Слайд 1Подвиг ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны.
Слайд 2В дни, когда по вине фашистских правителей земля заливается все
новыми потоками человеческой крови… может ли кто-либо из нас, работников науки- спокойно смотреть на то, что фашистский солдатский сапог угрожает задавить во всем Мире яркий свет человечества- свободу человеческой мысли, право народов самостоятельно развивать свою культуру!
В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки, спасения культуры, служащей всему человечеству»
(Из обращения «К ученым всех стран» действительных членов Академии наук СССР)
Слайд 3В первые месяцы войны только в учреждениях Академии наук СССР разрабатывалось
более 200 тем оборонного характера. Московские ученые под руководством П.Л.Капиц за 5 дней выполнили задание по созданию методики обеззараживания невзорвавшихся вражеских фугасных авиационных бомб.
Профессор МГУ Н.А.Глаголев оказал большую помощь в организации обороны Москвы от налета вражеской авиации, решив задачу об оптимальном размещении зенитных батарей вокруг столицы.
Слайд 4За рекою грянула «Катюша» по врагу лавиной огневой»
14 июля 1941 года
в боях под Оршей дали свой первый залп «Катюши»-реактивные минометы: батарея капитана И.А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша.
«Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-черного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И все это в какое-то мгновение. Я прильнул к стерео трубе. Уму непостижимо, что творилось километрах в четырех от нас. Не то, что там танки и машины- горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали это оружие «адской мясорубкой».
(Из воспоминаний генерал-лейтенанта Г.Д.Плескова)
Созданию реактивного оружия предшествовала длительная работа ученых и конструкторов: Н.И
.Тихомирова,В.А.Артемьева,Б.С.Петропавловского,Г.Э.Лангемака,И.Т. Клейменова и многих других
К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи; созданы пусковые установки конструкции И.И.Гвая,Н.В. Галковского,А.П.Павленко, А.С.Попова
Слайд 5 Иван Исидорович Гвай (13 декабря 1905, Екатеринослав — 22 июля 1960, Москва) —
советский конструктор установок для ракетного оружия, инженер-полковник инженерно-артиллерийской службы, лауреат Сталинских премий (1941, 1942).
Владимир Николаевич Галковский (14 июня 1911, Москва, Российская империя — 3 июля 2001, Москва, СССР) — конструктор РНИИ (НИИ-3 НКОП), один из создателей установок залпового огня БМ-13, историк отечественной ракетной техники, писатель.
Слайд 6Установка образца 1941-г БМ-13 представляла собой ферму из 16 направляющих (8
балок), на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5кг. Ферма монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6, за несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по два снаряда: один «шел» сверху, другой снизу.
Слайд 7Крылья Победы
В ходе войны советская техника совершенствовалась небывало быстрыми темпами.
Реализуя принцип преемственности конструкций заключающийся в последовательном совершенствовании летно-технических и боевых качеств имеющихся самолетов, советские авиаконструкторы создали ряд новых машин. Истребитель высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета (более11км), был прост в управлении и легок.
Слайд 8Семён Алексе́евич (Си́мон А́лтерович) Ла́вочкин (29 августа (11 сентября) 1900, Смоленск — 9 июня
1960, полигон Сары-Шаган Карагандинская область Казахской ССР) — советский авиационный конструктор.
Слайд 9Як-3 прошёл боевое крещение в июне 1943 года во время операции «Цитадель» под
Курском. Этот истребитель был любим пилотами, он с лёгкостью противостоял таким самолётам Люфтваффе, как Messerschmitt BF109 F/Gи Focke Wulf FW190. Из-за того, что истребитель был сделан преимущественно из дерева, он стал одним из самых лёгких истребителей Второй ми ровой войны (Вес пустого Як-3 составлял 2105 кг, взлетный — 2650 кг), дальность полёта составляла 885 км, максимальная скорость около 650 км/ч. На большинство Як-3 устанавливали одну 20мм пушкуШВАК и два 12.7 мм пулемёта пулемёта Березина. На Як-3 летали многие советские асы.
Слайд 10 Яковлев А.Н.
19 марта 1906
- 22 августа 1989
советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации
АкадемикАН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталинапо вопросам авиации.
Слайд 11Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных
аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як» . Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.
Слайд 12 Пикирующий бомбардировщик Ту-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева, имел два
двигателя мощностью 1850л сил,(1361,6кВт), потолок полета9,5км,дальность полета2100км,развивал скорость570км/ч, его бомбовая нагрузка составляла 1000кг.специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при различных режимах полета- по горизонтали, по вертикали.
Слайд 13ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (1888-1972). Авиаконструктор, академик АН СССР (1953). Генерал-полковник инженерных
войск (1968). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Член ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР (с 1950 г.). Четырежды лауреат Сталинской премии (1943, 1948, 1949, 1952), лауреат Ленинской (1957) и Государственной (1972) премий. Помимо вышеперечисленных наград, Туполев был награжден восемью орденами Ленина. В 1958 г. ему была присуждена золотая медаль им. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации».
Слайд 14 Успехи отечественного самолетостроения были невозможны
без множества достижений специалистов разных профессий:
Н.М. Скляров, С.Т.Кишкин- высокопрочная броневая сталь АВ-2, содержащая значительно меньше дефицитных компонентов, чем обычная- никеля в 2 раза, молибдена в 3 раза.,
За 4 года войны только новых мощных двигателей создано 23 типа.
А .Арасплетин, Е.Е.Фридберг- коструирование радиостанций.
За время войны скорость истребителей увеличилась на 25%,дальность полета-на 300%, грузоподъемность более чем на 200%,калибр используемого стрелково-пушечного оружия увеличился с 29 до 45 мм,за четыре военных года в серийное производство было запущено 25 новых и модернизированных типов самолетов.
На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было абсолютным! И в этом –героическая заслуга ученых, конструкторов, инженеров.
Слайд 15В осажденном Ленинграде.
Широк круг проблем, разрабатываемых учеными. Академик В.А.Кох и его
сотрудники занимались составлением таблиц стрельбы из артиллерийских орудий; под руководством члена-корреспондента АНСССР М,А. Шателена было налажено производство селеновых выпрямителей для военных целей, специалист по паровым турбинам член-корреспондент АН СССР А.А.Радциг написал учебник по паровым турбинам.
Слайд 16 Сотрудники Ленинградского физико-технического института П.П.Кабеко, Ф.И. Марей,
Н.С. Иванова изучили пластическую деформацию и вязкость льда, его проломы и грузоподъемность, изменение амплитуды ветровых колебаний, динамические деформации суточные естественные колебания ледяной толщи.
На основе результатов ученые выработали правило безопасного движения по ладожской трассе, ставили специальные таблицы и формулы расчета для допустимой скорости передвижения с любыми грузами.
Этот цикл работ сыграл сою положительную роль при прорыве блокады.
Слайд 17В Ленинградском ФТИ под руководством профессора А.П Александрова проводились работы, направленные
на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе их работ был создан обмоточный метод размагничивания судов.
И.В.Климов, И.В.Курчатов, В.С.Лазуткина, Б.А.Ткаченко- создали безобмоточный метод размагничивания.
Ю.Б. Кобзарев, П.А. Погорелко, Н.А.Ченцов - создание импульсно-радиолокационной системы «Редут».
Е.О. Патон-метод скоростной электросварки под флюсом
Слайд 18Группа ученых Ленинградского физико-технического института создала дешевую и эффективную зажигательную
смесь , разработала новые подрывные противо- танковые средства.
Под руководством С.И.Вавилова велись работы по изготовлению люминесцентных светосредств для нанесения на шкалы приборов военных самолетов, был налажен выпуск люминесцентных ламп для подводных лодок.
Инженеры Ленэнерго в сентябре 1942г прорвали энергетическую блокаду Ленинграда, проложив линию электропередач по дну Ладожкого озера
Слайд 19В тылу, за линией фронта
Шавгулидзе Т.Е., молодой инженер-путеец, сражавшийся в
рядах минских партизан,изобрел рельсовый клин для установки на путях. При ударе о него мчавшийся в локомотив слетал с рельсов, а вслед за ним под откос летели, громоздясь друг на друга, вагоны, платформы.
Шувгулидзе Т.Е. создал также приспособление, превращающее при необходимости карабин (облегченную винтовку с укороченным стволом, в гранатомет, конструировал минометы.
Слайд 20
Чем дальше мы уходим от войны
И четче обнажаются вершины,
Чем полнозвучней голос
тишины,
Тем все понятней, что мы совершили.
Сидоров И.
Слайд 21Источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%88%D0%B0_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%8F)
http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/istorija/istorija_legendarnoj_katjushi/10-1-0-248
http://www.litmir.net/br/?b=168820&p=3
images.yandex.ru›
images.yandex.ru›як-3 википедия
Журнал «Физика в школе»1985год,№3
Слайд 22
Лесниковский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Хорошовская средняя школа»
Учитель физики Леченкова Л.А.