Слайд 1Системно-деятельностный
подход: как создать урок физики, на котором главное – деятельность
учащихся
Дидук Светлана Борисовна,
учитель физики
МБОУ Ильинской СОШ
Слайд 2 Слова «деятельностный подход» означают, что обучение
строится на основе активной познавательной деятельности учащихся.
Слово «системно» означает, что познавательная деятельность учеников совершается регулярно в определенной последовательности, звенья которой связаны между собой и образуют систему.
В чём смысл системно- деятельностного подхода?
Слайд 3Для того чтобы осуществить системно-деятельностный подход к преподаванию, нужно:
уметь строить уроки
на базе познавательной деятельности учащихся;
на каждом уроке создавать или развивать у учащихся умения, позволяющие вовлекать в разную работу;
иметь к каждому уроку задания, связанные с различными видами деятельности.
Слайд 4 Главная цель обучения и воспитания: «дать
человеку деятельность, которая бы наполнила его душу», - считал более полутора веков назад известный отечественный педагог К.Д. Ушинский.
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». - утверждал во второй половине XIX в. английский писатель Бернард Шоу.
Слайд 5«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. То, что вы
были вынуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость».
Г. Лихтеннберг
Слайд 6Что такое деятельность?
Деятельность – это работа,
труд, занятие, но такое, которое вызывает в человеке или окружающем мире коренные изменения. Деятельность состоит из ряда частей:
Потребности Мотив Цель
Задачи Действия Результат Обдумывание результата Корректировка Рефлексия
Слайд 7Что даёт обучение на основе
деятельностного подхода?
В этом процессе:
происходит развитие всех компонентов личности: умение действовать чётко, обходить препятствия, воля, настойчивость, самокритичность;
совершается овладение не только знаниями, но и умениями;
абстрактные «чужие» знания, которые ученик при традиционном преподавании черпает из рассказа учителя или учебника, становятся его личными, а поэтому – более понятными, близкими, осознанными;
Слайд 8Что даёт обучение на основе
деятельностного подхода?
В этом процессе:
рождается самостоятельность, которая порождает также самоорганизацию;
расширяется спектр и качество межличностных отношений, поскольку в ходе выполнения работ приходится вступать в ряд деловых контактов: с учителем, одноклассниками.
Слайд 9Какова структура урока изучения нового материала, реализующего деятельностный подход к обучению?
I.
Начало.
II. Основная часть.
III. Итоговая часть.
IV. Заключительная часть.
V. Рефлексия.
Слайд 10 Процесс конструирования урока
Шаг 1.
Создание у учеников потребности к знаниям.
Шаг 2. Формирование мотивов к познанию.
Шаг 3. Выбор умений (универсальных и предметных)., которые будут на уроке задействованы.
Слайд 11 Процесс конструирования урока
Шаг 4.
Создание основной части урока, состоящей из познавательных цепочек, имеющих следующие звенья:
Выделение единицы знания;
Постановка вопроса;
Предложение действия учителем;
Познавательное действие ученика;
Результат;
Определение задействованных умений.
Слайд 12 Процесс конструирования урока
Шаг 5.
Планирование итоговой части.
Шаг 6. Создание заключительной части урока.
Шаг 7 . Продумывание способа осуществления рефлексии.
Шаг 8. Продумывание завершающих слов учителя.
Слайд 13 «Чем больше учитель учит своих учеников
и чем меньше предоставляет им возможности самостоятельного приобретения знания, самостоятельно мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения».
И.Лернер
Слайд 14Литература:
1. Браверман Э.М. Создаём уроки, на которых главное
– деятельность учащихся. Реализуем системно-деятельностный подход к обучению. – М.: Илекса, 2013. – 84 с.
2. Виноградова Е.С., Виноградова С.А. Реализуем ФГОС: Технологии системно-деятельностного подхода на уроках физики. – Иваново: АУ «ИРО Ивановской области», 2015. – 131 с.
3. Ивашкина Д.А. Деятельностный подход на уроках физики: организация учебного исследования. Пособие для учителей. – М.: Илекса, 2014. – 304 с.