Слайд 1
«Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии»
МОУ Нижнебузулинская СОШ
Учитель географии
Петренко Любовь Ильинична
Слайд 2
«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Гелберт
Спенсер
Слайд 3Системный подход
- это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Слайд 4Деятельностный подход
Метод обучения , при котором ребенок не получает знания в
готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. Он является универсальным.
Слайд 6Задача обучения
- формирование
способов действий, обеспечивающих результат
учебной деятельности и способствующих
развитию ключевых компетенций.
Слайд 7Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает
проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
-ученик осуществляет самостоятельный поиск;
-обсуждение результатов.
Слайд 8Продуктивной реализации СДП способствуют технологии деятельностного типа,
используемые мной на протяжении
ряда лет на уроках географии:
- технология проектной деятельности;
- технология проблемного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-технология групповой работы;
-здоровьесберегающие технологии;
-информационные технологии.
Слайд 9Технология проектной деятельности
Для реализации проекта «Дедоморозография» ребята провели исследование на тему
«Национальная культура. Народный календарь. Народные традиции». Ребята узнали легенду о прототипе Деда Мороза на Руси – Святом Николае, в честь которого воздвигнут Храм в г. Свободном. Большой интерес вызвали традиции встречи Нового года в разных странах нашей планеты – Греции, Италии, Вьетнама , Бразилии и ряда других стран.
Слайд 10Технология проектной деятельности
Слайд 14Технология проблемного обучения.
Это обучение, при котором не сообщаются готовые знания.
Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие.
Можно приводить много примеров. Каждый из нас мало знает о топонимике своей Родины, области и даже родного села. Топонимика тесно связана с географией: изучать названия объектов можно лишь тогда, когда ясно представляешь себе эти объекты. Например при изучении населения Амурской области обращаю внимание ребят на то, что в окрестностях нашего села и в других районах встречаются названия, где в составе слова есть основа «ЯР». Крутой Яр, Желтоярово, Красноярово. Школьникам предлагаю объяснить происхождение этих названий. Выясняем, ЯР – это крутой обрыв, в переводе с тюркского.
Слайд 15Технология проблемного обучения.
Это обучение, при котором не сообщаются готовые знания.
Моделью организации учебного процесса является обучение через открытие.
При изучении темы «Изображение на плане неровностей земной поверхности», я говорю о том, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы можете сформулировать проблему , которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.
Вы хотите купить домик на берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается на несколько метров, до точки 2 м. Заливает ли дом, который вы решили купить?
И далее идет решение проблемы, путем рассуждений. Знакомство с нивелиром, понятием горизонталь и решением поставленной проблемы.
Слайд 16Технология исследовательской деятельности
– взаимосвязана на моих уроках с технологиями проектной
деятельности и проблемного обучения. Помимо этого технология исследовательской деятельности применяется мной в процессе решения географических задач практической направленности. Например, знание географического понятия АЗИМУТ, не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были отработаны практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков.
Эта технология лежит в основе выполнения многих практических заданий с использованием карты, дополнительной научной и художественной литературы и т.д.
Слайд 17Например, составление характеристики страны, или описание географического положения материка, предполагает кропотливую
поисково- исследовательскую работу с различными картами.
Слайд 18Технология исследовательской деятельности
Американцы называют его «штатом солнечного света». Уникально мягкий
климат позволяет выращивать здесь почти все виды сельскохозяйственных культур. Штат привлекает много туристов. Крупный город на юго-востоке получил статус курортной столицы США. Построен космический центр. Отсюда стартовал первый космический спутник США. На островах находится самый южный город США. Как называется этот штат? Какое полезное ископаемое вывозится из этого штата? Как называется самый южный город? Какой город назвали курортной столицей США?
Слайд 23Здоровьесберегающие технологии.
Зная, что эффективность работы головного мозга во второй половине
урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе при изучении темы «Природные зоны земного шара» ученики по очереди подходят к столу, где лежат рисунки растений и животных, свойственных для органического мира каждого материка, выбирают шаблоны и прикрепляют их к настенной карте. Так они повторяют и закрепляют материал, работая с географической картой. На состояние здоровья оказывают также большое влияние эмоциональные разрядки: небольшое стихотворение, музыкальная минутка.
Слайд 25Информационно-коммуникационные технологии
Разнообразие мультимедийных учебников (5 класс биология, электронные приложения к
учебникам географии, энциклопедии, справочники, звуковые и видеофрагменты делают урок более интересным и доступным для понимания детей. При изучении географии материков и океанов видеофильмы, слайд-шоу, интерактивные карты помогают сформировать у учащихся знания о разнообразии природы нашей Земли, о многообразии стран и культур народов мира. Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению информационной плотности урока.
Слайд 26Информационно-коммуникационные технологии
Слайд 27Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать
с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Слайд 28Японская пословица гласит: «Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня;
научи меня ловить рыбу – я буду сыт до конца дней жизни». А наша основная задача – научить детей учиться.