Слайд 1
АЛЕШИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель физики МБОУ Лицея №3 г. Сарова
Победитель ПНПО -2008
Наша
жизнь носит экспериментальный характер.
Ж.Ренар
Слайд 2«Учебные исследования как средство формирования исследовательских компетенций учащихся при обучении физике»
Слайд 3Условия формирования опыта
Научно-исследовательские:
изучение работ авторов: И.С. Кон, А.В. Мудрик,
В.Д. Мухина; В.Д. Шадриков , Э.Д. Днепров.; И.А.Зимняя, А.В.Баранников, А.В. Хуторской
Методические:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Концепция развития образования РФ до 2020 года;
«Примерные программы по учебным предметам: Физика, стандарты второго поколения»;
Основная образовательная программа Лицея №3 города Сарова
Организационно-педагогические:
работа в ШМО и ГМО учителей физики г. Сарова;
опыт работы методистом в Департаменте образования г. Саров;
сотрудничество с заведениями высшего профессионального образования; опыт работы по формированию исследовательских навыков на уроках физики;
транслирование опыта через сетевые сообщества учителей
Слайд 4Актуальность личного вклада
Данный опыт может быть полезен для учителей физики,
т.к. позволит устра-нить противоречие между требованиями, предъявляемыми к практическим занятиям исследовательской деятельностью по ФГОС (итоговая исследовательская проектная работа), и недостаточной эффективностью ее организации в условиях учебного процесса (не все умеют организовать фор-мирование исследовательской компетенции на уроке и вне урока);
Активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна;
Если систему обучения физике выстроить на основе последовательного включения школьников в исследовательскую деятельность, то это приведет к повышению уровня знаний по физике, возникновению мотивации на ис-следовательскую деятельность, формированию проектно-исследовательской компетенции учащихся
Слайд 5Теоретическое обоснование личного вклада
Истоки подходов к организации учебной исследовательской деятельности можно
увидеть в трудах отечественных (В. П. Вахтеров, К. Д. Ушинский, Н. И. Новиков, Л. Н. Толстой и др. ) и зарубежных (Дж. Брунер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, И. Песталоцци и др. ) педагогов – классиков;
Проблемы формирования методов познания раскрыты в работах В. П. Ворожилова, В. В. Дмитриенко, А. А. Королькова, А. Н. Кочергина и др.;
Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы в работах И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным;
Обоснование развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным, И. С. Якиманской;
Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин, психологические основы организации учебной исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым;
Теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности представлены в трудах Л. А. Казанцевой, А. В. Леонтовича, Г. В. Макотровой, Е. А. Румбешта, вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, О. И. Митрош, В. П. Ушачевым;
Имеется ряд монографий, докторских и кандидатских работ посвященных исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности;
Формированию учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики) посвящена работа М. И. Старовикова, дидактическим условиям становления мировоззренческой позиции в процессе исследовательской деятельности работа Е. В. Тягловой, формированию исследовательских умений младших школьников исследование Н. А. Семеновой, приобщению учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности исследование А. В. Андриенко
Слайд 6Цель и задачи
Цель: разработать методику комплексного формирования
иссле-довательской компетенции на основе последовательной орга-низации исследовательской деятельности школьников;
Задачи:
Разработать методику последовательного включения школь-ников в исследовательскую деятельность, способствующую формированию у них исследовательской компетенции на уроках и вне уроков;
На основе возможностей современной образовательной сре-ды обучения физике разработать содержание тематических комплексов учебных исследований для уроков физики и внеурочной работы
Слайд 7Ведущая педагогическая идея
Целенаправленному формированию и развитию исследовательских компетенций учащихся способствует методика
обучения физике, основанная на систематическом использовании учебных исследований на различных этапах урока, подобранных в соответствии с дидактической целью определенного этапа урока
Слайд 8Деятельностный аспект личного вклада
Методы:
теоретические: анализ философской, педагогической, психо-логической, социологической
литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, моделирование, срав-нение, обобщение;
эмпирические: анкетирование, наблюдение, изучение про-дуктов деятельности, документов, метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы качественного и коли-чественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательс-кой деятельности учащихся;
методы математической статистики обработки результатов
Слайд 9Деятельностный аспект личного вклада
Основные этапы:
Анализ литературы и изучение состояния проблемы
исполь-зования учебного исследования и формирования исследова-тельской компетенции учащихся в отечественной и зарубеж-ной теории и практике обучения физике.
Теоретическое обоснование и практическая разработка тема-тических комплексов учебных исследований для различных этапов урока.
Внедрение разработанных методов развития исследовательс-кой деятельности учащихся в процесс организации учебного исследования в педагогическую практику в лицее
Слайд 10Деятельностный аспект личного вклада
Сформирован учебно-методический комплекс для организа-ции систематической деятельности
учащихся по проведению учебных исследований, позволяющий оптимизировать затра-ты времени на выполнение исследований на уроках и во внеурочное время;
Разработана методика целенаправленного формирования и развития у учащихся исследовательских умений, основанная на реализации учебно-исследовательской деятельности уча-щихся в соответствии с характерными этапами структуры эксперимента как метода научного познания. Данная методика подразумевает использование учебного исследова-ния на каждом этапе урока с упором на отработку соответству-ющего этапа экспериментального метода исследования
Слайд 11Диапазон личного вклада
Данная методика рассчитана на курс физики
для 7-11 классов
Новизна
Разработано содержание методики обучения учащихся на основе системы учебного эксперимента, соответствующее современным возможностям школьного кабинета физики;
Разработано содержание тематических комплексов учебного эксперимента для основной школы по разделам: «механические явления», «тепловые явления», «электромагнитные явления», «световые явления. Содержание методики доведено до уровня дидактических материалов для использования на разных этапах урока
Разработана дополнительная программа «Экспериментальная физика.13-17 лет» (сертифицирована)
Разработано поурочное планирование с использованием учебных исследований на разных этапах урока для 7- 8 классов
Слайд 12Результативность педагогической деятельности
Показатели сформированности ИК в 10 -х классах
Слайд 13Результативность педагогической деятельности
Для оценки уровней сформированности у школьников
исследо-вательских компетенций (ИК) за основу взяты показатели сфор-мированности ИК, разработанные Л. А. Казариной и представ-ленные в работе «Показатели сформированности исследовате-льской компетентности учащихся профильных классов»:
Мотивационная направленность личности на исследовательс-кую деятельность;
Способность к сотрудничеству;
Способность грамотно использовать методологические поня-тия и принципы;
Умение учиться.
Для оценки уровня сформированности компетенций предлагае-тся следующая шкала: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – сред-ний уровень; 1 балл – низкий уровень.
Слайд 14Транслируемость достижений
Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседани-ях
ШМО и ГМО учителей физики г. Сарова;
Результаты опыта внедрены в практику работы учителей в Лицее №3 г. Сарова;
Наиболее актуальный способ распростра-нения опыта – публикации на сайте https://infourok.ru/user/aleshina-irina-vladimirovna
Слайд 15Литература
Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
Баранников A.B.
Компетентностный подход и качество образования / отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. 144 с.
Баранников A.B. Содержание общего образования. Компетентностный подход. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 51 с.
Варламов С.Д., Зильберман А.Р., Зинковский В.И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. М.: МЦНМО, 2009. 184 с.
Васильева И.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М.: МПГУ, 2008. 26 с.
Казарина Л. А. Показатели сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов // Вестник ТГПУ. –2013. – № 7 (135). – С. 196–201.
Лобова Г. Н. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности: понятийный аспект // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Междунар. сборник науч. трудов. – Воронеж, 2003. – Вып. 18. – С. 207–210.
Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьни-ков: монография. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 208 с.
Синенко В. Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента: дис. д-ра пед. наук. – Челябинск,1995. – 389 с.