Слайд 1
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через педагогические технологии.
Из опыта работы
учителя географии МБОУ СОШ с. Воскресенское Якушовой Галины Владимировны
Слайд 2Задача учителя
Сформировать логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи с
ранее изученным материалом;
учить анализировать, сравнивать, обобщать;
Слайд 3Значение педагогических технологий
активизируют учебную деятельность учащихся;
подталкивают их на творческий
подход в изучении предмета;
способствуют повышению качества образования.
Слайд 4Элементы педагогических технологий, используемых в учебном процессе
Создание проблемных ситуаций.
Технология опорных конспектов.
Дидактические
игры.
Творческие работы.
Метод проектов.
Использование новых информационных технологий.
Слайд 5Проблемное обучение
Учащиеся осознают цель, но не знают способов ее достижения. Они
оказывается в положении исследователя, вырабатывают мышление свободное от шаблона, выдвигают новые объяснения,
собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходят к познанию действительности.
Пример задания:
Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? (7кл.)
Почему на западных склонах Уральских гор выпадает больше осадков, чем на восточных? (8 кл.)
Трудность состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, наиболее сильные учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем, на мой взгляд, все школьники должны приобщаться к такого рода деятельности.
Слайд 6Технология обучения на основе опорных конспектов
заполнение и составление опорного конспекта
обуславливает активизацию познавательной деятельности учащихся всего класса;
требует полной мобилизации и усиленного внимания;
конспекты служат средством познания изучаемых объектов и формированием творческого мышления учащихся;
позволяет не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; опорный конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление.
Пример
При изучении темы “ Атмосфера” в 6-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, что такое погода и от каких причин зависит смена погоды?
Слайд 7Опорный конспект темы урока «Погода» 6 кл
Слайд 8Игровые технологии
«Счастливый случай»,“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Что такое?
Кто такой? ”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “По странам и континентам”, “Географическое лото ” и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний.
При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения повышают эффективность преподавания предмета.
Слайд 9
Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в
их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс ёе выполнения, и результат – все требует от личности максимального приложения сил.
Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.
Слайд 10Метод проектов.
Работая над проектом, ученики не только творчески работают, но и
самостоятельно добывают знания.
Кроме того каждый ученик получает возможность в реальной деятельности проявить свою индивидуальность.
Слайд 12Использование новых информационных технологий.
Мультимедийные уроки формируют у учащихся научное мировоззрение
и полную картину окружающего пространства.
Работая с мультимедийным оборудованием, детям становится интересно учиться.
Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.
Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме
- видеофрагменты и видеосюжеты
- карты
- картосхемы
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Слайд 14
К
Каждый учитель мечтает иметь учеников, умеющих думать, анализировать, делать выводы, поэтому
на уроке выбирает те технологии обучения, которые позволяют каждому ученику проявить свою
самостоятельность и творчество.
Слайд 15Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они
позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика.
Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.