высшей квалификационной категории
Приморский край
2018 год
Приморский край
2018 год
«Компетентностный подход» подразумевает направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых компетенций.
Ценностно-смысловые
компетенции
формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
«Образование на всю жизнь»
«Образование длинною в жизнь»
Учебно-познавательные
компетенции
формируются в урочной и внеурочной
деятельности ученика, когда он
добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от
домыслов, пользуется статистической
информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную
работу.
Общекультурные
компетентности
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, отдельных народов, роль религии, традиций.
Информационные компетенции
предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию.
Коммуникативные
компетенции
формируются в процессе общения. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими.
Социально-трудовые компетенции
означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности . Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности
Компетентный
ученик
Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, построенного с точки зрения компетентстного подхода к обучению, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций.
Роль учителя на уроке – это роль наставника, координатора, партнера, а его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.
Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу.
Предполагают следующую деятельность обучающихся:
ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
формулировка целей и задач исследования;
сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента.
объяснение полученных данных;
формулировка выводов, оформление результатов работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже слабо мотивированных на учебу учащихся в учебный процесс.
При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс интегрирует рассмотренные ниже методы.
При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
1.Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.
С целью формирования ключевых компетенций у уч-ся, можно уже
с 6 класса , по пройденным темам, решать задания ОГЭ по географии
3.Школьники выбирают место для занятий горнолыжной секции. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Конечно, данное задание 6-ки выполнить все не смогут, но к его решению их необходимо подготовить уже в 6 классе. А именно, ребят надо научить расставить координаты точек, сделав схему
Например:
54 с.ш.
0
57 с.ш.
0
59 с.ш.
0
61 с.ш.
0
30 в.д.
0
40 в.д.
44 в.д.
56 в.д.
0
0
0
УФА
БАЛАХНА
ВОЛОГДА
СОРТАЛАВА
Или сделать презентацию любой природной зоны России, создать видеоролик.
Можно разделить класс на группы, каждая из которых будет защищать свою природную
зону. По защите учащиеся задают вопросы классу и класс им.
Формирование ключевых компетенций – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования.
Вывод
Интернет ресурсы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть