Презентация, доклад на тему Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий

Содержание

Задачи семинара:- Познакомить педагогов с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность учащихся».- Сформировать представление о роли учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке и вне урока.- Раскрыть условия успешного осуществления исследовательской деятельности и роль преподавателя

Слайд 1
Семинар «УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ»

Семинар «УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ»

Слайд 2Задачи семинара:
- Познакомить педагогов с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность учащихся».
- Сформировать

представление о роли учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке и вне урока.
- Раскрыть условия успешного осуществления исследовательской деятельности и роль преподавателя в организации исследовательской деятельности учащихся.
- Показать опыт учителей школы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время(биология, география).

Задачи семинара:- Познакомить педагогов с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность учащихся».- Сформировать представление о роли учебных исследований, видах

Слайд 3«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно

усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»

Карл Роджерс

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием,

Слайд 4Актуальность исследования

Актуальность исследования

Слайд 5Теоретическая основа:
Представляет идею «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся». Ёё

разработали Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С.Обухов.
Под исследовательской деятельностью авторы понимают- процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью методов научной работы, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей.
Теоретическая основа:  Представляет идею «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся». Ёё разработали Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С.Обухов.

Слайд 6Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания. Её можно сравнить с работой

следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию чтобы понять окружающий мир
Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания. Её можно сравнить с работой следопыта, который стремится извлечь необходимую

Слайд 7Исследователь – «тот,
кто занимается научными
исследованиями»
(Словарь С.И. Ожегова)


Исследование научное


процесс выработки новых знаний,
один из видов познавательной
деятельности. Характеризуется
объективностью, воспроизводи-
мостью, доказательностью,
точностью; имеет два уровня –
эмпирический и теоретический.
Исследования делятся на
фундаментальные и прикладные,
количественные и качественные,
уникальные и комплексные.
(Российский энциклопедический словарь)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – ЭТО КТО?

Исследователь – «тот, кто занимается научными исследованиями» (Словарь С.И. Ожегова)Исследование научное – процесс выработки новых знаний,один из

Слайд 8Креативность
(от лат. Creative - творческий) – это способность
порождать необычные

идеи, отклоняться от
традиционных схем мышления, быстро решать
проблемные ситуации (Дж. Гилфорд).

Надо развивать отношения:
к науке, «своей» области её;
к её прикладному аспекту;
к процессу познания;
к преодолению трудностей и проблем;
к себе самому;
к сотрудничеству с другими;
иногда – к позиции «белой вороны».


Воспитание юного исследователя – это развитие отношения к познанию и творчеству

Креативность (от лат. Creative - творческий) – это способность порождать необычные идеи, отклоняться оттрадиционных схем мышления, быстро

Слайд 9Планируемые образовательные результаты


Эмоционально-
чувственное
Толерантное
общение
Умение делать
свой выбор
Активная
творческая
личность

Планируемые образовательные результатыЭмоционально-чувственноеТолерантноеобщениеУмение делатьсвой выборАктивнаятворческая личность

Слайд 10Исследовательская деятельность побуждается поисковой активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в

исследовательском поведении

С точки зрения процесса обучения, можно выделить принципиально четыре различных типа:
• дать рыбу и не обучать ловле;
• учить голодного ловле;
• накормить, а потом учить ловле;
• учить ловле и одновременно кормить.

Исследовательская деятельность  побуждается поисковой активностью,  характеризуется исследовательским мышлением  и проявляется в исследовательском поведенииС точки

Слайд 11Цель исследовательского обучения
- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между

фактами, формирование навыков синтеза новой информации на основе анализа первоисточников.

Цель исследовательского обучения- развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков синтеза новой информации

Слайд 12 Цели:
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
у учителя: развитие у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы

деятельности в процессе, максимально напоминающем научный поиск

у учащегося: 1) поиск субъективно новых знаний (новых для конкретного учащегося) 2) поиск новых методов и способов деятельности

Цели:УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ у учителя: развитие у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности в процессе, максимально напоминающем

Слайд 13Задачи:
развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, умение строить гипотезы,

обобщать, развивать аналитическое мышление);
дать возможность учащимся развивать свои творческие способности, самостоятельно получать знания и использовать их в нестандартных учебных и жизненных ситуациях;
способствовать повышению личной уверенности, позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;
вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
Задачи:развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление); дать возможность

Слайд 14Значение исследовательской деятельности для учащихся:



• учатся умению самостоятельно добывать знания;

испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
• развивают навыки самоорганизации;
• формируют адекватную самооценку;
• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.


Значение исследовательской деятельности для учащихся:• учатся умению самостоятельно добывать знания; • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес

Слайд 15Деятельность.

Деятельность.

Слайд 16
Исследовательская

Определение задач, выбор методов сбора и обработки
фактического материала




д е я

т е л ь н о с т ь

Постановка цели


Подбор методик исследования и практическое овладение ими

Анализ и обобщение полученного материала

Выводы

ИсследовательскаяОпределение задач, выбор методов сбора и обработки фактического материалад е я т е л ь н о

Слайд 17По количеству участников можно выделить исследования:

По количеству участников можно выделить исследования:

Слайд 18Краткосрочными
на нескольких уроках (3-6)
Средней продолжительности
(один-два месяца)
Долгосрочными
(до года)
По продолжительности

исследования могут быть:
Краткосрочнымина нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности(один-два месяца) Долгосрочными (до года)По продолжительности исследования могут быть:

Слайд 19Результаты исследовательской деятельности:
написание исследовательского сочинения;
создание электронной презентации;
выпуск буклета;
создание макета;
чертёж таблицы;


Результаты исследовательской деятельности:написание исследовательского сочинения;создание электронной презентации;выпуск буклета;создание макета;чертёж таблицы;

Слайд 20Уровни сформированности исследовательских умений учащихся:
Первый уровень -учащиеся с трудом выполняют единичные

операции исследования с помощью учителя, используя единичные элементы знаний из конкретной темы для построения суждений.
Второй уровень -учащиеся могут выполнять единичные операции исследования, проводить аналогичные исследования, использовать знания конкретной темы.
Третий уровень -учащиеся могут логически связывать отдельные элементы исследовательской деятельности, под руководством учителя они могут построить гипотезу и исследовать свойства веществ, рассматриваемых впервые. Но при этом учащиеся не всегда могут сделать полный вывод, преимущественно используют знания, полученные при изучении конкретной темы, и не всегда могут найти рациональный путь решения проблемы.
Четвёртый уровень –комплексное использование исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельного построенной гипотезы. Они могут находить рациональные пути решения проблемы, которая требует актуализации знаний из разных разделов курса.
Уровни сформированности исследовательских умений учащихся:Первый уровень -учащиеся с трудом выполняют единичные операции исследования с помощью учителя, используя

Слайд 21Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Слайд 22Для обучающихся в начальной школе
Темы детских работ выбираются из содержания учебных

предметов или близкие к ним
Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находится в зоне ближайшего развития
Для обучающихся в начальной школеТемы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нимПроблема исследования,

Слайд 23Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Слайд 24Для обучающихся в основной школе
Темы детских работ выбираются из любой содержательной

области(предметной, межпредметной, внепредметной)
Проблемы- близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений
Для обучающихся в основной школеТемы детских работ выбираются из любой содержательной области(предметной, межпредметной, внепредметной)Проблемы- близкие пониманию и

Слайд 25Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Слайд 26Для обучающихся в старшей школе
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ

подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находится в области их самоопределения
Для обучающихся в старшей школеТемы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями

Слайд 27Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой личностиУрочная деятельность Внеурочная деятельность

Слайд 28Урочная деятельность
Исследовательские методы
Творческие задания
Проекты

Учебный эксперимент
Домашнее задание исследовательского
характера
Другие технологии развивающего обучения

Урочная деятельность  Исследовательские методы  Творческие задания  Проекты  Учебный эксперимент  Домашнее задание исследовательского

Слайд 29Внеурочная деятельность
Массовая
-Познавательные игры, конкурсы
-Предметные недели
-Конференции
Групповая
-Школьное исследовательское общество
-Факультативы, элективные курсы, кружки
-Проекты
Индивиду-альная
-Исследовательская работа
-Творческие

работы
-Проекты

Внеурочная деятельностьМассовая-Познавательные игры, конкурсы-Предметные недели-КонференцииГрупповая-Школьное исследовательское общество-Факультативы, элективные курсы, кружки-ПроектыИндивиду-альная-Исследовательская работа-Творческие работы-Проекты

Слайд 30Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Слайд 31Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Слайд 32Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Слайд 33Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Слайд 34Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Слайд 35Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Слайд 36Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:

• мотивировать
• обучать

стимулировать

Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:• мотивировать • обучать • стимулировать

Слайд 37 Условия, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности:

1. Целенаправленность и

систематичность.
2. Мотивированность.
3. Учёт возрастных особенностей.
4. Психологический комфорт.
5. Личность учителя.
6. Творческая среда.

Условия, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности: 1. Целенаправленность и систематичность.2. Мотивированность. 3. Учёт возрастных особенностей.

Слайд 38Виды исследовательской деятельности

Монопредметное
исследование
Надпредметное
исследование
Межпредметное
исследование

Виды исследовательской деятельностиМонопредметное исследованиеНадпредметное исследованиеМежпредметное исследование

Слайд 39УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМ (по А.И.Савенкову)
Фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах

и явлениях;
Экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМ  (по А.И.Савенкову)Фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;Экспериментальные — темы, предполагающие

Слайд 40КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ исследования?
Требования к выбору и формулировке

темы:

Важно, чтобы тема была интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем;
Тема должна быть актуальна;
Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях;
Формулировка темы может содержать спорный момент;
Тема должна быть конкретна;
Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое;
Тема должна быть интересна и научному руководителю, и консультанту;

Важно с самого начала правильно сформулировать тему


КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ исследования? Требования к выбору и формулировке темы:Важно, чтобы тема была интересна не

Слайд 41Примерные темы исследовательских проектов:
Бездомные животные – проблема всех и каждого
Сотовая связь

и здоровье человека
Транспорт «за» и «против»
Экология и автомобиль
Репрессии в период массовой коллективизации
Реабилитация незаконно репрессированных
Искусство речи адвоката
Изучение видов птиц в окрестностях города
Смертная казнь: за и против
Причина преступности несовершеннолетних
Редкие и охраняемые растения Смоленской области
М. Цветаева «Жизнь в цветах»
Открытия, которых не было
Какова еда и питьё – таково и житьё
Магнитные бури - сигналы, посланные солнцем
Межличностные отношения в классном коллективе
Влияние стрессовых ситуаций на успеваемость школьников
Пословицы и поговорки в иностранном языке


Примерные темы исследовательских проектов:Бездомные животные – проблема всех и каждогоСотовая связь и здоровье человекаТранспорт «за» и «против»Экология

Слайд 42«Почему» и «Для чего» - два кита исследовательской деятельности

Почему именно

эта тема и именно на данный момент является для вас актуальной?
научная значимость
социальная точка зрения
личностная точка зрения
практическая значимость работы

«Почему» и «Для чего» - два кита исследовательской деятельности Почему именно эта тема и именно на данный

Слайд 43Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования


Вопросы:
«Какой

результат предполагается получить?»
«Каким видится этот результат?»
«Что необходимо сделать для его получения?»
Определение цели и задач, формулирование гипотезы, выбор методов ведения исследования Вопросы:«Какой результат предполагается получить?»«Каким видится этот результат?»«Что

Слайд 44Цель исследования -

это во имя чего предпринимается проект и это то,

чего вы пытаетесь добиться реализацией данного проекта.
Направленность исследования должна отображаться в формулировке цели

«доказать» «обосновать» «разработать»


Цель исследования -это во имя чего предпринимается проект и это то, чего вы пытаетесь добиться реализацией данного

Слайд 45Задачи исследовательского проекта

«проанализировать»
«описать»
«выявить»
«определить»
«установить»



Задачи исследовательского проекта«проанализировать»«описать»«выявить»«определить» «установить»

Слайд 46Формулирование гипотезы

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения явления, которое не

подтверждено и не опровергнуто
(«если…, то…»; «так…,как…»; «при условии, что…»; «может быть»; «предположим»; «допустим»; «возможно»; «что, если…»)


Формулирование гипотезыГипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения явления, которое не подтверждено и не опровергнуто («если…, то…»;

Слайд 47Определение методов исследования

Метод – это способ достижения цели исследования

Полевое наблюдение
Лабораторное наблюдение
Непосредственное

наблюдение
Опосредованное наблюдение
Определение методов исследованияМетод – это способ достижения цели исследованияПолевое наблюдениеЛабораторное наблюдениеНепосредственное наблюдениеОпосредованное наблюдение

Слайд 48Планирование исследования
что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку;
какие

источники информации необходимо изучить;
какие способы сбора и анализа информации можно использовать;
в какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования);
каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности;
как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой).
Планирование исследованиячто необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку;какие источники информации необходимо изучить;какие способы сбора

Слайд 49Распределение ролей при работе в команде
исследователь — его основная задача

— отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;
творец — создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
помощник — помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;
организатор — следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
докладчик — готовит вместе с другими участниками доклад о работе; отвечает за этап презентации.
Распределение ролей при работе в команде исследователь — его основная задача — отыскивать все новое, необычное и

Слайд 50Анализ учебной исследовательской работы
Перед выбором пути
Ты реши, куда идти,
Если вышла ерунда,
Значит,

шёл ты не туда.
Чтоб успех заполучить,
Быть понятным всеми,
Надо знать, как оценить,
По какой системе.
В жизни каждой из идей,
И для их свершенья,
Важно мнение людей…
Сформируй их мнение.
Анализ учебной исследовательской работыПеред выбором путиТы реши, куда идти,Если вышла ерунда,Значит, шёл ты не туда.Чтоб успех заполучить,Быть

Слайд 51Завершающий этап – защита исследовательской работы

Завершающий этап – защита исследовательской работы

Слайд 52Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов

работы над проектом;
Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
Степень осмысления использованной информации;
Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследованияСтепень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;Степень включенности в групповую

Слайд 53Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования
Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
Осмысление проблемы

проекта и формулирование цели проекта или исследования;
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
Владение рефлексией;
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов


Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследованияОригинальность идеи, способа решения проблемы;Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

Слайд 54Класссификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук
Проблемно-реферативные- творческие

работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы
Класссификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наукПроблемно-реферативные- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных

Слайд 55Минусы и плюсы

Минусы и плюсы

Слайд 57«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много

знать, и умеет добывать эти знания».

В.П. Вахтёров

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть