Презентация, доклад на тему Формирование ключевых компетенций на уроках географии.

Содержание

Компетенция  означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.         Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности

Слайд 1«Формирование
ключевых
компетенций на
уроках географии»
Разработала:
Викторова Ольга Александровна,
учитель географии,

МОБУ «Липовецкая СОШ №2Октябрьского района»
высшей квалификационной категории

Приморский край
2018 год

«Формирование ключевых компетенций на уроках географии»Разработала: Викторова Ольга Александровна, учитель географии, МОБУ «Липовецкая СОШ №2Октябрьского района» высшей

Слайд 2 Компетенция 

означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
         Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для продуктивной деятельности.
         Образовательные  компетенции подразделяются на несколько уровней:
1)ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные  способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей или результатов. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий
2)общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3)предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
                  

«Компетентностный подход» подразумевает направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых компетенций.

Компетенция  означает круг вопросов, в которых человек

Слайд 3Ключевые компетенции:
 
1.Ценностно-смысловые       компетенции.  2.Учебно-познавательные    компетенции
3.Общекультурные      компетенции.  4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные

компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции
7. Компетенции личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловые
компетенции

формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.

«Образование на всю жизнь»



«Образование длинною в жизнь»

Учебно-познавательные
компетенции
формируются в урочной и внеурочной
деятельности ученика, когда он
добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от
домыслов, пользуется статистической
информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную
работу.

Общекультурные
компетентности
Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, отдельных народов, роль религии, традиций.

Информационные компетенции

предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию.

Коммуникативные
компетенции

формируются в процессе общения. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими.


Социально-трудовые компетенции
означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности . Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 

Компетенции личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности

Ключевые компетенции: 1.Ценностно-смысловые       компетенции.  2.Учебно-познавательные    компетенции3.Общекультурные      компетенции.  4. Информационные компетенции.5. Коммуникативные компетенции.6. Социально-трудовые компетенции7. Компетенции

Слайд 41. ИЗУЧАТЬ
-уметь извлекать пользу из приобретенных знаний, умений, навыков;
-

организовывать взаимосвязь знаний, уметь их упорядочить;
организовывать свои собственные приемы обучения.
2. ИСКАТЬ
- запрашивать различные базы данных;
- получать информацию из различных источников;
уметь работать с документами, классифицировать их.
3. ДУМАТЬ
- занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать свое мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей.
4. АДАПТИРОВАТЬСЯ
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.


Компетентный
ученик

1. ИЗУЧАТЬ -уметь извлекать пользу из приобретенных знаний, умений, навыков; - организовывать взаимосвязь знаний, уметь их упорядочить;

Слайд 5
Ориентация школьного образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической

направленности.  

Виды работ, направленные на усиление практической  направленности школьной географии  
работа с учебником, географической и
                                   научно-популярной литературой
                                   работа с картами и картосхемами
                                   работа со статистическими материалами
                                   работа на местности,
                                   маршрутные съёмки
                                   наблюдение за окружающей средой
                                   практикумы, полевые занятия, «зелёные классы»
                                   работа с ресурсами ГИС и Интернет
                                   учебные (практико-ориентированные) проекты
  
Ориентация школьного образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.  Виды работ, направленные на усиление практической  направленности

Слайд 6


Этапы подготовки урока при компетентностном подходе

Этапы подготовки урока при компетентностном подходе

Слайд 7Способы формирования компетенций учащихся

Способы формирования компетенций учащихся

Слайд 8Примеры формирования ключевых компетенций на уроках географии
УРОК ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС

. ТЕМА: «Рельеф суши. Горы»
Цель урока: Формирование познавательных компетенций учащихся на уроках географии.
Образовательные задачи: продолжить  изучение нового материала по теме «Рельеф суши», развивать умения и навыки работы с картой.
Развивающие задачи: научиться применять свои знания в новой учебной ситуации.
Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к своей Родине.

Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, построенного с точки зрения компетентстного подхода к обучению, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций.

Примеры формирования ключевых компетенций на уроках географии УРОК ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС . ТЕМА: «Рельеф суши. Горы»Цель урока:

Слайд 9Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в поле информации.

Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности.

Роль учителя на уроке – это роль  наставника, координатора, партнера, а его задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества. 

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.

Проблемное обучение. 
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто

Слайд 10Технология дифференцированного обучения 

Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему,

сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.

Технология дифференцированного обучения Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий,

Слайд 11
Проектные методы обучения.
  Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные

творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий  является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию  ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.

Работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная,  деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу.

Проектные методы обучения.   Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно

Слайд 12Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Исследовательские методы в обучении. 


Предполагают следующую деятельность обучающихся:   
ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; 
формулировка целей и задач исследования;  
сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); 
проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. 
объяснение полученных данных; 
формулировка выводов, оформление результатов работы. 

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.   

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций. Исследовательские методы в обучении.  Предполагают следующую деятельность обучающихся:    ознакомление

Слайд 13Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Интеграционные технологии. В связи с

постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности разработка и внедрение в практику интегрированных уроков (география и история, география и физика, география и литература, география и обществознание).

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. 

Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже слабо мотивированных на учебу учащихся в учебный процесс.

При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций. Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе

Слайд 14Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Кейс-метод – это техника обучения,

использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс  интегрирует рассмотренные ниже методы.
 При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций. Кейс-метод – это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых

Слайд 15Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Дискуссии
Учебные дискуссии представляют

собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.  Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все большее применение в практической деятельности преподавателей среди учеников старшей школы (9 – 11 классов). Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе  иметь профессиональную направленность. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.
Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций. Дискуссии Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся,

Слайд 16Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций.
Метод «мозгового штурма»
Данный

метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать предметно значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся. По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором участвует вся группа.
Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах.  Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Образовательные методики, позволяющие реализовать формирование ключевых компетенций. Метод «мозгового штурма» Данный метод, направленный на генерирование идей по

Слайд 17
Урок географии 6 класс
Обобщение знаний по теме: «План и

карта»

1.Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до колодца. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

С целью формирования ключевых компетенций у уч-ся, можно уже
с 6 класса , по пройденным темам, решать задания ОГЭ по географии

Урок географии 6 класс Обобщение знаний по теме: «План и карта» 1.Определите по карте расстояние на

Слайд 182.Определите по карте,
в каком направлении от точки В
находится

родник.

3.Школьники выбирают место для занятий горнолыжной секции. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

2.Определите  по карте, в каком направлении от точки В находится родник.3.Школьники выбирают место для занятий горнолыжной

Слайд 2028. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата

и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Алина: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков». 2) Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». 3) Георгий: «Чем севернее, тем ниже температуры воздуха в январе». 4) Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле».

Конечно, данное задание 6-ки выполнить все не смогут, но к его решению их необходимо подготовить уже в 6 классе. А именно, ребят надо научить расставить координаты точек, сделав схему
Например:

54 с.ш.

0

57 с.ш.

0

59 с.ш.

0

61 с.ш.

0

30 в.д.

0

40 в.д.

44 в.д.

56 в.д.

0

0

0

УФА

БАЛАХНА

ВОЛОГДА

СОРТАЛАВА

28. Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся

Слайд 21Тема урока 8 класс
«Природная зональность»
После просмотра учащимися видеоролика о природной зоне

«Тундра»
можно предложить им заполнить самостоятельно таблицу

Или сделать презентацию любой природной зоны России, создать видеоролик.
Можно разделить класс на группы, каждая из которых будет защищать свою природную
зону. По защите учащиеся задают вопросы классу и класс им.

Тема урока 8 класс«Природная зональность»После просмотра учащимися видеоролика о природной зоне «Тундра» можно предложить им заполнить самостоятельно

Слайд 22Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника,

развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем.                                      
Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.

Формирование ключевых компетенций – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования.

Вывод

Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в

Слайд 23
Шаблон презентации
http://7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-po-geografii-2.jpg?ver=3.0
Глобус
https://1001freedownloads.s3.amazonaws.com/vector/thumb/142945/barretr_Earth.png
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования
file:///C:/Users/Homepc/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf.pdf
Картинка «Ученик»
http://usolie.info/upload/iblock/8df/8df95b5683d0f8acb1337c8525a35200.jpg
Для 7 слайда
http://newstes.ru/uploads/posts/2017-09/thumbs/1505586219_39.jpg
Горы фото
http://citycelebrity.ru/userfiles/DSC_4060.jpg
Видеоролик «Тундра»
http://youtube.com/watch?time_continue=196&v=4YvLSB__1V0
Фото тундры
https://i1.photocentra.ru/images/main51/514073_main.jpg


Интернет ресурсы

Шаблон презентации http://7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-po-geografii-2.jpg?ver=3.0Глобусhttps://1001freedownloads.s3.amazonaws.com/vector/thumb/142945/barretr_Earth.pngФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияfile:///C:/Users/Homepc/AppData/Local/Packages/Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe/TempState/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf.pdfКартинка «Ученик» http://usolie.info/upload/iblock/8df/8df95b5683d0f8acb1337c8525a35200.jpgДля 7 слайдаhttp://newstes.ru/uploads/posts/2017-09/thumbs/1505586219_39.jpgГоры фотоhttp://citycelebrity.ru/userfiles/DSC_4060.jpgВидеоролик «Тундра»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть