Презентация, доклад на тему Учебные исследования как способ формирования исследовательской компетенции школьников при обучении физике

Содержание

«Учебные исследования как средство формирования исследовательских компетенций учащихся при обучении физике»

Слайд 1

АЛЕШИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Учитель физики МБОУ Лицея №3 г. Сарова
Победитель ПНПО -2008
Наша

жизнь носит экспериментальный характер. Ж.Ренар
АЛЕШИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНАУчитель физики МБОУ Лицея №3 г. СароваПобедитель ПНПО -2008Наша жизнь носит экспериментальный характер.

Слайд 2«Учебные исследования как средство формирования исследовательских компетенций учащихся при обучении физике»

«Учебные исследования как средство формирования исследовательских компетенций учащихся при обучении физике»

Слайд 3Условия формирования опыта
Научно-исследовательские:
изучение работ авторов: И.С. Кон, А.В. Мудрик,

В.Д. Мухина; В.Д. Шадриков , Э.Д. Днепров.; И.А.Зимняя, А.В.Баранников, А.В. Хуторской
Методические:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Концепция развития образования РФ до 2020 года;
«Примерные программы по учебным предметам: Физика, стандарты второго поколения»;
Основная образовательная программа Лицея №3 города Сарова
Организационно-педагогические:
работа в ШМО и ГМО учителей физики г. Сарова;
опыт работы методистом в Департаменте образования г. Саров;
сотрудничество с заведениями высшего профессионального образования; опыт работы по формированию исследовательских навыков на уроках физики;
транслирование опыта через сетевые сообщества учителей






Условия формирования опытаНаучно-исследовательские: изучение работ авторов: И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.Д. Мухина; В.Д. Шадриков , Э.Д. Днепров.;

Слайд 4Актуальность личного вклада
Данный опыт может быть полезен для учителей физики,

т.к. позволит устра-нить противоречие между требованиями, предъявляемыми к практическим занятиям исследовательской деятельностью по ФГОС (итоговая исследовательская проектная работа), и недостаточной эффективностью ее организации в условиях учебного процесса (не все умеют организовать фор-мирование исследовательской компетенции на уроке и вне урока);
Активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна;
Если систему обучения физике выстроить на основе последовательного включения школьников в исследовательскую деятельность, то это приведет к повышению уровня знаний по физике, возникновению мотивации на ис-следовательскую деятельность, формированию проектно-исследовательской компетенции учащихся
Актуальность личного вклада  Данный опыт может быть полезен для учителей физики, т.к. позволит устра-нить противоречие между

Слайд 5Теоретическое обоснование личного вклада

Истоки подходов к организации учебной исследовательской деятельности можно

увидеть в трудах отечественных (В. П. Вахтеров, К. Д. Ушинский, Н. И. Новиков, Л. Н. Толстой и др. ) и зарубежных (Дж. Брунер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, И. Песталоцци и др. ) педагогов – классиков;
Проблемы формирования методов познания раскрыты в работах В. П. Ворожилова, В. В. Дмитриенко, А. А. Королькова, А. Н. Кочергина и др.;
Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы в работах И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным;
Обоснование развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным, И. С. Якиманской;
Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин, психологические основы организации учебной исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым;
Теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности представлены в трудах Л. А. Казанцевой, А. В. Леонтовича, Г. В. Макотровой, Е. А. Румбешта, вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, О. И. Митрош, В. П. Ушачевым;
Имеется ряд монографий, докторских и кандидатских работ посвященных исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности;
Формированию учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики) посвящена работа М. И. Старовикова, дидактическим условиям становления мировоззренческой позиции в процессе исследовательской деятельности работа Е. В. Тягловой, формированию исследовательских умений младших школьников исследование Н. А. Семеновой, приобщению учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности исследование А. В. Андриенко

Теоретическое обоснование личного вкладаИстоки подходов к организации учебной исследовательской деятельности можно увидеть в трудах отечественных (В. П.

Слайд 6Цель и задачи

Цель: разработать методику комплексного формирования

иссле-довательской компетенции на основе последовательной орга-низации исследовательской деятельности школьников;
Задачи:
Разработать методику последовательного включения школь-ников в исследовательскую деятельность, способствующую формированию у них исследовательской компетенции на уроках и вне уроков;
На основе возможностей современной образовательной сре-ды обучения физике разработать содержание тематических комплексов учебных исследований для уроков физики и внеурочной работы

Цель и задачи    Цель: разработать методику комплексного формирования иссле-довательской компетенции на основе последовательной орга-низации

Слайд 7Ведущая педагогическая идея
Целенаправленному формированию и развитию исследовательских компетенций учащихся способствует методика

обучения физике, основанная на систематическом использовании учебных исследований на различных этапах урока, подобранных в соответствии с дидактической целью определенного этапа урока
Ведущая педагогическая идеяЦеленаправленному формированию и развитию исследовательских компетенций учащихся способствует методика обучения физике, основанная на систематическом использовании

Слайд 8Деятельностный аспект личного вклада
Методы:
теоретические: анализ философской, педагогической, психо-логической, социологической

литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме, моделирование, срав-нение, обобщение;
эмпирические: анкетирование, наблюдение, изучение про-дуктов деятельности, документов, метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; методы качественного и коли-чественного анализа теоретического и экспериментального исследований (качественная и количественная оценка ответов обучающихся, анализ продуктов творческой, исследовательс-кой деятельности учащихся;
методы математической статистики обработки результатов

Деятельностный аспект личного вклада Методы: теоретические: анализ философской, педагогической, психо-логической, социологической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме,

Слайд 9Деятельностный аспект личного вклада
Основные этапы:
Анализ литературы и изучение состояния проблемы

исполь-зования учебного исследования и формирования исследова-тельской компетенции учащихся в отечественной и зарубеж-ной теории и практике обучения физике.
Теоретическое обоснование и практическая разработка тема-тических комплексов учебных исследований для различных этапов урока.
Внедрение разработанных методов развития исследовательс-кой деятельности учащихся в процесс организации учебного исследования в педагогическую практику в лицее
Деятельностный аспект личного вкладаОсновные этапы: Анализ литературы и изучение состояния проблемы исполь-зования учебного исследования и формирования исследова-тельской

Слайд 10Деятельностный аспект личного вклада
Сформирован учебно-методический комплекс для организа-ции систематической деятельности

учащихся по проведению учебных исследований, позволяющий оптимизировать затра-ты времени на выполнение исследований на уроках и во внеурочное время;
Разработана методика целенаправленного формирования и развития у учащихся исследовательских умений, основанная на реализации учебно-исследовательской деятельности уча-щихся в соответствии с характерными этапами структуры эксперимента как метода научного познания. Данная методика подразумевает использование учебного исследова-ния на каждом этапе урока с упором на отработку соответству-ющего этапа экспериментального метода исследования

Деятельностный аспект личного вклада Сформирован учебно-методический комплекс для организа-ции систематической деятельности учащихся по проведению учебных исследований, позволяющий

Слайд 11Диапазон личного вклада
Данная методика рассчитана на курс физики

для 7-11 классов

Новизна
Разработано содержание методики обучения учащихся на основе системы учебного эксперимента, соответствующее современным возможностям школьного кабинета физики;
Разработано содержание тематических комплексов учебного эксперимента для основной школы по разделам: «механические явления», «тепловые явления», «электромагнитные явления», «световые явления. Содержание методики доведено до уровня дидактических материалов для использования на разных этапах урока
Разработана дополнительная программа «Экспериментальная физика.13-17 лет» (сертифицирована)
Разработано поурочное планирование с использованием учебных исследований на разных этапах урока для 7- 8 классов

Диапазон личного вклада   Данная методика рассчитана на курс физики для 7-11 классовНовизнаРазработано содержание методики обучения

Слайд 12Результативность педагогической деятельности
Показатели сформированности ИК в 10 -х классах

Результативность педагогической деятельностиПоказатели сформированности ИК в 10 -х классах

Слайд 13Результативность педагогической деятельности
Для оценки уровней сформированности у школьников

исследо-вательских компетенций (ИК) за основу взяты показатели сфор-мированности ИК, разработанные Л. А. Казариной и представ-ленные в работе «Показатели сформированности исследовате-льской компетентности учащихся профильных классов»:
Мотивационная направленность личности на исследовательс-кую деятельность;
Способность к сотрудничеству;
Способность грамотно использовать методологические поня-тия и принципы;
Умение учиться.
Для оценки уровня сформированности компетенций предлагае-тся следующая шкала: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – сред-ний уровень; 1 балл – низкий уровень.






Результативность педагогической деятельности   Для оценки уровней сформированности у школьников исследо-вательских компетенций (ИК) за основу взяты

Слайд 14Транслируемость достижений
Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседани-ях

ШМО и ГМО учителей физики г. Сарова;
Результаты опыта внедрены в практику работы учителей в Лицее №3 г. Сарова;
Наиболее актуальный способ распростра-нения опыта – публикации на сайте https://infourok.ru/user/aleshina-irina-vladimirovna

Транслируемость достиженийОсновные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседани-ях ШМО и ГМО учителей физики г.

Слайд 15Литература
Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.
Баранников A.B.

Компетентностный подход и качество образования / отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, 2008. 144 с.
 Баранников A.B. Содержание общего образования. Компетентностный подход. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 51 с.
 Варламов С.Д., Зильберман А.Р., Зинковский В.И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. М.: МЦНМО, 2009. 184 с.
Васильева И.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компетентностного подхода при обучении физике в основной школе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. М.: МПГУ, 2008. 26 с.
Казарина Л. А. Показатели сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов // Вестник ТГПУ. –2013. – № 7 (135). – С. 196–201.
Лобова Г. Н. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности: понятийный аспект // Человек и общество на рубеже тысячелетий: Междунар. сборник науч. трудов. – Воронеж, 2003. – Вып. 18. – С. 207–210.
Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьни-ков: монография. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 208 с.
Синенко В. Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента: дис. д-ра пед. наук. – Челябинск,1995. – 389 с.

ЛитератураАндреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. 240 с.Баранников A.B. Компетентностный подход и качество образования /

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть