Слайд 1Характеристика учебной программы и УМК по географии линии «Полярная Звезда»
Слайд 2 Программа основного общего образования по географии к линии учебно-методических комплексов "Полярная
Звезда" по географии для 6-9 классов.
Издательство "Просвещение".
Авторы: А. И. Алексеев,
Е. К. Липкина,
В. В. Николина.
Слайд 3 Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь
школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.
Название «Полярная звезда» как всеобщий символ верного ориентира, имеющего и географический, и общечеловеческий смысл и девиз «Ориентируйтесь на Земле и в мире».
Слайд 4Основные особенности линии.
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет «География»
как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.
В связи с уменьшением на изучение географии в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 35 в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему.
Все учебники линии содержат очень
разнообразный аппарат ориентировки,
который в целом задуман как организатор
и помощник в учебной деятельности.
Слайд 5 Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты:
— обеспечение будущей личностной
и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
— системное обучение работе с различными видами и стилями информации — текстовой, графической, мультимедийной и др. – в условиях современной информационной среды;
— системное обучение работе с географической картой;
— доступность для детей разных способностей и возможностей;
— единый подход к содержанию,
методике и принципам конструирования курса
по всей линии.
Слайд 6 Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,
интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников.
Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в.
Реализация научного подхода позволяет раскрывать
разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан,
своя страна, свой регион, населенный пункт.
Научный подход выдвигает в качестве основной
дидактической единицы географическую проблему.
На основе географической проблемы
изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.
Слайд 7 Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и
природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины.
Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия.
Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом.
Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении.
С позиций аксиологического подхода географическое
знание, опосредованное школьником через собственный опыт,
включается в систему его ценностных ориентаций.
Реализация аксиологического подхода основана
на формировании у школьников умений оценивать
информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
Слайд 8 Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и
духовной культуры человечества.
Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.
Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей.
Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой.
Реализация интегративного подхода позволяет школьникам
включаться в различные виды учебной деятельности,
углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя
общественную картину мира.
Слайд 9 Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной
деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу.
Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем.
Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки.
Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания
Слайд 10 Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в
учебниках линии «Полярная звезда».
Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д.
Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
Слайд 11Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются
в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
разноаспектность, рассматривающая изучаемые
явления в экологическом, экономическом, социальном,
культурном, политическом и практическом аспектах,
что позволяет раскрыть многогранность
географических проблем;
Слайд 12 разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира
в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города;
историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;
комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
позитивный настрой, заключающийся в
показе положительных примеров деятельности человека,
эффективности его труда.
Слайд 13Рабочая программа по географии составлена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образовани
•требований
к результатам освоения основной образовательной программы Основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
•примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
•программы развития и формирования
универсальных учебных действий;
•программы духовно-нравственного
развития и воспитания личности.
Слайд 14 Планируемый результат обучения —
овладение школьниками системой физико- географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих
знаний, умений, ценностных отношений;
освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях;
формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Слайд 15Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов
Слайд 16Тематическое планирование, 5 класс,
1 час в неделю, всего - 35
ч., в том числе резерв-5 часов
Слайд 17Тематическое планирование, 6 класс, 1 час в неделю, всего - 35
ч., в том числе резерв-5 часов
Слайд 18Тематическое планирование, 7класс, 2 часа в неделю, всего - 70 ч.,
в том числе резерв-12 часов
Слайд 19Тематическое планирование, 8 класс, 2 часа в неделю, всего - 70
ч., в том числе резерв-10 часов
Слайд 20Тематическое планирование, 9 класс, 2 часа в неделю, всего - 70
ч., в том числе резерв-10 часов