Слайд 1Инновационные формы урока географии
как один из способов повышения качества обучения
в
соответствии с требованиями ФГОС
Томкевич Ольга Борисовна,
учитель географии ВКК
МБОУ СОШ 8 г-к Анапа
Слайд 2 Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности,
изменения в содержании и технологии обучения и воспитания.
Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования:
введение в цели,
содержание,
организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Слайд 3 Если бы ты был учителем,
какие уроки географии ты бы проводил?
уроки
в виде соревнования или праздника;
нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует;
мне нравятся ролевые игры, экскурсии;
возможность проявлять свои способности;
когда учимся использовать географию в повседневных ситуациях и др.
Слайд 4Как сделать урок таким, чтобы ученик
ждал новой встречи с учителем
Слайд 5 Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не
могут предоставить педагогу готовую схему урока.
Учитель должен сам сконструировать урок, учитывая учебное пространство кабинета, состав обучающихся, уровень подготовленности класса.
Слайд 6Нестандартный урок
Нетрадиционный урок основан на:
совместной деятельности педагога
и обучающихся,
совместном поиске, отработке новых форм деятельности,
что в итоге влияет на повышение познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.
Слайд 7 В соответствии с ФГОС приоритетная роль на учебном занятии
отводится деятельности учащихся.
Происходит отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты инновационных (нетрадиционных) уроков.
Слайд 8 ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Это такие
уроки как:
уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль;
уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет;
урок-конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут;
деловая и ролевая игра, следствие, ученый совет;
уроки в форме мероприятий: экскурсия, путешествие, прогулка, концерт;
уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз;
интегрированные уроки.
Слайд 9Принципы построения нестандартного урока
взаимопонимание участников образовательного процесса;
учение без принуждения;
постановка трудной цели;
существование опоры для ученика;
принцип оценки;
принцип уважительного отношения к знанию и незнанию;
принцип поощрения;
принцип самоанализа;
принцип соответствия формы содержанию;
принцип интеллектуального фона класса;
принцип личностного подхода.
Слайд 10 При организации и проведении нестандартного урока педагогу необходимо
соблюдать следующие условия:
в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма;
максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке;
развивать отношения взаимопонимания;
поддерживать множественность мнений, альтернативность;
основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Слайд 11 Принципы и условия организации и проведения нетрадиционных уроков задают
общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения, что способствует созданию ситуации успеха и развитию универсальных учебных действий ребёнка.
Слайд 12Отличительные особенности инновационного урока
несёт элементы нового, изменяются внешние рамки;
организуется коллективная деятельность
в сочетании с индивидуальной работой;
используется внепрограммный материал;
привлекаются люди разных профессий;
выполняются творческие задания;
достигается эмоциональный подъём через оформление кабинета, использование ИКТ;
Слайд 13проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и
после его проведения;
урок планируется заранее, т.к. требует длительной подготовительной работы;
создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока;
определяются три дидактические задачи.
Слайд 14Этапы подготовки и проведения нетрадиционного урока
I. Замысел
II. Организация
III. Проведение
IV. Анализ
Слайд 15I. Замысел
Определение временных рамок
Определение темы урока
Определение типа урока
Выбор класса
Выбор нетрадиционной
формы урока
Выбор форм учебной работы
Слайд 16II. Организация
Написание сценария урока.
Распределение обязанностей между учителем и учащимися.
Подбор методов, средств
обучения.
Разработка заданий и критериев их оценки.
Разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Слайд 18IV. Анализ
проводить анализ урока можно в разных формах:
устно коллективно;
устно
выборочно;
письменно (в форме анкетирования);
анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам») либо некоторое время спустя;
анализ нетрадиционного урока должен проводиться как на уровне класса, так и на педагогическом уровне.
Слайд 19 Инновационная форма уроков – это поиск путей повышения качества
процесса обучения, формирования универсальных учебных действий, а также один из способов повышения самооценки у учащихся.
Слайд 20 Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков вариантов инновационных
(нетрадиционных) уроков:
Слайд 21На основе игровой деятельности:
игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила
в прошлом или настоящем, распределение ролей);
игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности);
игры соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).
Слайд 22На основе дискуссионной деятельности:
семинары (индивидуальная работа);
структурированные дискуссии
(групповая работа);
проблемно-практические дискуссии (коллективная
деятельность класса).
Слайд 23На основе исследовательской деятельности:
практические занятия (коллективная деятельность класса);
проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
исследовательские уроки (индивидуальная работа).
Слайд 24Уроки с изменёнными способами организации:
урок-лекция,
лекция-парадокс,
защита знаний,
защита идей,
урок вдвоём,
урок-встреча;
Слайд 25Уроки, опирающиеся на фантазию:
урок -сказка,
урок творчества
урок-сочинение,
урок изобретательства,
урок - творческий
отчёт,
урок выставка,
урок сюрприз
урок-«удивительное рядом»,
урок фантастического проекта,
урок-рассказ об учёных,
урок бенефис,
урок портрет,
урок-подарок от Хоттабыча;
Слайд 26Уроки, имитирующие какие ‑ либо занятия или виды работ:
экскурсия,
заочная экскурсия,
прогулка,
гостиная,
путешествие в прошлое (будущее),
прогулка по стране,
поездка на поезде,
урок-экспедиция,
защита туристических проектов;
Слайд 27
Уроки с игровой состязательной основой:
урок- игра: «Придумай проект»,
урок-«домино»,
проверочный кроссворд,
урок в форме игры «Лото»,
урок типа «Следствие ведут знатоки»,
урок -деловая игра,
игра-обобщение,
урок типа КВН,
урок «Что? Где? Когда?»,
урок- эстафета,
конкурс,
дуэль,
соревнование;
Слайд 28Уроки, предусматриваемые трансформацию стандартных способов организации:
парный опрос,
экспресс- опрос,
защита
оценки,
урок-консультация,
урок-практикум,
урок-семинар,
телеурок без телевидения,
урок- общественный смотр знаний,
игровое собеседование,
ученическая конференция
Слайд 29 Через инновационные (нетрадиционные) уроки можно стимулировать развитие личностных, метапредметных
и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые ФГОС, развивать познавательный интерес к географии.