Слайд 1Народные промыслы народов Северного Кавказа.
Автор: Миронова Н.В.
Слайд 5Мастера-кожевники из Кабарды.
На Северном Кавказе с давних пор занимались обработкой кожи.
Из нее делали мужскую и женскую обувь, предметы обихода, конскую сбрую, атрибуты военного снаряжения. Кожей обтягивали ножны шашек, кинжалов, колчаны. Использовалась в работе кожа крупного рогатого скота, коз и овец. В этом ремесле получили признание мастера-кожевники из Кабарды. Многие другие ремесла будут рассмотрены ниже, на примере некоторых регионов Кавказа.
Слайд 7Гончарное мастерство.
На Кавказе самая ранняя керамика, как свидетельствуют о том археологические
раскопки, появилась в VI-V вв. до н.э. В частности, прославились особенно балхарские мастерицы. Этот вид искусства в ауле Балхар существовал еще в I веке н.э. Здесь гончары вручную лепили из местной глины жгутовой или ленточной техникой кувшины для зерна и воды, миски, блюда, подойники и др. С XIX века гончарный промысел получил повсеместное распространение.
Слайд 8с.Балхар. Дагестан.
Балхар известен как старинный центр народного керамического художества. Местные мастера
специализируются на таких композициях, как кувшины, кружки, миски и другие сосуды, украшенные преимущественно белой тонкой росписью (штриховка, точки, розетки, волнистые линии, спирали). Также, в Балхаре ткут паласы и изготавливаются детские игрушки.
Слайд 9Жители села Балхар являются лакцами по-национальности, мусульманами-суннитами по вероисповеданию. В 1886
году население Балхара составляло 1424 человека.
Слайд 11Дагестан.
Ковроделие является одним из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Высокохудожественные самобытные
и многообразные ковры многократно были представлены вниманию публики на всемирных выставках и ярмарках
Слайд 12Художественная обработка дерева
Унцукульские изделия из дерева выполнены путем насечки и инкрустации
металлом. Традиционными являются узоры геометрического и растительного орнамента, сверкающие серебром на темной поверхности полированного с великолепной текстурой дерева. Первоначально из тростника изготовляли кнутовища, ручки для нагаек, трости. Изделия инкрустировали металлом (медь, серебро, мельхиор), костью, рогом, бирюзой.
Слайд 14Шелковая вышивка.
Одним из уникальных видов искусства в Дагестане является шелковая вышивка,
которая носит название «кайтагская», по месту происхождения. Они представляют собой панно, вышитые шелком, с неповторимым и уникальным рисунком. До нашего времени сохранились работы, датируемые концом XVIII – началом ХХ вв. Кайтагские вышивки имели ритуальное значение и были связаны с тремя главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой и смертью.
Слайд 15Чеченская республика.
Народные промыслы чеченцев играли существенную роль в их хозяйственной жизни
с давних времен. У большинства людей сложилось мнение, что чеченцы жили только за счет набегов и грабежей, но это не так: об обратном свидетельствуют многочисленные исторические, фольклорные и этнографические источники. Они с древних времен знали металлообработку, скотоводство, высокое земледелие, знали секреты ювелирного дела, а также владели ткацким и гончарным мастерством.
Слайд 16Село Шатой. Войлочные ковры
Ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьировать не
только их рисунки, но и цветовую гамму. Малейшее изменение соотношения цветов дает новые декоративные эффекты.
Слайд 17Чеченская бурка (Верта).
Наиболее известной и востребованной накидной одеждой чеченцев являлась войлочная
бурка, т. н. плащ из войлока с подкроенными и сшитыми плечами и вырезом для шеи.
Бурка была в каждой чеченской семье необходимым и важным элементом мужского гардероба. Хорошая бурка была гордостью мужчины, его престижем в обществе. Отличаясь суровой красотой, бурки являлись истинно воинским одеянием. Создавая себе это облачение, горцы Кавказа ассоциировали его с могучими крыльями восхищавших их орлов.
Слайд 19Ингушетия.
Ингушский народ издревле славился прекрасными образцами народного творчества. Их народные промыслы
и ремесла – это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, вышивка, изготовление ковров, циновок, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя, ковры с ингушским национальным орнаментом, предметы быта и многое другое. Ингушские мастера, перенявшие и сохраняющие опыт и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают в приспособленных домашних мастерских.
Слайд 22Выводы.
Таким образом, мы видим: несмотря на то, что на первый взгляд
кажется, будто народные промыслы «канули в лету» и о них все забыли, в действительности дело обстоит вовсе не так. Сегодня, в каждом уголке Северного Кавказа, мастера, не покладая рук, ежедневно трудятся. Конечно, потребность в этих изделиях уже не та, что в былые времена, но совсем не востребованными они остаться не могут. Во все времена были и есть истинные ценители народных промыслов. Потому что последние на протяжении многих веков неизменно несут в себе культуру, быт народа, его дух. Как мы убедились посредством проведенного небольшого анализа народных промыслов Кавказа, даже менталитет накладывает свой отпечаток, он проявляется в работе мастера. Где-то наблюдается утонченность в деталях и изысканность, а где-то, напротив, ее нет, и отдается предпочтение прочности, крепости, делается ставка на долговечность. Но самое главное то, что народные промыслы неотделимы от культуры народа, являются неотъемлемой ее частью, и именно поэтому необходимо сохранять эти традиции, пронося их сквозь времена и передавая из поколения в поколение.
Слайд 23Источники.
http://www.2r.ru/objects/29063
http://www.odnoselchane.ru/?sect=1586
http://www.youtube.com/watch?v=szdl3hpC-4A
http://tanci-kavkaza.ru/dagestanskie-kovry-cenyatsya-vyshe-persidskix/
http://www.jurnal.org/articles/2013/ekon47.html
http://www.chechentourism.ru/?page_id=438