Слайд 1Активизация познавательной деятельности
на уроках географии через игровую деятельность
в рамках
ФГОС
Учитель географии и биологии МБОУ г. Иркутска СОШ №39 Кочетова Н.С.
Слайд 2Современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться
в течении жизни. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому планируемые результаты Стандартов второго поколения – ФГОС определяют предметные, метапредметные и личностные результаты.
Слайд 3Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функцией.
Игровые ситуации привлекают не только детей младшего школьного возраста, но они с успехом применяются в любом звене средней школы.
Слайд 4Использование игр открывает определенные перспективы в деле повышения интереса учащихся к
урокам географии, а так же к повышению качества знаний
Слайд 5География, как наука, возникла в глубокой древности. Термин «география» был придуман
античным ученым Эратосфеном и объединял общее понятие «землеописание».
Слайд 6Благодаря древним ученым появились первые географические карты, названия материков и стран,
появился первый глобус. Наиболее ярким периодом в развитии географии стала эпоха Великих географических открытий. Именно в этот период география стала основной наукой.
Слайд 7Нужно формировать у ребят желание учиться и познавать, чтобы им была
интересна наука География. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Слайд 8Каждый урок – это поле для творческой деятельности учителя. Обязательно должен
присутствовать элемент игры. Игра – это возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить.
Слайд 9Игра есть попытка детей организовать свой опыт. В игре происходит формирование
отношений, разрешение конфликтов и передача чувств.
Слайд 10В области обучения – главное придавать большое значение отбору содержания учебного
материала.
Слайд 11В организации процесса учения – важно всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся,
постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности
Слайд 13На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать,
исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:
Слайд 14Выдвигать наиболее актуальные вопросы перед учащимися через различные формы проведения урока
Слайд 15Вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни
Слайд 16Готовить выступления перед товарищами в классе;
направлять деятельность учащихся на сбор интересного
материала
Слайд 17Познавательный интерес порождает активность, в свою очередь, повышение активности укрепляет и
углубляет познавательный интерес.
Слайд 18Поэтому игры являются важным средством активизации познавательной деятельности.
Школьник становится активным,
заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Слайд 19Игры, с одной стороны, дают возможность проверить и закрепить знания, а
с другой приобрести новые. Материал для некоторых настольных игр, ребусы, шарады, кроссворды, поручаю приготовить самим ребятам.
Слайд 20Игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц,
кроссворды, занимательный материал, современные педагогические технологии обучения на разных типах уроков
Слайд 21Уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров (в старших
классах, конкретно в 10-х), уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
Слайд 22На развитие внимания - географический лабиринт, «Парадокс», буквенный лабиринт - филворд
Слайд 23На развитие логического мышления, приём «Да-нет», логические задачи, географическую почту, приём
«Согласен – не согласен», географические шарады, задания на поиск общего, аналогов, географический детектив
Слайд 24На развитие памяти - проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина, приём «Вспомни
силуэт», географический конструктор или географическая почта, приём «Что это?», географический диктант
Слайд 25На развитие мотивации географические «Крестики – нолики», приём «Узнай меня», творческие
задания, творческие задачи, воображаемое путешествие, приём «Крокодил»
Слайд 26На развитие воображения - аукцион
Слайд 27На развитие аналитических способностей - кроссворд, тест, ребус
Слайд 28На развитие речи учащихся - культурологическая игра, зачет и семинар с
игровыми элементами
Слайд 29На проверку знаний материала - зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки,
семинар
Слайд 30Игры, с одной стороны, дают возможность проверить и закрепить знания, а
с другой приобрести новые. Материал для некоторых настольных игр, ребусы, шарады, кроссворды, поручаю приготовить самим ребятам.
Слайд 31Домашняя работа - «Творческое задание» -
этот прием подразумевает замену обычного
домашнего задания творческой работой.
Слайд 32В географии домашнее задание, как правило, сводится к изучению какого-либо параграфа
учебника или блока номенклатуры. Однако можно придумать множество других заданий, с помощью которых учащиеся запомнят и теоретический материал, и географические названия.
Слайд 33Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной
теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т. д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.
Слайд 34На проверку умений оперировать фактическим материалом викторина, тест, кроссворд, реферат, географический
футбол
Слайд 35Игровые приемы хороши и для учителя, и для учащихся - разряжается
напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся, но любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся и познавательную активность.
Слайд 37 Для активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что
для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала, именно для этого и используются игровые моменты на уроке.
Слайд 38Но самое главное, не переборщить с игрой, ведь урок, должен оставаться
уроком, где учащимся выдают новый материал, который в первую очередь нужно понять и усвоить. Мы заинтересованы в том чтобы ребятам хотелось идти с желанием на урок!!!