Слайд 1 Исследовательский экологический проект
Лебединому пруду -жить
Утитель
географии Хлынцева Светлана Викторовна
Тамбовская область МБОУ «Красивская СОШ»
филиал «Кулевчинский.
Слайд 2 Актуальность проблемы
В настоящее время проблема
загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно выражение - «вода - это жизнь». Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.да – важнейший компонент окружающей среды. Она занимает 70% поверхности земного шара. Более 1.5 триллионов тонн воды содержится в мировом океане. Без воды не было бы жизни на Земле. Все живое нуждается в воде, которая является одновременно и важнейшей составной частью растений и животных. Без круговорота воды Земля имела бы совсем другой вид. Если бы вода внезапно исчезла с поверхности Земли, то тогда наша зелено – голубая планета превратилась бы в мертвую пустыню.
В наши дни пресная вода становится одним из самых дефицитных
даров природы, что обусловлено рядом причин, главные из которых является неравномерное распределение и все возрастающая потребность в ней. Проблема сохранения качества воды является на данный момент самой актуальной. Науке известно более 2,5 тыс. загрязнителей природных вод. Это пагубно влияет на здоровье населения и ведет к гибели рыб, водоплавающих птиц и других животных, а также к гибели растительного мира водоёмов. При этом не только ядовитые химические и нефтяные загрязнения, избыток органических и минеральных веществ, поступающих со смывом удобрений с полей, опасны для водных экосистем. Очень важным аспектом загрязнения водного бассейна Земли является тепловое загрязнение, которое представляет собой сброс подогретой воды с промышленных предприятий и тепловых электростанций в реки и озера.
Слайд 3 1)оценить показатели состояния и функционирования водной экологической
системы пруда;
2)выявить причины изменения этих показателей;
3)определить меры по исправлению возникающих негативных последствий;
4)организовать мероприятия по улучшению качества окружающей среды.
цели:
Слайд 4 Основные задачи:
1) оценка фактического
состояния природной среды;
2) наблюдение за состоянием природной среды и процессами, происходящими под влиянием антропогенного воздействия;
3)прогноз изменения состояния природной среды;
4) воспитание хозяйского отношения к своему населенному пункту;
5)формирование экологической культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
6) воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе.
Дорога к пруду
(село Кулевча Инжавинскрго района Тамбовской области)
Слайд 6Характеристика водоема «Лебединый пруд»
Пруд - водоем естественного происхождения,
расположенный на южной окраине села Кулевча.
Водоем местами завален сучьями, упавшим древостоем, опавшей листвой, полуразложившимися растительными остатками, захламлен бытовым мусором.
Характеристика дна пруда:
Дно пруда заиленный песок, темного цвета. На дне пруда есть родники.
Характеристика берега и прибрежной зоны:
Берега низкие, грунт песчано-глинистый, заболоченный.
Слайд 7Выявленные нарушения охранного режима водоема
.
В пределах защитных полос
происходит движение автотранспортных средств, выпас скота, распашка земель, применение удобрений.
После визуального обследования территории береговой зоны было принято решение вычислить среднее значение массы бытового мусора на 1 кв. м.
С трех участков, каждый площадью 1 кв. м., было изъято и взвешено все, что явилось следствием «хозяйственной» деятельности человека.
1 участок масса мусора - 3.0 кг;
2 участок масса мусора - 1.25 кг;
3 участок масса мусора -3.0 кг
Слайд 8Исследования
.
1.Определение органолептических характеристик.
Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров
окружающей среды при помощи органов чувств ( органы зрения, обоняния )
При проведении исследований пробовать на вкус воду из любых источников категорически запрещается!
Слайд 9
2..Определение цвета воды.
Заполняем пробирки водой и определяем
цвет, сравнивая его с белым фоном бумаги.
(Цвет воды в источниках и водоемах не должен обнаруживаться в столбике высотой 20 сантиметров, а в водоемах культурно – бытового назначения - 10 см.) Данные исследования заносим в таблицу № 3
3. Определение прозрачности
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов и других веществ.
Наполняем мерные цилиндры водой до высоты 20 сантиметров. Пробуем прочитать верхние строки газетного текста, расположенного на расстоянии 4 см от дна цилиндра.
Если текст невозможно прочитать начинаем постепенно сливать воду до тех пор, пока можно будет прочесть.
Измеряем линейкой высоту столба
воды, выражаем прозрачность воды в сантиметрах.
Данные исследования заносим в таблицу № 3.
Слайд 104.Определение жесткости воды.
Используем два метода.
А. Жесткость воды определяем
с помощью карбоната натрия:
к 100 мл воды добавляем капельками раствор соды. Если вода жесткая появляется помутнение, затем выпадает осадок.
В нашем случае помутнения не произошло.
Б. Добавляем к воде мыло, встряхиваем и наблюдаем образование пены.
Если вода жесткая - образуются хлопья, в нашем случае - образовался мутный однородный раствор со слоем пены на поверхности, что говорит о мягкости исследуемой воды.
Таким образом, на основании полученных результатов делаем вывод:
вода в водоеме «Лебединый пруд» мягкая.
очистки
Учащиеся приняли активное участие в очистке водоема и берега от мусора
Слайд 14
Результаты всех исследований заносим в таблицу«Загрязнение и охрана окружающей
среды»
Выводы
Учащиеся школы вместе с жителями села проделали большую работу по очистке пруда и окружающей территории
В процессе исследования жителям улицы задавались вопросы:
«Считаете ли Вы водопроводную воду чистой?» (20 чел.) и «Какую воду Вы чаще всего пьете?» (20 чел.)
40% опрошенных дали положительный ответ на первый вопрос, 25 % считают, что вода в кране не достаточно чистая, 35 % - не задумывались.
50 % опрошенных пьют воду кипяченую, 15% - родниковую, 10 % - из колодца, 25 % - любую.
Из проведённой работы следует извлечь главный смысл: забота о чистоте наших рек, озёр, морей и подземных источников - долг каждого гражданина России.
Заключение
Эта проблема была, есть и будет актуальной, ждущей своего решения, до тех пор, пока не будет активных действий со стороны общества, каждого человека, живущего на нашей планете.
Следовательно, эту проблему надо решать как можно скорее и радикально пересмотреть проблему очищения промышленных сбросов
на
Слайд 17 Литература
1. Беличенко Ю.П., Лаптев
И.П. «Проблема охраны водных ресурсов ».— Томск « ТГУ», 1978 г.
2.География и экология Тамбовской области. ТГУ им. Державина, Тамбов, 2001г.
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Экология - 10(11) ».- М.: «Дрофа» , 2002г.- 252с.
4. Миркин Б. М. Экология России. М.: Устойчивый мир, 2000г.
5. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году ».- М.: « Мысль » , 1992 г.- 275 с.