать себя в том, что плохо угостил своего гостя.
Закон гостеприимства так свят, что если бы, например, осетин принял в своем доме неизвестного гостя и потом узнал бы в нем своего кровного врага, которому он обязан мстить, то и в таком случае радушно будет угощать его.
 
 

2.5.ГОСТЕПРИИМСТВО. Гостеприимство составляет до сих порвыдающуюся черту осетин.В. Ф. МИЛЛЕР      Осетины строго соблюдают

Слайд 212.6. УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
 
Женщина пользуется большим
почетом, чем мужчина.
К. ХЕТАГУРОВ
 

По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свои путь. Женщина пользуется большим почетом, чем мужчина, если они вдвоем идут рядом, то женщина идет справа.Оскорбить женщину считается величайшим преступлением. Ее трудовая жизнь в семье, стесненное положение в обществе, слабая природа дают ей, по обычаю, особые права и преимущества, и личность ее неприкосновенна. Если бы женщине вне дома понадобилась какая-либо услуга, мужчина ей будет рыцарски покровительствовать. Считается отвратительным бить женщину. Тот считается в безопасности, кого взяла под защиту женщина. Когда они вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все пристыженно вкладывают сабли и расходятся.
 

2.6. УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ  Женщина пользуется большимпочетом, чем мужчина.К. ХЕТАГУРОВ       По осетинскому

Слайд 24  2.7.ПОБРАТИМСТВО, ДРУЖБА.
Осетины стояли некогда на высочайшей
непостижимой нам, степени образованности,
по крайней мере,

в нравственном отношении.
В. Б.ПФАФ
 
Высоко чтилось у осетин побратимство. Узы побратимства порой ценились выше родственных связей...
Совершение обряда побратимства имело различные формы — питье из одной чаши напитка с примесью крови заключающих союз, клятва (аердхорд), обмен оружием, клятва в святилищах. Во всех случаях обряд скреплялся устной клятвой. Побратимы оказывали друг другу материальную помощь, приходили на выручку друг другу в случае опасности. За убитого побратима полагалась кровная месть...
И мужчины — братья и женщины — сестры не вступали в брак с близкими родственниками друг друга.
Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешивают с кровью участников договора (для этого делают укол шилом или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.
 
 

  2.7.ПОБРАТИМСТВО, ДРУЖБА. Осетины стояли некогда на высочайшейнепостижимой нам, степени образованности,по крайней мере, в нравственном отношении.В. Б.ПФАФ 

Слайд 26 2.8.ОЧАЖНЫЙ ОГОНЬ И НАДОЧАЖНАЯ ЦЕПЬ.
Очаг и цепь составляют величайшую
святыню каждого осетина.
К.

ХЕТАГУРОВ
Если скифы желают принести особо священную клятву, то обычно торжественно клянутся богами царского очага.
Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощалась девушка, выходя замуж, вокруг очага обводили молодую, приобщая ее к новой семье, и т. д. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть. Огонь играл исключительно важную роль в быту осетин... Как велико значение горящего очага, видно из той брани, которой осетины награждали друг друга: «ае дае зынг бахуысса» — «чтоб у тебя огонь потух», что равнозначно выражению «чтоб у тебя семья перевелась»... Огонь требовал для себя доли яств, для чего осетины бросали в него ломтик хлеба, кусочек мяса , выливали остаток от водки из рога и т.д. ...

Из атрибутов очажного огня по своей религиозности и значимости в быту осетин особое место занимала надочажная цепь. Прикосновение к ней разрешалось лишь старшему в доме.
Как самым священным предметом, цепью клялись: «ацы раехысы арды-стаен» — «клянусь этой цепью». Чтобы оскорбить осетина, достаточно сказать ему: «Мае куыдзы дае раехысыл аерцауындз» — «Да повесь ты собаку мою на свою цепь». Человек, приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к надочажной цепи, становился близким семье, если даже до этого был его врагом.
Эта цепь составляет святыню и выбросить ее из дому считается смертельной обидою для хозяина.
 
 

2.8.ОЧАЖНЫЙ ОГОНЬ И НАДОЧАЖНАЯ ЦЕПЬ. Очаг и цепь составляют величайшуюсвятыню каждого осетина.К. ХЕТАГУРОВ

Слайд 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любые народные традиции и нормы поведения, проходя через столетия, а зачастую

и тысячелетия, в определённой степени трансформируются и отчасти приспосабливаются к условиям данного времени. Некоторые традиции, часто не самые худшие, не вписывающиеся в реалии сегодняшней жизни, безвозвратно уходят в прошлое. Безусловно, к наследию прошлого необходимо критическое и вдумчивое отношение. Из всего вышеизложенного ясно, что очень многое из духовного наследия осетинского народа не только не изжило себя, но наоборот, вполне отвечает требованиям сегодняшнего дня, актуально и в какой-то степени даже спасительно для общества.
В традициях и обычаях прошлого много умного, интересного и красочного. Я хочу, чтобы мой народ любил друг друга, ценил. Чтобы то великое наследие, которое оставили наши предки мы не растеряли, а наоборот приумножили. Я хочу, чтобы мы достойно продолжали жить на земле.
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Любые народные традиции и нормы поведения, проходя через столетия, а зачастую и тысячелетия, в определённой

Слайд 29  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арчегова. Физическое воспитание осетинских детей // Терские ведомости.-1879.-№ 21.
2.Байбурин А.К.

Ритуал: свое и чужое//Фольклор и этнография.-Л.,1990.
3.Борисевич К. Черты нравов православных осетин.-М.,1899. № 1-2.
4.Ведениктов М. Взгляд на кавказских горцев.-СПб.,1837.
5.Гаглойты З.Д. Очерки по этнографии осетин.-Тбилиси,1974.
6.Грикурова Л. Осетинские танцы.-Орджоникидзе,1961.
7.Исторические корни и развитие обычаев.М.,1983.
8.Кокиев С. Записки о быте осетин.-М.,1985.
9.Культура и быт народов Северного Кавказа/Под ред. В.К. Гарданова.-М.,1968.
10.Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах// Терские ведомости.-1875. № 9.
11.Миллер В.Ф. Осетинские этюды.-М.,1991.
12.Осетины глазами русских и иностранных путешественников(13-19вв.).(Составитель Б.А.Калоев). -Орджоникидзе,1967.
13.Осетия и осетины/Составитель К.Челехсаты.Владикавказ-Санкт-Петербург,1994.
14.Покровский Е. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России.-М., 1884.
15.Пфаф В. Б. Этнологические исследования об осетинах.-Тбилиси,1947.
16.Туганов М.С. Осетинские народные танцы.-Сталинир,1957.
17.Хетагуров К. Собр. соч. Т.4.-Орджоникидзе.1961.
18.Чочиев А.Р. Очерки истории социальной истории осетин.-Цхинвали, 1982.
19.Уарзиаты В. Праздничный мир осетин.-М.,1995.
20.Гостиев К. И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования. 2-е издание, дополненное и переработанное. Монография. Владикавказ: Издательство ФГОУ ВПО Горский госагроуниверситет», 2010. 160 с. 
21.Кокиев С. В. Записки о быте осетин // Сб. материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском Этнографическом Музее. Вып. I. М.,1985.
22.http://ossetians.com
23.http://fandag.ru
24.http://osetins.info
 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Арчегова. Физическое воспитание осетинских детей // Терские ведомости.-1879.-№ 21.2.Байбурин А.К. Ритуал: свое и чужое//Фольклор и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть