Слайд 1Тема:
«Графические способы представления информации. Кластеры»
Анпадистова Татьяна Александровна,
учитель географии
МКОУ СОШ №
12
Узловая
2018 год
Слайд 2Графические способы представления информации и ФГОС. Кластер
В условиях
перехода на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий и компетенций. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Графические способы представления информации обеспечивают деятельностный подход к обучению, формируют универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия. Графическое представление материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Одним из графических способов представления информации, который может быть эффективно использован на уроках географии является кластер.
Слайд 5Данный педагогический метод (кластеры) относится к технологиям критического мышления, наряду с
синквейном, фишбоун и прочими.
Слайд 6Кластер – это также приём, позволяющий систематизировать информацию.
Слайд 7Последовательность действий при составлении кластера следующая:
1 этап.
В центре, на развороте тетрадного
листа, записывается ключевое слово, которое является темой, разделом.
2 этап.
Учитель просит школьников высказать свои ассоциации к теме или разделу, тем самым, выделяя из их ответов подразделы, которые будут конкретно изучаться.
3 этап.
Графическое заполнение схемы продолжается: записываются или зарисовываются ассоциируемые понятия учащихся, но уже связанные с темой подраздела.
4 этап.
По мере записи, появившиеся понятия одного подраздела соединяются прямыми линиями с понятиями другого подраздела. Таким образом, устанавливаются новые логические связи.
Слайд 8Преимущества использования технологии «Кластер»:
- самостоятельно созданный обучающимися кластер, даёт возможность учителю
отследить понимание темы;
- для самих школьников такая самостоятельная деятельность даёт возможность обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями;
- использование кластера помогает преподавателю учитывать индивидуальные особенности учеников.
Слайд 9Способы работы учащихся с кластерами:
- Составление нового кластера.
- Составление краткого рассказа
по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.
- Коррекция и совершенствование готового кластера.
- Анализ и завершение неполного кластера:
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.
Слайд 10Кластеры на уроках географии
Создание кластера при изучении темы «Атмосфера».
Цель первого урока
– создание основы кластера, знакомство с понятием «Атмосфера» и выявление основных изучаемых подразделов
температура;
атмосферное давление;
ветер;
погода;
климат.
В дальнейшем после изучения каждого подраздела, учащиеся сами пишут идеи и понятия, относящиеся к подразделу.
Слайд 11Тема: Мировой океан. Части Мирового океана. 6 класс
После изучения всех частей
мирового океана составляется кластер, который должен включать следующие части:
материки,
острова,
полуострова,
океаны,
моря,
заливы,
проливы,
фьорды,
лиманы,
лагуны и так далее.