Слайд 1Формирование познавательных УУД: умение классифицировать и сравнивать на уроках географии.
Автор: Минаева
Светлана Александровна
учитель географии МБОУ «Паньковской средней общеобразовательной школы».
Слайд 2Умение классифицировать. Исследование и познание
мира сводится не только к восприятию предметов и явлений, а так же к выделению общих существенных признаков. Развиваем способность к комбинаторике, чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления.
Слайд 3ММи
Урок: «Мир, в котором мы живем» 5 класс
Цель: развивать умение классифицировать
объекты
- Покажите стрелками соответствие:
полезные ископаемые
грибы
Живая природа вода неживая природа
почва
цветы
человек
Слайд 4Урок: «Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». 5 класс
Цель:
закрепить ранее сформированные метапредметные и предметные умения.
Выпишите в два столбика объекты живой и неживой природы. Стрелками покажите связи между ними.
Живая природа Неживая природа
Слайд 5Урок: «Мир звезд». 5 класс
Цель: научиться
классифицировать звезды по размерам.
Составьте схему «Звезды.
Примеры
Примеры
Примеры
Слайд 6Урок: «Воздушная одежда Земли» 5 класс
Цель: научиться классификации облаков
по внешнему виду.
Какие виды облаков вы знаете? Изобразите их схематично, подпишите названия.
___________ ___________ ___________
Слайд 7Урок: «Воздушная одежда Земли» 5 класс
Цель: научиться классификации по
общим признакам .
Подчеркните в предложенном перечне характеристики, которые ученые - климатологи используют для описания климата.
Дождливый, сухой, облачный, жаркий, холодный, влажный, солнечный, умеренный.
Слайд 8Урок: «Систематизация и обобщение знаний по курсу «География России. Природа.»
8 класс
Цель: закрепление знаний путем классификации объектов по общим признакам .
- Классифицируй объекты в таблицу
Берингов, Казбек, Чудское, Шилка, Белое, Эльбрус, Народная, Аргунь, Лаптевых, Владикавказ, Нарьян-Мар, Кубань, Владикавказ, Баскунчак, Эльтон, Карские ворота, Нарьян-Мар, Йошкар-Ола, Онежское, Терек, Черное, Двина, Японское, Татарский, Каспийское, Нева.
Слайд 9Итоговое обобщение. 7 класс
Цель: научиться классификации по общим признакам .
Исключите «лишний»
объект из списка
Озера: Эйр, Титикака, Чад
Реки: Мурей, Дарлинг, Нил
Животный мир: страус Эму, лирохвост, пингвины
Растительный мир: эвкалипт, бутылочное дерево, липа
Горы: Памир, Кавказ, Анды
Слайд 10Тема: «Население мира» 10 класс.
Составление классификационной таблицы стран с различным
религиозным составом населения.
Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 63-64), карты атласа (стр. 2-3 и 12) справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу ''Виды стран по религиозному составу населения'', вписав примеры стран и преобладающие в них религии
Слайд 11
Тема: «Природные ресурсы мира. Ресурсы Мирового океана».
Цель: закрепить умение проводить классификацию
по выделению природных богатств океана.
Задание 11. Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.
Природные ресурсы Мирового океана:
1 – морская вода (служит важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов);
2 – минеральные ресурсы дна Мирового океана (ресурсы континентального шельфа: нефть и природный газ, железомарганцевые руды глубоководного ложа;
3 – энергетические ресурсы Мирового океана (заключённые в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента);
4 – биологические ресурсы (животные и растения).
Слайд 12Умение сравнивать.
К.Д. Ушинский "...сравнение есть основа всякого понимания и мышления.
Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение ".
При сравнении выявляются черты сходства и различия, знание фактического материала, географических закономерностей... Сравнение может быть по одному и по нескольким признакам.
Слайд 13Сравнение одно из самых важных умений, которому учат в школе. Потому,
что ВСЁ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ! На уроках географии сравнению объектов и явлений придается особое внимание.
Как правильно сравнивать географические объекты?
1. Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать – черты сходства или различия? Может быть и то, и другое?
2. Отберите признаки для сравнения.
3. Установите черты сходства и различия.
4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.
Слайд 14Тема: Природные зоны Евразии.
Цель: научиться находить черты сходства и различия в
чередовании природных зон Евразии и Северной Америки.
Сравните природные зоны Евразии и Северной Америки по 40° с. ш. В чем состоят причины сходства и различий в их чередовании?
Тема: «Климат Северной Америки»
Сравните климат полуостровов (Аляска и Лабрадор или Калифорния и Флорида), расположенных в одном климатическом поясе. Запишите в тетрадь вывод, поясните причины сходства и различия.
Слайд 15Тема: Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. 7 класс
Цель: научиться находить
черты сходства и различия в особенностях природы и населения Северной и Центральной Африки.
Сравните природу и население Северной и Центральной Африки. На их примере раскройте зависимость деятельности и быта населения от природных условий.
Тема: «Австралия»
- Сравните географическое положение Австралии и Южной Африки. Что общего? В чем различие?
- Сравните рельеф Африки и Австралии.
Слайд 168 класс
Тема «Климат».
Сравнить бриз и муссон.
Тема «Рельеф».
Сравнить Уральские и Кавказские горы.
Тема
«Внутренние воды».
Сравнить реки Лена и Амур.
Сравнить озера Байкал и Ладожское.