Слайд 1УРОК – ИГРА
«ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ»
Не стыдно не знать, стыдно не
учиться.
Русская пословица
Слайд 2 «Реши кроссворд»
1. Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени.
Слайд 3 «Реши кроссворд»
2. Изменение с течением времени
положения тела относительно других тел.
Слайд 4 «Реши кроссворд»
3. Линия движения тела при
перемещении из одной точки в другую.
Слайд 5 «Реши кроссворд»
4. Результат решения экспериментальной задачи.
Слайд 6 «Реши кроссворд»
5. Явление сохранения скорости тела
при отсутствии действия на него других тел.
Слайд 8Удачи!
Пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Успех
решает не судьба,
А ваши знанья!
Слайд 10«Термины! Формулы!»
Конверт «Физические величины»
Конверт «Физические приборы»
Конверт «Физические явления»
Конверт «Узнай формулу»
Конверт «Найди
правильную формулу»
Слайд 11Конверт «Физические величины»
Объём
Масса
Плотность
Скорость
Газ
Длина
Время
Слайд 12Конверт «Физические приборы»
Весы
Барометр
Термометр
Спидометр
Жидкость
Мензурка
Слайд 13Конверт «Физические явления»
Молния
Радуга
Инерция
Падение тел
Движение
Инертность
Нагревание
Трение
Слайд 14
Конверт «Узнай формулу»
V = □ / t
ρ = m / □
t = S/ □
V = □ / ρ
Слайд 15
Конверт «Узнай формулу»
V = □ / t
ρ = m / □
t = S/ □
V = □ / ρ
V = S / t
ρ = m / V
t = S / V
V = m / ρ
Слайд 16
Конверт «Найди правильную формулу»
V = S / t
t = V
/ S
S = t / V
ρ = m / V
V = m ∙ ρ
m = V / ρ
Слайд 17 «Порешаем!»
1. Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего
путь 20 км за 3 ч.
2. Подсолнечное масло объемом 1 л (1000 см3) имеет массу 920 г.
Найдите плотность масла. Выразите её в килограммах на
кубический метр (кг/м3).
3. Составьте текст задач по следующим условиям:
1. V = 5 м/с (муха);
S = 10 м;
t - ?
2. ρ = 1350 кг/м 3(мёд);
V = 0,2 м3;
m - ?
Слайд 18 «Порешаем!»
1. Ответ: ≈ 6,7 км /
ч.
2. Ответ: 920 кг / м3 .
Слайд 20 ВЕЛИКИЙ УЧЁНЫЙ
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
1564
1642
Слайд 21 Из всего, что происходит в окружающем мире, наибольший интерес
Галилея вызывали разнообразные движения. Он по крупицам собирает все, что написано о движении у древних, но с сожалением констатирует: "В природе нет ничего древнее движения, но именно относительно него написано весьма мало значительного". А вопросы возникают у пытливого юноши на каждом шагу...
Слайд 22 Однажды Галилей был в церкви, и его внимание
привлекло раскачивающееся паникадило – большая церковная люстра. Он обратил внимание на то, что паникадило раскачивается неравномерно, по-разному проходя крутые и пологие участки. В какой-то момент Галилео показалось, что качания стали угасать, но время, уходящее на одно качание, при этом не уменьшалось.
Слайд 23
Он уже не может отвлечься от своих размышлений, он
должен немедленно проверить свое предположение. Он, разумеется, не имеет возможности осуществить достоверную проверку, но "грубую прикидку" (он любил это выражение) должен сделать немедленно. Вернувшись домой, Галилей при помощи товарища провел эксперименты с шарами, подвешенными на нити, и окончательно убедился, что его предположение правильно.
Слайд 24 Более всего интересует Галилея то, что пишет Аристотель о
физике окружающего мира, но он не хочет слепо верить каждому слову великого философа: "Сам Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя". Он читает и других авторов, среди которых наибольшее впечатление на него производят Архимед и Евклид.
Слайд 25 Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов:
пропорциональность пути, проходимого падающими телами - квадратам времени их падения;
равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля);
сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инерции), и др.
Слайд 26 Законы механики были применены Галилеем и для доказательства
теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассудка" кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых "сильных" аргументов против теории Коперника.
Слайд 27 Галилей же установил, что равномерное движение тела нисколько не
отражается на процессах, совершающихся на его поверхности. Например, на движущемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По этому обнаружить равномерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.
Все эти идеи великий ученый сформулировал в "Диалоге о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой" (1632), научно доказавшем истинность теории Коперника.
Слайд 28Художник запечатлел эксперимент, которого, возможно, и не было: Галилей бросает два
шара разных размеров с «падающей» Пизанской башни
Основа мировоззрения Галилея - признание объективного существования мира, т. е. его существования вне и независимо от человеческого сознания
Слайд 29 Гениально простой была догадка Галилея о траектории движения
брошенного тела. Такое движение он называл принужденным (в отличие от свободного падения). Галилей построил теорию брошенного тела сразу же за теорией свободного падения. Он догадался, что движение тела, брошенного под углом к горизонту, складывается из равномерного прямолинейного движения. В результате тело движется по параболе. В этом рассуждении существенно используется закон инерции - закон Галилея.
Слайд 30 Галилей долго исследовал различные следствия из сделанного предположения и
неожиданно обнаружил, что ... по такому закону движение вообще происходить не может!
У Галилея были все основания обидеться на коварство природы. Которая не выбрала самого простого пути. Однако вера в разумность природы у Галилея не угасла, он рассматривает не менее простое предположение, что нарастание скорости происходит пропорционально времени: V=ct. Такое движение он назвал естественно ускоренным, но прижился термин "равноускоренное движение".
Слайд 31Галилей утверждал, что задача учёного - "... это изучать великую книгу
природы, которая и является настоящим предметом философии".
Основа мировоззрения Галилея - признание объективного существования мира, т. е. его существования вне и независимо от человеческого сознания
Суд над Галилеем
Слайд 32Основные законы движения и не были высказаны Галилеем с той чёткостью,
с какой это сделал Исаак Ньютон, то по существу закон инерции и закон сложения движений были им вполне осознаны и применены к решению практических задач. Можно сказать, что история статики начинается с Архимеда, а историю динамики открывает Галилей.
Слайд 33Галилей долго исследовал различные следствия из сделанного предположения и неожиданно обнаружил,
что ... по такому закону движение вообще происходить не может!
У Галилея были все основания обидеться на коварство природы. Которая не выбрала самого простого пути. Однако вера в разумность природы у Галилея не угасла, он рассматривает не менее простое предположение, что нарастание скорости происходит пропорционально времени: V=ct. Такое движение он назвал естественно ускоренным, но прижился термин "равноускоренное движение".
Слайд 34 Два года Галилей пишет "Беседы и математические доказательства...", где
излагает основы динамики. В мае 1636 года ученый ведет переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. "Беседы" выходят в свет в Нелей-де в июле 1638 года, а в Арче три книги попадают почти через год - в июне 1639 года. К тому времени ослепший Галилей мог лишь ощупать свое детище руками.
Галилей умер 8 января 1642 года.
Слайд 35«Аукцион»
Лот № 1. Весы.
Лот № 2.
Термометр.
Лот № 3. V=S/t
Лот № 4. ρ=m/V
Лот № 5. График.
Слайд 36«Быстро и в точку»
1. Мяч, спокойно лежащий на столе вагона при
равномерномерном движении поезда, покатился назад по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?
Слайд 383. Прочитайте, определите границы предложений и расставьте знаки препинания.
Физика является наукой
о физических явления природы «физика» по-гречески значит природа физическое тело – это любой предмет, здание, автобус, трамвай являются физическими телами все тела в природе движутся физика изучает движение тел.
Слайд 39 Науку всё глубже постигнуть
стремись
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
(Персидский поэт, 940 – 1030 гг.)
Слайд 40Домашнее задание
Придумать четыре тестовых вопроса по изученному материалу с тремя
вариантами ответа(один – правильный, другие – близкие по смыслу).