Слайд 1Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ
Основные идеи ЕГЭ
Слайд 2 Особенности подготовки учителя
к ЕГЭ в 2014-2015 учебном году
Семинар для
учителей физики Ставропольского края
Слайд 3ЕГЭ – форма государственной оценки качества образования
ЕГЭ представляет собой форму объективной
оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы полного
(среднего) общего образования, с использованием контрольно-измерительных материалов (КИМов), представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта
«Закон РФ «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)
Слайд 4ЕГЭ – одно из направлений реализации
модернизации образования
Цели ЕГЭ как направления модернизации:
- повышение доступности профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;
- формирование системы более объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений;
- повышение объективности вступительных испытаний и процедуры приема в вузы и ссузы;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
Слайд 5Основные доводы «ЗА» ЕГЭ
Объективность;
Демократичность;
Снижение физической и психической нагрузки;
Повышение престижности знаний.
Слайд 6Объективность гарантируется
при последовательной реализации позиций:
Экзамен письменный и все выпускники сдают его
по параллельным(эквивалентным) заданиям;
КИМы составляются специалистами разных уровней: методистами, преподавателями ВУЗов, учителями общеобразовательных учреждений.
Авторы КИМов не входят в экзаменационные комиссии;
Работа поступает на проверку в зашифрованном виде;
Задания 1-28 с выбором ответа проверяются компьютером;
Задания 29-32 проверяют два независимых эксперта региональной комиссии
Слайд 7При создании КИМов учитывается:
Современные требования к образовательным достижениям учащихся;
Теория педагогических измерений;
Традиции
российского образования;
Опыт разработки экзаменационных материалов в России и за рубежом;
Результаты ЕГЭ последних лет;
Результатов всероссийских и международных исследований качества образования.
Слайд 8Кодификатор элементов содержания по физике
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ.
Слайд 9Кодификатор
Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов ООО и среднего
общего образования по физике (базовый и профильный уровни) согласно приказу Минобразования России от 15.03.2004г. № 1089
Слайд 10Кодификатор
Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ЕГЭ приведен в кодификаторе
элементов содержания по физике для составления КИМ ЕГЭ.
Кодификатор КИМ ЕГЭ 2015 отличается от кодификатора КИМ 2014.
Слайд 11Содержание кодификатора
В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные в образовательном стандарте
курсивом.
Эти элементы подлежат изучению, но не являются объектом контроля и не включаются в требования к уровню подготовки выпускников.
Слайд 12Изменения в кодификаторе
1. В 2015 году вводятся существенные изменения в
кодификатор элементов содержания. Эти изменения связаны с внесением в кодификатор всего перечня формул , выносимых на ЕГЭ.
2. В кодификаторе учтены различные формы записи закономерностей.
3. Введение формул связано с особенностями оценивания расчетных задач с развернутым ответом
Слайд 13Решение задач с развернутым ответом
1. Полное и правильное решение таких задач
предполагает запись всех физических законов и формул, необходимых для решения задачи выбранным способом.
2. При оценивании будут приниматься во внимание только те законы и формулы, которые даются в кодификаторе.
Слайд 14Решение задач с развернутым ответом
Другие сочетания формул или формулы , полученные
путем преобразования нескольких формул из кодификатора не будут приниматься в качестве верных исходных уравнений для решения задач 29-32.
Слайд 15Структура контрольно-измерительных материалов
Объем контролируемых элементов содержания в КИМ 2015г. по физике
остался без изменения.
Изменяется структура КИМ:
Отменяется деление заданий на части А,В,С – введена сплошная нумерация заданий;
Уменьшается общее число заданий – теперь их 32.Все задания делятся на 2 части.
Часть 1 содержит 24 задания из них:
9 заданий с выбором ответа и записью номера правильного ответа; 15 заданий с кратким ответом, в том числе с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также задания на соответствие и множественный выбор
Слайд 16Структура КИМ
Часть 2 содержит 8 заданий, предполагающих решение задач.
Из них 3
задания (25-27) с кратким ответом.
5 заданий (28-32) – это задачи с развернутым ответом
Смотрите таблицу 1. спецификации
Слайд 17Таблица1. Распределение заданий по частям работы.
Слайд 18Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий
Часть 1
проверяет:1.(12-14 заданий) на знание/понимание смысла физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов;
2. 9-12 заданий на умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний;
3. 2 задания на умение отличать теорию от гипотезы и делать выводы на основе эксперимента;
4. 0-1 задание на использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Слайд 19Таблица3.
Часть 2 ( 8 заданий) проверяет умения применять полученные знания при
решении физических задач
Слайд 20Таблица4. Распределение заданий по уровню сложности
В КИМах представлены задания базового, повышенного
и высокого уровня сложности;
В 1-й части (19 заданий)базового уровня, мах. балл за которые 22 балла;
Повышенный уровень( всего 9 заданий):
- 5 заданий с кратким ответом в части 1;
3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2, мах балл за которые 16;
Высокий уровень (4 задания) в части 2, за которые мах балл – 12.
Слайд 21Оценка заданий 1 баллом.
Задание с выбором и записью номера правильного ответа
считается выполненным если записанный в бланке ответа №1 номер ответа совпадает с верным ответом. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.
Это задания 3-5,10,15,16,21 из части1 и задания 25-27 из части 2.
Слайд 22Оценка заданий 2 баллами.
Задания 6,7,11,12,17,18,22 и 24 части1
Оцениваются 2 баллами если
верно указаны оба элемента ответа; оцениваются1 баллом если один элемент указан не верно. 0 баллов если оба элемента указаны не верно
Слайд 23Подготовка к ЕГЭ 2015
При организации контроля за усвоением материала обеспечить отдельную
проверку:
Усвоения понятийного аппарата;
Умения решать вычислительные задачи;
Умения решать качественные задачи, при решении которых учащиеся должны представить развернутый логически обоснованный ответ в устной или письменной форме;
Слайд 24Задания с развернутым ответом
Для заданий с развернутым ответом изменены системы оценивания:
-
Для качественных задач выставление 1 или 2 баллов без каких-либо объяснений и указаний на явления и законы даже при записи правильного ответа невозможно!!.
Слайд 25Решение качественных задач
Качественные задачи требуют умения построения логических умозаключений на основе
физических теорий и законов без применения математического аппарата.
В качественной задаче ставиться такой вопрос, ответ на который ученик должен сформулировать сам, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике.
Слайд 26Последовательность выполнения качественной задачи
Обобщив опыт учителей по решению качественных задач, можно
рекомендовать следующую последовательность решения простой качественной задачи:
1. Внимательное чтение условия задачи ( рассмотрение графика, чертежа, рисунка, прибора, установки и т.д.);
2.Анализ описанных в задаче явлений (анализ данных задачи, введение дополнительных условий и др.);
Слайд 27Последовательность решения качественных задач
3. Уяснение вопроса задачи;
4. Первая логическая посылка
: ( выбор и формулировка физического закона, соответствующего условию задачи, установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи);
5. Вторая логическая посылка : ( синтез данных условия задачи с соответствующим физическим законом или свойством данного процесса или явления и т.п.)
6. Формулировка умозаключения – ответ на вопрос задачи.
Слайд 28Качественные задачи
В этом году использовались новые типы качественных заданий, в которых
необходимо было либо построить график и объяснить его вид на основании известных законов, либо объяснить уже предложенный в условии задачи график.
Слайд 29оценивание
Как и в прошлом году, при оценивании решений качественных задач наблюдается
гораздо больший разброс между 1 и 2 баллами, чем при оценивании решений расчетных задач.
Причем это не зависит от типа задачи. Большинство приступивших к решению этих задач лишь ориентируется в общей ситуации, но не в состоянии выстроить логически связное объяснение.
Слайд 31Решение
Сила тяжести в море и реке – const т.е. не изменяется
(3);
Из условия плавания тел:
mg = силе Архимеда;
Значит и сила Архимеда – const т.е. не изменяется (3);
сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема погруженной части, т.к. плотность морской воды больше, значит объем погруженной части корабля в море меньше(2).
Ответ: 233
Слайд 32Оценивание
Для качественных задач в ЕГЭ по физике используется обобщенная система оценивания,
которая построена на описании полного правильного решения.
Полное правильное решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменятся показания приборов, вид построенного графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых формул).
Слайд 33Оценивание качественных задач
К сожалению, достаточно часто в ответах даже наиболее подготовленных
выпускников прослеживаются пропуски логических шагов в обосновании или отсутствие ссылок на законы или явления. Целесообразно использовать при решении качественных задач запись последовательной цепочки промежуточных вопросов. Само же решение в этом случае представляет собой цепочку рассуждений с ответами на поставленные вопросы и указаниями на выделенные физические явления, величины и законы.
Слайд 34Оценивание
Для дифференциации наиболее подготовленных выпускников в ЕГЭ используются,как правило, расчетные задачи
с нетрадиционным контекстом (но несложные с точки зрения математических преобразований) или задачи, в которых в явном виде не задана физическая модель, которую можно использовать при решении.
Успешное их выполнение возможно только в том случае, если подготовка шла не по принципу изучения как можно большего числа «типовых моделей» задач, а по принципу обучения процессу решения физических задач.
Слайд 35Оценивание
Этот процесс в качестве обязательной части включает в себя анализ условия,
выбор физической модели, обоснование возможности ее использования и выделение тех или иных
законов или теоретических положений, которые необходимы для решения. Выпускники, получившие по результатам ЕГЭ высокие баллы, как правило, приводят комментарии к выбору модели и системы уравнений для решения, демонстрируя тем самым понимание физической сути описываемых в задаче явлений и процессов.
Слайд 36Расчетные задачи с развернутым ответом.
В расчетных задачах изменены требования к полному
верному ответу (как и в 2014 году):
- При решении задач по кинематике, динамике, геометрической оптике и др., где необходимы рисунки с указанием физических величин их наличие является обязательным. Ошибка в рисунке приведет к снижению максимального балла за решение.
- При записи развернутого ответа требуется словесное указание всех вновь вводимых при решении задачи физических величин.
Слайд 37Расчетные задачи с развернутым ответом.
Наиболее существенным изменением является требование записи комментариев,
обосновывающих использование указанных в решении законов и формул для ситуации данной конкретной задачи;
От экзаменуемых потребуется указание на физическую модель, которую можно применить в описываемой ситуации и комментарии , обосновывающем, почему можно применить именно эту модель с соответствующим набором законов и формул.
Слайд 38Проверка знаний понятийного аппарата
При проверке усвоения понятийного аппарата вызывает затруднения определение
свойства какого-либо явления или объяснение законов его протекания
При подготовке повторить особенности явлений:
Тепловое расширение; - Броуновское движение;
Диффузия; - Свойства паров;
Электростатическая индукция и поляризация диэлектриков;
Преломление света; - Электромагнитная индукция;
Преломление света; - Дисперсия света;
Явление фотоэффекта .
Слайд 39Обратить внимание
При подготовке к ЕГЭ уделить внимание процессу превращения энергии в
различных процессах:
- при различных видах движения тел ( без действия сил сопротивления), особенно при колебательных процессах;
При движении тел (с учетом сил сопротивления);
При изменении агрегатных состояний вещества;
В колебательном контуре.
Именно эти элементы ЕГЭ оказываются наиболее сложными.
Слайд 40Методологические умения
Результаты ЕГЭ показывают слабый уровень сформированности методологических умений.
В 2015 году
задания КИМов будут обеспечивать проверку следующих элементов:
Запись показаний приборов (амперметр, вольтметр, мензурка, термометр, гигрометр)
Правильное включение в электрическую цепь электроизмерительных приборов;
Запись результатов вычислений физической величины с учетом необходимых округлений(по заданной погрешности)
Слайд 41Методологические умения
Выбор физических величин, необходимых для проведения косвенных погрешностей;
Выбор установки для
проведения опыта по заданной гипотезе;
Определение параметра по графику, отражающему экспериментальную зависимость физических величин ( с учетом абсолютных погрешностей);
Слайд 42Методологические умения.
Определение возможности сравнения двух величин, выраженных в разных единицах;
На основе
анализа хода опыта выявление несоответствия порядка проведения опыта предложенной гипотезе;
Построение графика по экспериментальным данным ( с учетом абсолютных погрешностей)
Слайд 43Методологические умения
Анализ результатов опыта, представленного в виде графика или таблицы и
формулировка вывода;
Расчет параметра физического процесса по результатам опыта, представленного в виде таблицы;
Анализ применимости физических моделей.
для проверки каждого из умений разработаны модели заданий с выбором ответа