Слайд 2«Хотя голова моя много и зачинает, да руки одни»
М. В. Ломоносов.
Слайд 3Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка
недалеко от Холмогор. Его отец, Василий Дорофеевич, был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели и преуспевающим купцом
Слайд 4
. С раннего детства отец Ломоносова брал сына с собой в
море. Они уходили ранней весной и возвращались поздней осенью. Опасность плавания закаляли юношу, ум обогащался разнообразными наблюдениями. Эти поездки оставили неизгладимый след в душе Михаила.
Слайд 5 "Вратами учения", по признанию самого Михаила, стали книги "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика"
Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого. В 14 лет Ломоносов свободно и грамотно писал.
Третья жена отца - Ирина Семеновна - оказалась для Михаила "злой и завистливой мачехой". Отношения с ней не сложились с самого начала. Жизнь, наполненная ссорами с мачехой, становилась невыносимой. Ирину Семеновну особенно ожесточала страсть Михаила к книгам.
Слайд 6
В декабре 1730 года Михаил, тайно бежав ночью, отправился в Москву
на караване с рыбой, который отправлялся из Холмогор. Путь продлился 3 недели, и в начале января 1731 года Михаил был в старой столице
Слайд 7
По приезде он записался в Славяно-греко-латинскую академию, и в этом же
полугодии перешел во второй класс. Учился прилежно, в свободное от учебы время посещал библиотеку Заиконоспасского монастыря, где читал богословские книги - летописи, патристику, читал философию, физические и математические сочинения. Через год обучения Ломоносов овладел латынью, начал писать стихи и изучать греческий.
Слайд 8
Серьезное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы
воспитанников Спасских школ. В Академии наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке,
ознакомился с современным подходом к различным исследованиям, сильно отличавшихся от тех, что преподавались в Славяно-греко-латинской академии.
Слайд 9В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны
12 наиболее способных учеников.
Слайд 10Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию,
в Марбургский университет, затем он продолжил образование в
Фрейбурге.
Слайд 11
За границей Михаил пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге,
около года во Фрайберге, Наряду с поставленной программой Ломоносов брал уроки французского языка, танцев, рисования, фехтования. Обучаясь в Марбургском университете, Михаил часть денег тратил на книги,
Слайд 12
В 1741 году Ломоносов вернулся на родину. С этого времени началась
его блестящая академическая карьера.
Слайд 13В 1745 году он становится профессором химии. Но диапазон исследований ученого
необычно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология.
Слайд 14В 1753 году, Михаилу Васильевичу Ломоносову при помощи Шувалова удается устроить
фабрику мозаики.
Мозаичный портрет Петра I
Слайд 15Вклад Ломоносова в физику.
Ломоносов наряду с химическими исследованиями много времени уделял
исследованию физических явлений. Особый интерес он проявлял к вопросам строения вещества, теории теплоты, теории упругости газов, природы атмосферного электричества, природы света и цветов, практической оптики.
Работать над теорией строения вещества Ломоносов начал еще в студенческие годы. В результате долголетних размышлений он пришел к выводам о том, что все тела состоят из мельчайших и далее неделимых частиц.
Слайд 17
Производя в 1756 г. Опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах,
Ломоносов экспериментально доказал закон сохранения веса вещества при химических превращениях,
Слайд 18
. Вооружившись математически разработанной теорией строения вещества, Ломоносов в 1744 году
пишет диссертацию «Размышления о причине теплоты и стужи». Чем теплее тело, тем быстрее движутся его частички. Наоборот, чем холоднее тело, тем меньше скорость движе¬ния его частичек, а когда оно прекратится полностью, наступит самая низкая возможная степень теплоты. Так Ломоносов впервые в истории науки ввел понятие об абсолютном нуле температуры.
Слайд 19
В 1753 году пишет сочинения о природе электричества и вызываемых им
явлениях. Ломоносов выдвинул свою теорию образования атмосферного электричества. Прежде всего, он впервые открыл вертикальные восходящие и нисходящие воздушные течения.
Слайд 20
В 1744 г. Ломоносовым было начато наблюдение за грозами, проводившееся затем
регулярно в течение ряда лет.
С начала 50-х годов он занимался изучением электрических явлений совместно с профессором Рихманом.
Слайд 21
Летом 1753 г. во время проводившихся Ломоносовым и Рихманом одновременно, каждым
на своей квартире, опытов по изучению атмосферного электричества, Рихман был убит молнией большой силы.
Слайд 22
Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была “ночезрительная труба”
(1756-58), позволявшая в сумерки более отчетливо различать предметы. Кроме того, задолго до В. Гершеля Ломоносов сконструировал отражательный (зеркальный) телескоп.
Слайд 23
26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов
открыл существование у нее атмосферы,
впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.
Слайд 24
Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше
око
Могло приближившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан,
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множества веков;
Там камни, как вода кипят,
Горящи там дожди шумят
Фото 08. 06. 2004.
Слайд 25Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его
инициативе был открыт в 1755 году Московский Университет, который сейчас носит его имя.
Слайд 26Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в
отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Слайд 27
Умер Михаил Ломоносов 4 апреля 1765 года, в собственном доме на
реке Мойка.
Дом М.В. Ломоносова.
Слайд 28Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Памятник на могиле Ломоносова.
Слайд 29Итог урока
Перефразировав известные слова Пушкина, я призываю вас и себя не
быть ленивыми, а быть любопытными, быть такими, каким являлся Михаил Васильевич Ломоносов, который не останавливался на достигнутом и смело преодолевал трудности и испытания и служил Отечеству.
Слайд 30Домашнее задание
Написать размышление на тему «Я и моя страна» (мои главные
конституционные обязанности – учение, учиться; размышление над вопросом, какой смысл вы вкладываете в слова «дух просвещенья»?)