Слайд 1География. Глобальные проблемы.
Методы географии
Слайд 2География – наука, которая изучает процессы и явления, происходящие не только
в природе, но и в обществе.
География – наука, изучающая целостную и непрерывную оболочку Земли, охватывающую верхние слои литосферы, гидросферу, биосферу и нижние слои атмосферы.
Слайд 3 Древнегреческий ученый Эратосфен (около 275-195 г. до н.э.) долгое время был
главой самой крупной в те времена Александрийской библиотеки. Он занимался астрономией, физикой, математикой, историей, географией. Современники прозвали его «ученым – пятиборцем». Эратосфен первым обосновал, что география является самостоятельной наукой, и заслужил за это еще одно почетное звание – «отец географии». Эратосфен не раз наблюдал, что в Сиене (ныне г. Асуан) в день летнего солнцестояния (22 июня) Солнце бывает в зените. В Александрии же, расположенной севернее, Солнце в зените не бывает никогда. 22 июня в полдень Эратосфен измерил наибольшую высоту Солнца в Александрии и определил величину угла между двумя городами: 90* - 82* 48/ = 7*12/. Зная расстояние между Сиеной и Александрией, Эратосфен достаточно точно вычислил длину окружности Земли – 39500 км.
Слайд 4 География – одна из фундаментальных наук, на которых держится познание
окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований – окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Слайд 5 Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука, которая
изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются элементы географии, экономики, и социологии. Эта наука использует разные методы исследования: географические, социологические, экономические.
Слайд 6 Современная география принимает участие в решении многих важнейших
вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических.
Угрожает ли миру перенаселение?
Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения?
Хватит ли населению Земли ресурсов?
Как более рационально использовать ресурсы планеты?
В экономической географии появились новые направления исследований: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.
Слайд 7Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции
географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.
Признание нерешённости равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения.
«глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов.
Слайд 9 Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу
для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)
Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45
Слайд 10 1. «Универсального» характера.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического
характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);
Слайд 11 2. Природно – экономического характера.
Проблемы преимущественно природно-экономического
характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);
3. Социального характера.
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);
Слайд 124. Смешанного характера.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых,
нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.).
Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем?
Слайд 14Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до
дна!
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет.
Михаил Дудин
Слайд 15Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные
взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.
Слайд 16Что такое «метод» ?
«метод» (от греч. methodos – путь исследования) –
это способ, приём достижения цели, образ действий.
Слайд 17Методы науки:
традиционные
новые
новейшие
Слайд 18Методы науки:
общие
используемые многими науками
частные
специфические
имеющие более ограниченное
применение
Слайд 19группировка
методов
по существу:
эмпирические
теоретические
Слайд 20Эмпирический
метод:
экспедиционный (полевой) метод
Главные пути реализации:
наблюдение
Способы осуществления:
стационарный
полустационарный
маршрутный
Слайд 21Теоретические методы:
логические
- дедукция
-
индукция
аналогий
формализованные
- статистический
- математический
- моделирования и др.
Слайд 22Методы географии:
общегеографические
частногеографические
Слайд 23общегеографические методы:
традиционные
- описания
- сравнительно-географический
- количественные
новейшие
- математические
- моделирования
- аэрокосмические
- геоинформационные
Слайд 26 сравнительно-географический
Метод
Слайд 27Количественные методы:
картометрия
метод баллов
балансовый
статистические
Слайд 30Аэрокосмические (дистанционные)
Методы
Слайд 32Объекты изучения экономической и социальной географии.
Экономическая и
социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.
Социология – наука об обществе, о поведении людей.
Экономическая география исследует закономерности размещения населения и хозяйства как на земном шаре в целом, так и в отдельных странах мира.
В структуре экономической и социальной географии выделяют общую и региональную географию, объектом которой служат отдельные государства.
Большой вклад в развитие экономической и социальной географии зарубежных стран внесли многие ученые, но в первую очередь Н.Н. Баранский, и И.А. Витвер.
Земля – место обитания человека.
Жизнь людей протекает на поверхности Земли, площадью 510 млн. квадратных километров. Из них – 149 млн. квадратных километров приходится на материковую часть. Для существования жизни на Земле необходимы три источника существования: энергия Солнца, воздух и чистая вода.
Человек – составная часть природы. Его дом – географическая оболочка, сфера взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.
Слайд 34 Чтобы освоить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ
внесли свою лепту в освоение планеты. Т. Хейердал по этому поводу сказал: «Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!»
Слайд 35Вопросы
Дайте определение
География-…..
Глобальные проблемы-…
Расскажите о классификации глобальных проблем.
Методы географии.
Слайд 36
Домашнее задание:
Учить лекцию. Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый
из нас в силах изменить »
Слайд 38СОВРЕМЕННАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
КАРТА МИРА
Слайд 39 Политическая карта мира — это визитная карточка географии. Без знания
ее невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.
Политическая карта мира отражает не только место стран в современном мире и их политико-административное устройство; ее анализ позволяет делать выводы о связанных с географией особенностях форм государственного устройства и правления стран. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и историей проведения государственных границ.
Слайд 41 «Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность:
международное положение, место стран в современном мире или их внутреннюю политико-административную структуру. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии».
В чем же заключается главная функция политической карты мира?
Со всеми ли доводами Вы согласны?
Слайд 42 Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных
договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и (или) правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет. Уменьшается или увеличивается их площадь, передвигаются границы, меняются названия государств, перемещаются на новые места их столицы...
Слайд 43Этапы формирования политической карты мира.
В своем развитии политической карты мира условно
выделяют несколько периодов ее формирования:
А) древний период (до V века),
Б) средневековый период (V-XV века),
В) новый период (XV-XVI века),
Г) новейший период:
появление социалистических стран (с 1917 года),
распад колониальных империй (с 60-х годов),
образование новых суверенных государств (с 90-х годов).
Слайд 441-й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и
крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
Слайд 452- й этап — средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных феодальных
государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами — Испанией и Португалией.
Слайд 463-й этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения
капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние ца весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
Слайд 474- й этап — новейший — формирование политической карты мира связано
с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
Слайд 485- ый этап — современный. После второй мировой войны на месте
бывшей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии).
Слайд 49Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два
независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.
Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или более.
Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году их стало уже 193.
Слайд 50Количество стран на карте мира
СТРАНА, ГОСУДАРСТВО — главный объект политической карты
мира
ОБЩЕЕ ЧИСЛО СТРАН В НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА:
230
Слайд 51Причины увеличения общего числа стран на политической карте мира
в ХХ
веке
Изменения, связанные с итогами Первой Мировой войны
Изменения после Второй Мировой войны ( крушение колониальной системы — политической независимости добились 102 страны)
Распад СССР, Югославии, Чехословакии в начале 90-х гг.
Слайд 52Главные средства территориальных изменений мало менялись на протяжении смены общественных формаций.
На конкретных примерах докажите или опровергните эту мысль.
Слайд 53На протяжении ХХ века изменения на политической карте происходили (и происходят)
значительно чаще, чем в предыдущие периоды. С чем это связано?
Изменения на политической карте носят различный характер. Прежде всего, специалисты отмечают ее количественные и качественные изменения. Какие из указанных сдвигов на политической карте характерны для России?
Какие из них – отмечались в прошлом?
Какие из указанных качественных и количественных изменений для России не характерны? Почему?
Слайд 54 Страны мира группируют по разным признакам: по площади
(страны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).
Слайд 55Классификация стран по различным признакам.
Слайд 56 Задание: Выполните задание
На основе политической карты мира
в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:
7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.
10 стран с численностью населения более 100 млн человек.
полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.
10 сухопутных стран.
Слайд 57По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:
Крупнейшие
государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США; 5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.
Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн.
Страны с численностью населения более 100 млн человек:
Китай — 1300 млн человек;
Индия — 1010 млн человек;
США — 280 млн человек;
Индонезия - 215 млн человек;
Бразилия — 170 млн человек;
Пакистан — 160 млн человек;
Россия — 146 млн человек;
Нигерия - 135 млн человек;
Бангладеш - 127 млн человек;
Япония — 126 млн человек.
Слайд 58Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др.
Полуостровные: Италия, Испания,
Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др.
Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.
Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.
Слайд 59Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития,
степени включенности в мировую экономику и др.
Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта.
Что такое ВВП?
Слайд 60Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной
на территории данной страны за один год, в долларах США.
Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу населения.
По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.
Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально-экономического развития страны?
Слайд 61Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и
уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧР более 0,8).
Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.)
Слайд 62Типология стран мира.
Экономически высоко развитые страны
Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой
Слайд 63К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада,
ЮАР, Япония, Израиль.
Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
Слайд 64К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых
проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали независимость только после второй мировой войны.
Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.
Слайд 65Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира»,
обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов.
Слайд 66Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай,
Чили, Венесуэла и др.)
Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».
Слайд 67Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП
(более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-Западной Азии — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Атжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны.
Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.
Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год.
Слайд 68Развивающиеся страны (около 150 стран):
Ключевые страны (ВВП ниже чем в развитых
странах)— Индия, Бразилия, Мексика, Китай
Страны с высоким уровнем социально-экономического развития ( ВВП — 10-15 тыс.)— Страны Латинской Америки: Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др., страны Азии и Северной Африки
Новые индустриальные страны — республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг( Сянган), Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины.
Слайд 69Развивающиеся страны:
Нефтеэкспортирующие страны (ВВП — 10-20 тыс.) - страны Персидского залива
( Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ), Ливия, Брунеей и др.
Страны, отстающие в развитии (ВВП менее 5 тыс.) - многие страны Африки и Латинской Америки
Наименее развитые страны (ВВП — 500-1500 ) — В Азии: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен; В Африке: Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик; В Лат. Америке: Гаити
Слайд 70Страны с переходной экономикой (постсоциалистические страны)
15 стран бывшего СССР
12 бывших социалистических
стран Центрально-Восточной Европы
Монголия
Слайд 71Задание: Найдите эти страны на политической карте.
Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.
Африка:
Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.
Латинская Америка: Гаити.
Расскажите о классификации стран мира по площади, численности населения, уровню экономического развития, географическому положению и покажите примеры стран на карте.
Слайд 72 Домашнее задание
Тема №1, §1.
Отметить на
контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. (Не менее 30 стран.)
Знать термины: суверенные страны, ВВП, НИС, ключевые страны, «азиатские драконы»
Составить кроссворд «Страны мира»
Слайд 73Тест
1. Главный объект политической карты мира — это ...
2. В конце
XX века количество стран и территорий достигло:
а) 120; б) 230; в) 200; г) 320.
3. Политически независимыми государствами называются:
а) колонии; б) суверенные; в) метрополии; г) «ключевые» страны.
4. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:
а) Канада; б) Австралия; в) Россия; г) Китай; д) США; е)Бразилия.
5. К микрогосударствам Европы относятся:
а) Ватикан; б) Монако; в) Бруней; г) Португалия.
6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:
а) Китай, Индия, США; б) Индия, Бразилия, Китай; в) Китай, США, Индонезия.
Слайд 747. Приморское положение имеют страны:
а) Китай; б) Швеция; в) Швейцария; г) Афганистан.
8.
Страны-архипелаги — это:
а) Индонезия; б) Япония; в) Исландия; г) Шри-Ланка.
9. Полуостровное положение имеют страны:
а) Франция; б) Италия; в) Греция; г) Норвегия.
10. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:
а) Швейцария; б) Венгрия; в) Дания; г) Швеция.
11. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется
Слайд 7512. В «большую семерку» не входит страна:
а) США; б) Канада; в) Япония;
г) Франция; д) Россия.
13. К «ключевым странам» не относится:
а) Индия; б) Бразилия; в) Республика Корея; г) Мексика.
14. К НИС относятся страны:
а) Сингапур; б) Тайвань; в) Таиланд; г) Республика Корея.
15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
а) Персидского залива; б) Бенгальского залива; в) Средиземного моря; г) Аравийского моря.
16. Россия относится к странам:
а) «ключевым»; б) НИС; в) странам с переходной экономикой;
г) нефтеэкспортирующим.
Слайд 76Ответы: 1 - страны, государства; 2 - б); 3 - б);
4 - в), а), г), д), е),
б); 5 - а), б); 6 - а); 7 - а), б); 8 - а), б); 9 - б), в), г); 10 - а), б); 11 — ВВП; 12 - д); 13 - в); 14 - а), б), г); 15 - а); 16 - в).
Слайд 77Государственный строй стран мира.
Слайд 79Проверяем
Марокко
Саудовская Аравия
Япония
Бруней
Таиланд
Оман
Лесото
Бутан
Испания
Норвегия
Слайд 80Заполнить таблицу
А).Бельгия,
Б) Свазиленд
В) Дания
Г) ОАЭ
Д) Марокко
Е)Камбоджа
Ж) Монако
З) Катар
И)Андора
К) Кувейт
Слайд 81Заполнить таблицу
А).Бельгия,
Б) Свазиленд
В) Дания
Г) ОАЭ
Д) Марокко
Е)Камбоджа
Ж) Монако
З) Катар
И)Андора
К) Кувейт
Слайд 82 Существуют две формы правления: республиканская и монархическая.
Республика — форма правления,
при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, а исполнительная власть принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира - республики.
Слайд 83 Республики подразделяются на президентские, в которых президент, наделённый большими полномочиями, возглавляет
правительство, и парламентские, где главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др. Парламентские республики — ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Социалистическими республиками могут считаться: Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.
Слайд 84 Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран.
Монархия — это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передаётся по наследству.
Слайд 85Задание: Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными,
теократическими монархиями.
Используйте форзац учебника с визитками стран.
Слайд 86 Редкой формой правления являются государства в составе Содружества. Таких стран 15.
Формальной главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Эти страны являются бывшими доминионами Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, Канада).
Слайд 87Особая форма государственного строя — Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахирия.
Кроме того,
существуют различные формы административно-территориального устройства.
Слайд 88 Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с
едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы (республики, штаты, земли, провинции и т.д), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Слайд 89 По формам административно-территориального устройства страны делятся на унитарные и федеративные. Преобладающее
количество стран в мире имеют унитарное устройство.
Унитарное государство - это такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая, неделимая, исполнительная и законодательная власть.
Слайд 90 Республики подразделяются на президентские, в которых президент, наделённый большими полномочиями, возглавляет
правительство, и парламентские, где главной фигурой является глава правительства, а не президент. Президентскими республиками являются: США, Бразилия, Аргентина, Россия и др. Парламентские республики — ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Социалистическими республиками могут считаться: Китай, Куба, КНДР, Вьетнам.
Слайд 911
3
2
4
6
5
7
8
10
11
12
13
14
15
9
Обозначить страны.
Разделить на группы по государственному строю.
Отметить федерации
Слайд 92Австралия
Марокко
Китай
Свазиленд
Дания
Мьянма
Канада
Индия
Филиппины
Франция
Бельгия
Япония
США
Италия
Финляндия
Слайд 94Ответьте на вопросы:
Что такое республика?
Что такое монархия?
Назовите формы республиканского правления?
Приведите
примеры монархий.
Приведите примеры республик.
Назовите формы монархического правления.
Какую форму правления имеет Ватикан?
Какую форму правления имеет Ливия?
Что такое Содружество?
Назовите две формы административно-территориального устройства стран?
Чем отличается унитарное устройство от федеративного?
Какая форма административно-территориального устройства преобладает в мире?
Назовите монархии Европы.
Назовите абсолютные монархии мира.
В какой форме правления главой государства является генерал- губернатор?
Слайд 95Самостоятельная работа
Ответить на вопросы
Вопросы:
Как изменились международные отношения после 90-х годов
XX века?
Почему Россия против расширения НАТО на восток?
Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?
Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.
Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?
Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития международных отношений в такой последовательности.
Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы современных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?
Возможна ли в XXI веке третья мировая война?
Слайд 96Международные отношения.
Политическая география и геополитика.
Слайд 97 Политическая география и геополитика
Политическая география — пограничная наука, возникшая
на стыке географии и политологии. Политическая география — наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.
В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира: образование новых государств, изменение их государственного строя, границ, изменение в соотношении сил политических, экономических, военных группировок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.
Слайд 98В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и
государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и др.
Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей её является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.
Слайд 99 Геополитическими факторами являются:
Географические (пространство, положение, природные
условия и ресурсы).
Политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «горячих точек».
Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).
Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.).
Экологические (степень деградации природной среды и меры по её охране).
Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).
Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).
Наибольшее значение имеют географические и политические факторы.
Слайд 100Работа в группах
Подготовленные обучающиеся отвечают на вопросы
Вопросы:
Как изменились
международные отношения после 90-х годов XX века?
Почему Россия против расширения НАТО на восток?
Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?
Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.
Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?
Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития международных отношений в такой последовательности.
Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы современных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?
Возможна ли в XXI веке третья мировая война?
Слайд 101ПГП — это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны,
выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром.
Работа выполняется в группах или индивидуально. Группа выбирает страну для составления характеристики ее ПГП.
План характеристики ПГП
Положение страны по отношению к другим странам.
Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;
в) стратегическая оценка государственной границы.
Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского и речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьём.
Отношение к «горячим точкам» планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;
б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;
в) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.
Общая оценка политического положения страны.
Слайд 102Образец выполнения работы
Политико-географическое положение Франции.
Франция — экономически развитая страна. Она входит
в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.
Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.
Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.
Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.
Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.
Слайд 103
Взаимодействие общества и природы.
Загрязнение и охрана окружающей среды.
Слайд 104 Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая
среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Слайд 105Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой
обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Слайд 106 Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие
оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Слайд 107 Антропогенный ландшафт – географический ландшафт, в формировании которого значительную роль сыграла хозяйственная
деятельность человека. Например, города, сельские поселения, дороги, карьеры.
Слайд 108 Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное
— не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Слайд 109 Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое
требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX1 веке резко возросло. «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
Слайд 110В результате возникли две проблемы:
1) рационального использования природных ресурсов,
2)
охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?
Слайд 111Ответ: страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
В
большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Вопрос. Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Слайд 112Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования
окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
рациональное использование природных ресурсов;
разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
контроль общества.
Слайд 113Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления
выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Слайд 114Закрепление изученного материала
Вопросы:
Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
Какой
путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
Что понимается под термином «природопользование»?
Приведите пример рационального природопользования.
Приведите пример нерационального природопользования.
Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
Какой путь освоения ресурсов был в России в XX1 веке? Почему?
Слайд 115Задание
Подготовить сообщения на следующие темы:
Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
Загрязнение
литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Слайд 116 Вопросы к семинару:
В чем вы
видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
Какие «грязные» производства вы знаете?
Объясните термин «мусорная цивилизация».
Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
Как обеспечить чистой водой население Земли?
Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
Слайд 117 Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате
антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
Вопрос: Какие виды загрязнения существуют?
Слайд 118 Различают количественное и качественное загрязнение среды.
Количественное загрязнение окружающей среды возникает
в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.).
Слайд 120Домашнее задание
Прочитать текст учебника.
Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти,
газа, железной, медной, оловянной руд.
Подготовить сообщение на одну из тем:
Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
Биологические ресурсы планеты.
Ресурсы мирового океана.
Рекреационные ресурсы.
Климатические и космические ресурсы.
Слайд 121
Мировые природные ресурсы,
минеральные ресурсы.
Водные, биологические и рекреационные
ресурсы Мирового океана.
Слайд 122 Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые ресурсы — это энергия
ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Земле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.
Слайд 123 Другая группа ресурсов - исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах
их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые.
К невозобновимым ресурсам относятся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ресурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лесные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.
Слайд 124Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством
лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.
Обычно наибольшей ресурсообеспеченностью обладают большие по площади страны, с уникальными запасами природных ресурсов, страны с незначительной численностью населения или те, кто в настоящее время слабо использует свои ресурсы. Например, Канада – лесные ресурсы; Катар – природный газ; Норвегия –гидроэнергоресурсы; Марокко – фосфориты.
Слайд 125 На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но
и величина их добычи. Минеральные ресурсы относятся к невозобновимым.
Добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
Слайд 126Практическая работа
Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.
Определите ресурсообеспеченность стран нефтью
используя данные таблиц учебника (блок № 7) и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.
Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения № 4 и данные блока № 7.
Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его регионов топливными ресурсами, используя данные таблицы № 4 и таблицы № 1 (блок 2). Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливными ресурсами.
Задание № 5. Используя данные блока 8, таблицы 5 (учитель может привести данные таблицы), сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?
Задание № 6. Изучите карту «Минеральные ресурсы» и определите наиболее обеспеченные различными ресурсами пояса и страны мира.
Слайд 127Вывод:Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целом значительна, так как
угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Слайд 128Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую
ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.
Слайд 129Вывод: Ресурсообеспеченностьтопливными ресурсами в мире неодинакова. Наиболее высокая обеспеченность газом и
углем. Ресурсообеспеченность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более высокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке человечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.
Слайд 130Вывод: Все страны, имеющие крупные запасы железной руды, являются странами —
гигантами по площади. Первые три места по запасам железной руды занимают Россия, Украина, Бразилия. По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия. По ресурсообеспеченности лидируют Россия, Казахстан, Канада, Украина, США. Ресурсообеспеченность зависит не только от запасов руды, но и от объема его добычи. Индия и Канада имеют практически одинаковые запасы железной руды, но в Индии добыча руды ведется в 2 раза интенсивнее, чем в Канаде, следовательно, и ресурсообеспеченность Индии данным ископаемым в 2 раза ниже Канады.
Слайд 131Задание № 7. Земельные ресурсы. Прочитайте текст учебника (с. 29, 32).
Ответьте на вопросы:
Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% - населенные пункты.)
Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатываемые земли — пашни)
В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)
Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)
Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)
В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание.)
Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается? (Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, застройки — жилой, промышленной, транспортной.)
Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)
Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченность пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.)
Слайд 132Бокситы — полезное ископаемое, которое является основным алюминиевым сырьем, состоящим из
гидроокислов алюминия. Главные месторождения бокситов находятся в Европе (Средиземноморская провинция), в Африке (Гвинейская), в Латинской Америке (Карибекая) и в Австралии. Наибольшими запасами бокситов обладают Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, Индия, Китай, Гайана, Суринам.
Уран широко распространен в земной коре. Его месторождения находятся в 44-х странах мира. Первое место по запасам урана занимает Австралия. Второе место занимает Казахстан. Третье место - Канада. На долю этих стран приходится 45% мировых запасов урана.
Оловянные руды залегают в поясах: в Восточной и Юго-Восточной Азии и в Южной Америке (Боливия).
Медные руды залегают в Центральной Африке (Замбия, Заир) и в Андских странах (Чили, Перу).
Слайд 133 Водные ресурсы — это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках,
озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах. Мировой океан занимает 71% всей площади планеты. Необходимо учитывать при этом, что из всех вод гидросферы на долю Мирового океана приходится 96,4%, а из вод суши на долю ледников и подземных вод приходится большая часть 1,86% и 1,68% соответственно. Использование этих вод сильно затруднено. Поэтому когда говорят о водных ресурсах, то в основном имеют в виду пригодные для употребления пресные воды, которые составляют 2,64% от всех вод гидросферы. Почти все пресные воды «законсервированы» в ледниках Антарктиды, Гренландии, Арктики, а также в подземных водах. Главным источником пресной воды являются реки, доля которых очень мала. Вод рек не хватало бы для жизни людей, но благодаря тому, что продолжительность условного влагооборота в реках составляет в среднем 16 суток, то есть в течение года объем воды в них возобновляется 23 раза, то водные ресурсы рек больше.
Слайд 134 Задания:
Определите среднемировой показатель обеспеченности ресурсами полного речного
стока. (Он составляет 7,0тыс. м3 в год на душу населения.)
Определите обеспеченность ресурсами полного речного стока по странам и регионам. (Страны мира обеспечены речной водой неравномерно. Наиболее обеспечены страны расположенные в умеренном и экваториальном поясах. В первую десятку стран имеющих наибольшую обеспеченность входят: Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Либерия, Венесуэла, Бразилия, Россия. Страны с многочисленным населением имеют низкий душевой показатель. Ниже мирового уровня обеспеченность водой рек у Китая, Индии, а также у стран с пустынным климатом.)
Слайд 135 Страны Азии обеспечивают водой реки — Янцзы, Ганг, Брахмапутра. В Южной
Америке важнейшее значение имеют Амазонка, Ориноко, Парана. В Северной Америке важную роль играет Миссисипи, в СНГ — Енисей и Лена, в Африке - Конго и Замбези.
На протяжении XX1 века водопотребление росло быстрыми темпами. Оно увеличилось в 6,8 раза. Сейчас около 1/3 населения проживают в странах, где существует недостаток пресной воды.
Куда расходуется большая часть воды?
70% воды потребляет сельское хозяйство, 20% — промышленность, 10% — коммунальное хозяйство.
Слайд 136В сельском хозяйстве велико безвозвратное водопотребление. Безвозвратные потери воды составляют более
Sот общего ее потребления. Самые высокие показатели душевого потребления характерны для стран с орошаемым земледелием. Рекордсменом является Туркмения (7000 м3 на человека в год). За ней следуют Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Ирак, Пакистан. Эти страны испытывают дефицит водных ресурсов.
В Росси структура водопотребления следующая: 56% идет на производство, 21 % — на хозяйственно-питьевые нужды, 17% — на орошение и сельскохозяйственные нужды.
Слайд 137Один из способов обеспечения населения пресной водой — опреснение соленых вод.
Два тысячелетия назад люди научились получать пресную воду из соленой методом дистилляции. Первые установки по опреснению морских вод появились в начале XX века, для чего использовались солнечные опреснители, например, в пустыне Атакама (Чили). Во второй половине XX века стали применять атомные опреснительные установки. Больше всего их используют страны тропического климата: Тунис, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др. Больше всего опресненной воды в расчете на одного жителя получают в странах
Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды — опресненная морская вода.
Большая часть пресной воды находится в ледниках. Особенно перспективны для использования ледники Антарктиды, которые состоят из материковых льдов, шельфовых льдов и айсбергов. В шельфовых ледниках содержится 600 тыс. км3 воды, что превышает в 120 раз мировое потребление воды.
Слайд 138Ежегодно от берегов Антарктиды откалывается от 1400 до 2400 км3 пресной
воды в виде айсбергов. Антарктические айсберги распространяются до 35 градуса южной широты, это примерно широта города Буэнос- Айреса. От ледников Гренландии ежегодно откалывается около 15 тыс. айсбергов. В результате поступления айсбергов в океане одновременно дрейфуют около 12 тыс. ледяных гор. В среднем антарктические айсберги живут 10-13 лет, но гигантские айсберги, длиной в десятки километров плавают многие десятилетия.
В XX веке появилась и была реализована идея транспортировки айсбергов для получения пресной воды. Айсберг обнаруживают с вертолета и устанавливают специальные плиты для крепления буксирных тросов. Айсбергу придается обтекаемая форма, а носовой части — форма корабельного форштевня. Для уменьшения таяния льда, под дно айсберга подводят пластиковую пленку, а по бокам натянуто полотно с грузилами внизу. Айсберг длиной 1 км, шириной 600 м и высотой 300 м транспортируют 5-6 океанских буксиров. Скорость буксировки составляет около 1852 м в час(одна миля). После доставки к месту назначения айсберг разрезают на куски - блоки толщиной по 40 м. При таянии они по плавающему водопроводу будут снабжать пресной водой населенный пункт. Такой айсберг тает примерно один год.
Слайд 139Для транспортировки айсбергов используют холодные течения. Айсберги представляют собой международное достояние,
поэтому при использовании их должно быть разработано международное право.
Необходимо учитывать и экологические последствия транспортировки айсбергов, а также их пребывания в месте назначения. Айсберг средних размеров в районе своей стоянки может снизить температуру воздуха на 3-4 градуса и оказать негативное влияние на экосистемы суши и моря. Из-за огромной осадки ледяной горы, ее нельзя будет подвести к берегу ближе, чем на 20-40 км.
Слайд 140Вопросы :
Почему водная проблема становится все более острой?
Как можно решить проблему
обеспечения водой засушливых стран мира?
Какова структура расходования пресной воды?
Какова география водных ресурсов планеты?
Слайд 1412. Биологические ресурсы (Лесные ресурсы).
В лесах планеты находится основная часть органического
вещества планеты. Лес — необходим для фотосинтеза, или поставки в атмосферу кислорода, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодородия почв и чистоты вод. Лес - место обитания огромного количества растений и животных. Лес поглощает шум и многие загрязняющие атмосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека.
Слайд 142 Для количественной оценки лесных ресурсов мира используются следующие показатели: лесная площадь,
лесистость, то есть доля лесной площади во всей территории, и запаса древесины. Лидирующее место в мире по всем «лесным» показателям занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, Северная Америка и Африка. Зарубежная Азия, имея высокие общие показатели, имеет самую низкую обеспеченность лесными ресурсами в расчете на душу населения. Менее богатые лесными ресурсами регионы Зарубежной Европы и Австралии с Океанией.
Слайд 143 Лесные ресурсы распределены по поясам. Выделяют два
лесных пояса: северный и южный. Площадь северного лесного пояса включает в себя леса умеренных широт. Эти леса состоят на 67% из хвойных пород деревьев и на 33% из лиственных пород. Самые большие лесные площади находятся в России, Канаде, США. Леса северного пояса имеют небогатый видовой состав и мед ленный прирост древесины. Южный лесной пояс имеет более разнообразный древостой: на 1 га леса можно встретить более 100 различных видов деревьев. Средний запас древесины в южном поясе превышает такой запас в северном поясе в десятки раз, поэтому общий запас древесины южного пояса больше.
Самые большие запасы древесины в странах с наибольшей площадью.
Слайд 144Задание: Используя рис. 9 блока 3, определите страны, имеющие самую большую
обеспеченность лесными ресурсами, и страны, имеющие самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами. (Наибольшую обеспеченность лесными ресурсами имеют: Гвиана, Суринам, Габон, Конго, Австралия, Канада, Боливия, Россия, Папуа-Новая Гвинея. Наименее обеспечены лесными ресурсами: Афганистан, Сомали, Ливия, ФРГ, Великобритания, Индия, ЮАР.)
Слайд 145В десятку стран, имеющих самые большие площади лесов, входят: Россия, Бразилия,
Канада, США, Конго, Китай, Австралия, Индия, Перу и Венесуэла. Самую высокую лесистость имеют: в северном лесном поясе — Финляндия и Швеция; в южном поясе — Суринам и Гайана в Латинской Америке, Габон и Демократическая Республика Конго в Африке.
Россия — самая богатая лесами страна. Общий запас древесины в лесах России составляет 82 млрд м3, что превышает запасы любого региона мира, кроме Латинской Америки.
Главной проблемой лесов является их исчезновение, которое называют обезлесением.
Слайд 146Вопросы :
Каково значение лесов планеты?
Как распределены лесные ресурсы на Земле?
В чем
различие северного и южного лесных поясов?
Каковы причины обезлесения территорий?
Каковы пути сохранения лесов планеты?
Слайд 147Рекреационные ресурсы.
Рекреация — восстановление израсходованных в процессе трудовой деятельности физических и
духовных сил человека, повышение его здоровья и работоспособности.
Рекреационные ресурсы — это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, оздоровительная значимость.
Все рекреационные ресурсы можно разделить на два подтипа:
Природно-рекреационные ресурсы.
Антропогенно-рекреационные ресурсы.
Слайд 148К природно-рекреационным ресурсам относят благоприятные климатические условия: постоянство погоды, длительность безморозного
периода; разнообразие ландшафтов, наличие санаториев, домов отдыха, кемпингов, лыжных баз и т.д.
Рекреационные ресурсы антропогенного происхождения называют еще культурно-историческими ресурсами. Их принято подразделять на памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Особо важными объектами общечеловеческого значения являются объекты всемирного природного и культурного наследия человечества. К таким объектам относятся, например, Московский Кремль, Вестминстерское аббатство в Лондоне, Версальский дворцово-парковый комплекс под Парижем, Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Нью-Йорке.
В наибольшей мере туристов привлекают такие страны, как Испания, Италия, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Мексика и др. Среди российских туристов большой популярностью пользуются курорты Турции, Греции, Туниса, Египта, Кипра и др.
Слайд 149Вопросы :
Что такое рекреационные ресурсы?
На какие типы делятся рекреационные ресурсы?
Приведите примеры
рекреационных ресурсов.
Назовите примеры стран, пользующихся наибольшей популярностью среди туристов и отдыхающих мира.
Какие страны наиболее популярны среди российских туристов и отдыхающих?
6.Что такое объекты Всемирного природного и культурного наследия?
7.Объясните выражение: «Европа продает свои камни».
Слайд 150Климатические ресурсы.
Климатические ресурсы — это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную
энергию, влагу и энергию ветра.
Солнечная энергия — самый мощный источник энергии на Земле. Мощность годовой солнечной радиации в 20 тыс. раз превышает современное мировое потребление энергии.
Часть солнечной радиации отражается атмосферой Земли. Только небольшая часть солнечной радиации может быть использована практически. Наиболее благоприятные условия для использования солнечной радиации существуют в развивающихся странах, которые расположены в аридном поясе: в Израиле, в Японии, в Австралии, в некоторых штатах США.
Слайд 151Ветровая энергия рассеяна и непостоянна, поэтому для технического использования ее пригодно
только 1,5%. Районы с постоянно дующими ветрами находятся на побережьях морей — Северного, Балтийского, арктических морей.
Разновидностью климатических ресурсов являются агроклиматические ресурсы, которые являются условием для жизнедеятельности сельскохозяйственных культур - это свет, воздух, тепло, влага и питательные вещества.
Территория России находится в пределах трех климатических поясов — холодного, прохладного и умеренного. Основную часть ее занимают земли, которые имеют низкую и пониженную продуктивность. Ареалы с высокой продуктивностью в пределах нашей страны отсутствуют.
Слайд 152Вопросы :
Почему используется практически только небольшая часть солнечной энергии, поступающей на
Землю?
Какие страны имеют наиболее благоприятные условия для использования солнечной энергии?
Какие причины могут привести к исчерпанию воздуха на Земле?
Почему Россия часто имеет неустойчивые урожаи сельскохозяйственных культур?
В каких целях используются агроклиматические ресурсы?
Слайд 153
Научно-техническая революция.
В чем отличие понятий НРТ и научно-технический прогресс?
Слайд 154 Научно-технический прогресс - это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является
эволюционным развитием общества.
На его фоне НТР — период быстрых и глубоких изменений.
Слайд 155Современная НТР имеет 4 отличительных черты:
Универсальность, всеохватность.
НТРпроявляется в использовании компьютеров в
промышленности, быту, образовании, науке и т.д.
НТР проявляется во всех странах мира: развитых и развивающихся. НТР проявляется и в использовании космических кораблей, атомных станций, лазера и др.
Вопрос. Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет?
Слайд 1562. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Пример:
Первые телепередачи с Олимпийских игр были
организованы в 1956 году, когда эти игры проходили в Мельбурне. Их смотрели только жители Австралии. Олимпиаду 1960года в Риме смотрели жители нескольких соседних стран, олимпиады в Москве в 1980 году, в Лос-Анджелесе в 1984 году и в Сеуле в 1988 г — около 2 млрд человек, Олимпиаду в Барселоне в 1992 году — около 3 млрд человек, а зимнюю Олимпиаду в Нагано и первенство мира по футболу во Франции в 1998 году — более 3 млрд человек.
Слайд 1573. НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.
В эпоху
НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается вас. Закончив вуз, вы легче найдете интересную и высокооплачиваемую работу.
4. Современная НТР зародилась во время 2-ой мировой войны, как военно-техническая революция. Говорят, что о начале НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. В период «холодной войны» научные достижения использовались в военных целях.
Слайд 158Части НТР
НТР состоит из 4 частей,
взаимодействующих друг с другом:
Наука.
Техника и технология.
Производство.
Управление.
Задание:
Используя текст учебника на с. 91, приведите примеры проявления НТР в науке.
Слайд 159В настоящее время научной работой занято столько ученых на планете, сколько
их было за все время развития общества на Земле, то есть в эпоху НТР резко увеличилось число ученых.
Увеличились расходы на науку, особенно в развитых странах, которые выделяют на науку 2-3% ВВП страны.
Возникли города науки - технополисы.
Производство становится все более наукоемким, быстро развиваются наукоемкие, новейшие отрасли.
Слайд 160Задание: Используя текст учебника (на с. 84-85), ответьте на
Каковы функции техники
и технологии в эпоху НТР
Назовите два главных пути развития техники и технологии.
Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.
В чем заключается революционный путь развития техники и технологии?
Приведите примеры проявления НТР в технологии.
Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с. 95-96.
Слайд 161Ответы
Задание: Используя текст учебника (на с. 84-85), ответьте на вопросы (вопросы
записаны на доске или на листах-программах):
Каковы функции техники и технологии в эпоху НТР? (Наряду с главной функцией техники и технологии в эпоху> НТР добавились ресурсосберегающая и природоохранная функции.)
Назовите два главных пути развития техники и технологии. (Эволюционный и революционный пути развития.)
Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии. (Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века — автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда. В начале 50-х годов танкер вмещал 50 тыс. тонн нефти, в 70-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн.)
В чем заключается революционный путь развития техники и технологии? (Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. XX век называют веком электронной техники. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70 гг., называют микроэлектронной революцией.)
Приведите примеры проявления НТР в технологии. (Вмашиностроении переход от механических способов обработки металла к немеханическим — электрохимическим, плазменным, ультразвуковым и т.д. В металлургии — внедоменный процесс плавки стали, непрерывная разливка стали. В связи — стекловолоконная связь, телефаксы, телексы, электронная связь, сотовая связь).
НТР в производстве
Задание: Укажите 6 направлений развития производства в эпоху НТР. Обратитесь к тексту на с. 95-96.
Электронизация (производство и использование ЭВМ.)
Комплексная автоматизация (заводы-авгоматы).
Перестройка энергетического хозяйства (атомная энергетика).
Производство новых материалов (полупроводники, керамопласти- ка, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).
Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов).
Космизация (использование космоса для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума).
Слайд 162НТР в производстве
Электронизация (производство и использование ЭВМ.)
Комплексная автоматизация (заводы-авгоматы).
Перестройка энергетического хозяйства
(атомная энергетика).
Производство новых материалов (полупроводники, керамопласти- ка, металлопластика, оптическое волокно, «металлы XX века» — титан, бериллий, литий).
Ускоренное развитие биотехнологии (получение клонов).
Космизация (использование космоса для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума).
Слайд 163 НТР в управлении
Существование единой
информационной сферы — Интернет.
Наука управления — кибернетика.
Востребованность работников новых профессий — программистов, операторов.
Геоинформатика — новое направление географии.
АСУ — автоматические системы управления.
Мировое хозяйство.
Мировое хозяйство в эпоху НТР.
Вопрос. Каковы условия формирования мирового хозяйства?
Слайд 165 Главным условием его формирования является
появление машинной индустрии. Замена ручного кустарного производства товаров машинным позволила странам резко увеличить производительность труда и иметь излишки более дешевой продукции. Продукцию необходимо было продавать в другие страны, то есть искать рынки сбыта.
Второе условие — образование мирового рынка. Для доставки продукции из стран Европы в США, в страны Азии, Латинской Америки необходим транспорт. Это третье условие формирования мирового хозяйства.
Вопрос. Какой транспорт, по вашему мнению, играет в международной торговле главную роль до сих пор?
Слайд 166Мы знаем, что между регионами России существует географическое разделение труда, которое
выражается в специализации экономических районов, субъектов РФ на производстве отдельных видов продукции и дальнейшем обмене продукцией.
Приведите примеры специализации территорий России. (Урал специализируется на производстве металла, Западная Сибирь поставляет газ и нефть, Северный Кавказ — продукцию сельского хозяйства и т.д.)
Географическое разделение труда существует и между странами, его называют международное географическое разделение труда. Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.
Слайд 167Вопрос. Почему страны имеют различную специализацию?
а) страны имеют различное географическое положение (сухопутное,
приморское, соседское и т.д.);
б) различные природные условия (рельеф, климат, почвы, природные зоны);
в) разный уровень социально-экономического развития и, следовательно, разную структуру хозяйства, качество трудовых ресурсов, исторические традиции и др. Традиционно в странах Юго-Западной Азии (Иран, Ирак) ткали ковры. США специализируются на производстве продукции точного и наукоемкого машиностроения, так как эта страна является развитым, постиндустриальным государством. Сенегал специализируется на продаже арахиса, а не автомобилей и компьютеров, так как имеет низкий уровень экономического развития.
Слайд 168Отраслью специализации является такая отрасль хозяйства, которая ориентирована на экспорт продукции.
Именно отрасль специализации определяет «лицо» страны в международном географическом разделении труда. Например: Россия экспортирует на мировой рынок газ, нефть, древесину, Канада — полезные ископаемые, зерно, Япония — автомобили, суда, телевизоры, компьютеры, Индия — чай, ткани, Франция — парфюмерию, одежду, обувь, вина.
Углубление международной специализации привело к «сращиванию» национальных хозяйств. Так возникла высшая ступень МГРТ — международная экономическая интеграция, то есть процесс развития глубоких и прочных взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.
Слайд 169Наиболее важными группировками стран являются:
Европейский Союз или ЕС. ЕС образовался в
1957 году под названием «Общий рынок». В него вошли ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. Позднее членами ЕС стали: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Кипр. Огромное желание стать членами ЕС имеют другие страны Восточной Европы.
Слайд 170 В Европе сформировано единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов,
услуг, рабочей силы. По Шенгенской визе можно свободно без виз переезжать из Франции в Англию, из ФРГ и Бельгии в Италию и др. С января 1999 г. введена единая валюта - евро. ЕС имеет свой флаг, герб, гимн, единый паспорт.
Слайд 171АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Членами ее являются: Индонезия, Малайзия,
Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли (США, Канада, Мексика).
ЛАИ — Латиноамериканская ассоциация интеграции. Членами ее являются: Аргентина, Боливия, Чили, Перу, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Эквадор.
АТЭС — Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (21 страна, в том числе Россия).
Слайд 172Отраслевой группировкой является ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти. В ОПЕК
входят Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла.
ТНК — транснациональные корпорации, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенных в разных странах. В мире их насчитывается боде 40 тысяч. ТНК имеют филиалы (более 250 тыс.) в разных странах и оказывают огромное влияние на экономическую жизнь стран, а в последнее время их влияние глобально.
Слайд 173«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).
«Мицубиси», «Тойота» — Япония
(автомобили).
«Дженерал моторе» «Форд моторе» — США ( автомобили).
«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).
Слайд 174Географический диктант
Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой
всемирными экономическими отношениями называется...
Главным условием формирования мирового хозяйства является:
Н. Н. Баранский ввел термин ...
МГРТ выражается в специализации стран на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем ...
«Лицо» страны определяют ...
Объединение стран называют...
Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группировку...
Организация стран экспортеров нефти называется ….
Североамериканская ассоциация свободной торговли называется...
Россия является членом группировки ...