Слайд 1Антропоцентризм и его вклад в развитие человечества
Подготовила 2 группа:
Ртищева Е., Попова
П., Потурнак Д., Алексеенко А., Жванская Е.
Слайд 2Цель работы:
Доказать значимость антропоцентризма в развитие и становлении общества.
Слайд 3Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр)
— ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Слайд 4Американский профессор Линн Уайт выделяет для возникновения антропоцентризма иудейско-христианскую традицию, согласно
которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.
Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия.
Слайд 5Австралийский философ Варвик Фокс считает тавтологическим обоснование антропоцентризма тем, что человек является центром
бытия потому как только он может выносить суждения о мире. По его мнению, антропоцентризм представляет собой желание человека доминировать в природе, но в то же время обращаться с человеческим миром, также как с не-человеческим[3
Слайд 6Антропоцентрическая тенденция характеризуется высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъект-объектной
неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и как духовная ценность).
Слайд 7Антропоцентризм и гуманизм
В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения
того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм – это и есть гуманизм. Его объект – ценность человека. Познанием его разума и творческих способностей, стремлением к счастью на земле заменяется презрение к земному естеству. Гуманизм начинается, когда человек задумывается о самом себе, о том, какая роль отведена ему в мире, о своем предназначении и сущности, о цели и смысле своего бытия. Все эти рассуждения всегда имеют конкретные социальные и исторические предпосылки.
Слайд 8По своей сущности антропоцентризм эпохи Возрождения всегда выражает определенные классовые, социальные
интересы. В революционных идеях, направленных на земную, внутреннюю «божественность» человека, проявлялся гуманизм Ренессанса, а также в привлечении к жизненной активности человека, в утверждении его веры в самого себя. Гуманизм в узком смысле слова – это идейное движение, сущность которого состоит в изучении и распространении культуры, искусства, литературы и античных языков. Поэтому итальянский антропоцентризм эпохи Возрождения часто характеризуется как филологический, литературный. -
Слайд 9Гуманизм (от лат.humanitas- человечность) - центральное для Возрождения культурное явление. Гуманизм
- это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Такие кружки организуются как сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. А создали они по сути новую культуру. У ее истоков стояли Данте Алигьери (1265-1321) и Франческа Петрарка (1304-1374). В «Божественной комедии» Данте ищет переход от божественного первоначала к стихиям «нижнего мира». Учение о человеке нашло свое выражение и в его философских трактатах, и в образной системе «Божественной комедии», где земное вторгается в запредельное, личные и общественные страсти кипят в провалах ада, на ступенях Чистилища, и в райских высях.
Слайд 10Смертная и бессмертная природа человека обусловливает и его двоякое предназначение: 1)
проявление собственной добродетели в земной жизни; 2) созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти и при «содействии божественной воли». Петрарка не отвергает земной славы ради небесной. Забота о земной славе - долг человека, она недостижима без постоянного творческого труда. Гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы.
Слайд 11Антропоцентризм мы можем проследить в произведениях таких авторов, как:
1. Леонардо Да
Винчи
2. Микеланджело Буонарроти
3. Сандро Боттичелли
4. Пьеро Делла Франческа
5. Рафаэль Санти
6. Тициан Вечеллио и другие.
Слайд 15Вывод:
Антропоцентризм – мировоззрение, которое внесло огромный вклад в развитие и становление
общества через работы мудрецов древности и произведения искусств. Вопрос о предназначении человека и смысле его существования мучает людей и по сей день. Антропоцентризм пытается найти ответ на этот вопрос, основываясь на главенствующей роли человека во Вселенной. Разум и стремление к идеалу - главные черты этой философии. Мы не можем сказать насколько правильно или неправильно это учение, ведь мир так не понятен и бесконечен. Нам еще неизвестны большинство тайн, наполняющих пространство вокруг нас, но стремление познать и прочувствовать непостижимое не должно оставлять нас, если мы хотим оставаться разумными существами.